Экономическая мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема изучалась многими учеными, рассматривалась философами, и многих волновал вопрос: «Что предшествовало развитию экономики на Востоке, какова была мысль Древности?» В современной науке этому вопросу уделяется мало внимания, поэтому данная тема особо актуальна в наше время. Целью данной работы является изучение характерных черт, как экономического строя, так и соответствующей ему надстройки (т. е. «политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения») в период образования и развития древневосточных рабовладельческих государств.

Содержание

Введение
1. Изучение экономической мысли Древнего Востока
2. Экономическая мысль Древнего Востока
2.1. Древней Египет
2.2. Вавилония
2.3. Древний Китай
2.4. Древняя Индия
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

Текст распадается  на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.  В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.  
Основная задача законов Хаммурапи - нейтрализовать социальные последствия долгового рабства.

Во времена  правления Хаммурапи частная  собственность достигла полного  развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший  источник доходов. Во времена Хаммурапи  царская земля раздавалась в  пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и  в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным  развитием частной собственности  на землю, чему в немалой степени  способствовало расширение царем Хаммурапи  сети каналов. Частное землевладение  было различным по своему объему, крупные  землевладельцы использовали труд рабов  и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной  собственности на землю вело к  сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. 

Особый  правовой режим существовал в  отношении имущества воинов (имущество  илку).

В Законах  Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных  отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети  урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями. 

Кроме аренды поля, сада, кодекс Хаммурапи упоминают  о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают  не только плату за наем вещей, но и  ответственность в случае порчи  или гибели нанятого имущества. 

Широко  был распространен договор личного  найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок  оплаты труда этих лиц, а также  ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).  
Довольно подробно кодекс Хаммурапи регулировал договор займа.

Характерной чертой законодательства Хаммурапи  в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и  предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения  о максимальном сроке отработки  долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. 

В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил  договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник  вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. 

Некоторые из законов выглядели приблизительно так:

  • 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «Если человек обвинил (другого) человека и возвел на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит».
  • 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.
  • 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.
  • 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.
  • 22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
  • 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
  • 48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
  • 49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.
  • 53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.
  • 57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.
  • 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.

     Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.   

Из кодекса  Хаммурапи видно, что государство  пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

Законы  Хаммурапи были господствующей силой  в Вавилоне, но экономическая мысль  в Китае была одной из самых  зрелых на Востоке. С экономикой Китая  мы познакомимся в следующей главе.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Древний  Китай

В истории Древнего Востока наиболее зрелой оказалась экономическая мысль Китая. Он оказался родиной многих экономических идей. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводили к целому ряду реформ и даже политических переворотов.  Основные проблемы экономической мысли:  
вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), проблема государственных монополий, проблемы взаимоотношений рабства и общины,  
вопросы финансовой политики, торговли.

 В  VI-V вв. до н.э. появилась школа экономической мысли, основателем которой был Кун Фу-Цзы, или Конфуций (551-479 гг. до н.э.), сановник при дворе одного из князей. Он изложил свое учение в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"), защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати. По его мнению, каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои обязанности в отношении семьи, государства, человечества. Идеализируя старину, он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению общинно-патриархальных отношений. Но им не осуждалось и рабство. 

   В труде Конфуция основными были такие положения: 
только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства.  
тогда «у народа будет достаток» когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. 
хотя он и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и, дружбе с братьями. 

Конфуций  утверждал, что середина во всем и  составляет добродетель. Его взгляды  были достаточно противоречивы, но очень  характерны для периода разложения общинного строя и формирования рабовладельческого государства. Конфуций спорит о первом и боится последнего, но он связан с аристократией, которая  заинтересована в рабовладении и  поэтому он призывает к покорности судьбе, смирению, выполнению долга, чинопочитанию. 

В общине все равны имущественно. Конфуций допускал накопление богатства, но не в ущерб основной массе населения  и в рамках устойчивого порядка. Им осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалась умеренность потребления, относительная равномерность распределения  богатства, хотя он и не был сторонником  равенства. Задача князя усматривалась  в обогащении народа, так как это  будет означать обогащение государя. Во главу всего ставилась добродетель, и подчеркивался неустойчивый характер богатств, присвоенных нечестными методами. 

 В одном из сочинений приписываемых Конфуцию "Ли-цзи"("Книга о ритуале") развивалась идея "великого пути", ведущего к водворению правды, мира, всеобщего благополучия, исчезновению эгоизма, воровства, разбоя. В таких условиях люди не будут запирать ворота, прятать имущество и будут работать только на себя. Огромное значение он придавал росту населения в увеличении материального богатства. Конфуцию приписывается изречение, что если будет население, то будет земля и появится богатство. Значит, в экономических воззрениях Конфуция имелись элементы социальных утопий. Он мечтал о наступлении эры всеобщего благоденствия, когда частная собственность не будет кумиром, порождающим бедствия всякого рода (общинные иллюзии крестьянства). 

Развивая  конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.). Основные цели - ограничить произвол богачей, уравнять крестьян, урегулировать землепользование. Он предлагает возродить так называемую "колодезную систему", при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свои наделы, но и надел, урожай с которого шел в пользу государства - речь о реставрации общественного строя. Мен-цзы ставил на первое место народ, а государей на последнее, выступал против тяжелых налогов и квалифицировал государство, как убийцу народа, если такие налоги доводили население до нищеты, голода и смерти. Он защищал даже право народа на восстание. По мнению этого ревностного конфуцианца, недопустимо слишком широкое вмешательство государства в экономическую жизнь, торговля должна быть свободной, сбор пошлины должен быть ликвидирован, государству достаточно десятины. 

    Но вместе с тем он рекомендовал наделять сановников землей по более высоким нормам, а взять ее можно было только у крестьянской общины, и практически мирился с иерархией землевладения. 

Одним из противников конфуцианства являлся  Хань Фэй-цзы.

Если  попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что оно предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Его идеи управления и представления о человеческой природе, таким образом, в корне отличаются от конфуцианских (хотя, отчасти близки даосским). Некоторые положения его взглядов:

  1. Люди по природе эгоистичны и реагируют только на наказания или награды;
  2. Награды и наказания – это главные инструменты управления;
  3. Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусства управления;
  4. Ясные и четко сформулированные законы правителя должны заменить расплывчатые моральные нормы в качестве стандарта поведения;
  5. Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена с аристократией и министрами;
  6. Хороший правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его контролем.

 В качестве здоровой альтернативы конфуцианству он выдвинул легизм. Конфуцианская теория управления была, по мнению Хань Фэй-цзы, неэффективна, так как в ней делался упор на моральное совершенствование чиновников, правителя и подданных, а также на практику ритуала и церемоний (ли). Конфуцианцы ошибались в определении самой природы человека, и потому их политическая теория не могла привести к установлению порядка в обществе.

Леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков. 

   Крестьянские семьи обязывались делиться под угрозой взимания двойного налога, если в них оказывалось двое и более мужчин. Отменялась отработочная форма налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие военных заслуг, исключались из списков знати. Люди, которые якобы "беднеют от лени", подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос - быть общине или рабству, и решили его в пользу последнего. 

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока