Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:57, курсовая работа
Данная тема изучалась многими учеными, рассматривалась философами, и многих волновал вопрос: «Что предшествовало развитию экономики на Востоке, какова была мысль Древности?» В современной науке этому вопросу уделяется мало внимания, поэтому данная тема особо актуальна в наше время. Целью данной работы является изучение характерных черт, как экономического строя, так и соответствующей ему надстройки (т. е. «политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения») в период образования и развития древневосточных рабовладельческих государств.
Введение
1. Изучение экономической мысли Древнего Востока
2. Экономическая мысль Древнего Востока
2.1. Древней Египет
2.2. Вавилония
2.3. Древний Китай
2.4. Древняя Индия
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Основные
идеи легистов:
Сильное государство, накопление богатства
только в государственной казне.
Ироничное отношение к бесплодным умствованиям,
книжной учености, ремеслу и торговле,
считая правомерными лишь земледелие
и военное дело. Страх перед торговлей,
потому что она подрывает устои натурального
хозяйства, отсюда - воспевание земледелия.
Народ противопоставлен государству,
слабость народа- сила государства
Своеобразие
экономической мысли
Идеи Хань Фэй-цзы следует признать хорошо обоснованными и достаточно плодотворными. Однако несмотря на то, что в последующие века правители неоднократно прибегали к его теории, идеи Хань Фэй-цзы так и не попали в общее русло развития китайской философии. Интеллектуальному авторитету Хань Фэй-цзы сильно повредила осужденная конфуцианцами деятельность первого циньского императора и кратковременность правления его династии.
В след за Китайской экономической мыслью продолжала развиваться экономика Индии, которая была явно связана с религией.
2.3. Древняя Индия
Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе древнеиндийских представлений об обществе лежала концепция сословной (варновой) иерархии и кастовой определенности профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты буддийские и брахманистского (индуистские). Они дают представление о социальной структуре общества и содержат интересный материал, характеризующий специфику восприятия отдельных экономических категорий, в частности собственности, майна.
Буддийское
учение проповедует отказ от собственности
как необходимое условие
Большое количество брахманистского произведений основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозного долга, материальной выгоды и чувственной любви. Каждой из этих целей посвящен соответствующую литературу. Самыми известными книгами об обязанности (дхарму) являются «Законы Ману», о выгоде (артха) - «Артхашастра», о любви (каму) - «Камасутра».
«Законы Ману» (около II в. До н.э. - I в. Н. Н.э.) - это сборник религиозных, моральных, политических и правовых указаний, которые приписывались мифическому родоначальнику людей Ману.
В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из своих уст брахмана, рук - кшатрия, бедер - вайшью, а из ступней шудру, установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам (древнейшие молитвы, религиозные гимны, магические заклинания), раздачу милостыни; кшатриям - охрану подданных; вайшиям - пастьбу скота, торговлю и ростовщичество; а для шудры - только одно занятие - "обслуживание этих каст со смирением".
В
«Законах Ману» экономика
Выдающимся
письменным памятником, характеризующим
состояние хозяйства и
«Артхашастра» (между IV и III вв. До н.э.) - это свод правил, адресованных царям и правителям, которыми они должны руководствоваться в своей государственной деятельности. За полнотой и разнообразием содержания это произведение относится к наиболее глубоких древнеиндийских источников. В нем представлены обстоятельные сведения об экономике, администрацию, социальные и юридические институты, внешнюю и внутреннюю политику индийского государства.
Каутилья старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.
Экономическая
мысль Индии ставила вопрос о
государстве. Она допускала самое
широкое вмешательство
3.Заключение
Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что экономическая мысль носит характер закона, насаждаемый отдельным правителем в своем государстве. То есть не индийская, ни китайская, ( хотя каждая из них создала богатейшую культуру ) не породили экономической науки. Мысль экономическая была везде, но в упомянутых культурах она была и оставалась элементом мысли религиозно– этической.
Так как в древние времена экономика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель- улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Конфуций) выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство.
Тем не менее, каждое учение служило
основой для дальнейшего
Восточному рабству были присущи масштабное участие государства в хозяйстве, контроль оросительных сооружений, регламентация расточительства, долговой кабалы, торговых сделок и других правовых мер.
Восточное рабство способствовало
формированию азиатского способа производства.
Общая черта экономической
Выразителями подобного рода воззрений
были крупные мыслители и отдельные
правители рабовладельческих
Древневосточные государства выполняли несколько функций:
1) организации общественных
2) финансовую - взимание податей;
3) военную - оборона своей территории или захват чужих территорий;
4) подавления сопротивления
Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму "восточной деспотии", при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю - наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.
Но экономическое развитие этих
стран почти остановилось, и евроᴨейские
народы за короткий срок смогли ᴨерегнать
страны Древнего Востока в экономическом
развитии. Главной причиной стагнации
являлось то, что интересы личности
подчинялись общественным. Интересам
общины, касты, государства. Подавлялась
любая предпринимательская
4. Список использованной литературы
Черкурин А. Древний Восток/Словари и
энциклопедии. М.: Эксмо, 2002
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История
экономических учений/Учебное пособие.
М.: Инфра-М, 2005
Шмарловская Г.А. и др. История экономических
учений/Учебное пособие. М.: Новое знание,
2006
Видяпина В.И. Бакалавр экономики/Хрестоматия.
Т.2
Березин И.С. Краткая история экономического
развития/Учебное пособие. М.: Русская
Деловая Литература, 1999.
Бор М.З. История мировой экономики. М.:
Дело и Сервис, 1998.
История мировой экономики/Под ред.Г.Б.
Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999.
Экономическая история зарубежных стран/Под
ред. В.И. Голубовича. Минск: Экоперспектива,
1998.
1. Бартенев С.А. История
экономических учений – М.:1998
2. История мировой экономики:
Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка,
А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с.
3. История экономики: Учебник
/Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф.
И.Н. Шапкина. — М: ИНФРА-М, 2002. — 384 с.
4. Основы экономической
теории/ под ред. В.Д. Камаева – М: «Юнити»
— 2005г. – 725с.
5. Фролова Т.А. История
экономических учений – Таганрог -2004-342с.