Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:31, шпаргалка
Краткие ответы на основные вопросы.
Изучая ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМ.ТЕОРИИ
В процессе решения основных эконом.задач
между экономическими субъектами складываются опред.онтношения по поводу производства,обмена и потребления производимых благ и услуг. Это совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности является предметом изучения экономической теории.
Методы исследования: диалектика, математический метод, метод научных абстракций, моделирование, экономико-математический метод…
Функции: познавательная
(изучение сущности экономических явлений),
методологическая (выявление общих принципов
поведения экономических субъектов и
применение этих принципов при изучении
проблем другими дисциплинами), практическая
(использование полученных знаний в управлении
деятельностью эконом.субъектов и нацональной
экономикой в целом).
ТОВАРНОЕ ПРОЗВОДСТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ
Под товарным хозяйством
понимается такая организация
ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ И ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.
Товр – это
продукт труда, предназначенный
для обмена. Но для того что бы
стать товарм продукт должен обладать
двумя свойствами: стоимостью и потребительской
стоимостью. Каждый товар носит двойственный
характер. С одной стороны – как потребительская
стоимость, а с другой – он есть результат
человеческого труда, т.е. обладает стоимостью.
Стоимость – категория трудовой теории
стоимости, определяется количеством
абстрактного труда, затраченного на производство
данного товара. Стоимость товара есть
овеществленный в нем абстрактный общественный
труд, а стоимость как общественное отношение
проявляется только в обмене, в своей конкретной
форме – меновой стоимости. Эта теория
стоимости была разработана К.Марком,
хотя основы ее заложили Смит и Риккардо,
и послужила основой марксистского экономического
учения. Одна из серьезных ошибок марксист.теории
заключается в том, что Маркс с самого
начала отказался от анализа второй товара
– потребительской стимоисти; он признал,
что она не является предметом политэкономии,
и поэтому проследил лишь одну сторону
товара – движение стоимости. Учёные следующих
поколений обратили внимание и на потребительскую
стоимость, на ее роль в развитии человека
и общества, в поведении человека в общественном
производстве. Результатом явилась другая
теория стоимости – теория предельной
полезности, которая в результате ее уточнения,
усовершенствования стала основой современных
экономических теорий стоимости и цены.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ.
Положительные внешние эффекты имеют место тогда, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности других потребителей или увеличение прибыли каких-либо других фирм.
Отрицательные
внешние эффекты издержки имеет место
когда потребление или производство одного
субъекта приводит к сокращению полезности
каких-либо других потребителей или приводит
к уменьшению прибыли каких-либо других
фирм.
ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕНЕГ.
С развитием разделения труда развивается и обмен, а также увеличивается предложение товаров на рынках. И простая форма стоимости модернизируется в полную, или развернутую, форму стоимости. Отличие этой формы от простой в том, что в качестве эквивалента выступает не один, а множество товаров. Но у этой формы есть свои недостатки, которые заключаются в том, что выражение стоимости товара, стоящего в относительной форме, не получило законченного выражения, т.к. ряд эквивалентов не закончен, и стоимость не получает единого выражения. На практике это затруднило обмен. Поэтому в результате развития производства на рынке постепенно выделяется в каждом регионе один товар, всегда пользующийся спросом, и полная форма стоимости превращается во всеобщую форму стоимости. Особенность данной формы стоимости в том, что все товары находятся в относительной форме и лишь один товар – в эквивалентной. В связи с этим товар-эквивалент приобретает всеобщую форму. Дальнейшее развитие связей между отдельными регионами приводит к выделению единого эквивалента, и всеобщая форма стоимости превращается в денежную. Таким образом деньги возникли стихийно, в результате развития товарного производства и форм стоимости. Деньги – это спец.товар, который применяется для обмена.
Теории: металлическая, номиналистическая, трудовая, количественная.
Функции:
1)Мера стоимости; 2)средство обращения; 3)средство платежа; 4)средство накопления; 5)мировые деньги.
Современные
деньги существуют как в
МЕСТО СОБСТВЕННОСИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ.
Основой общественной формы реализации производительных сил, а следовательно, и всей экономической системы являются отношения собственности, имеющие правовое закрепление и институциональное оформление.
Экономическая
форма собственности – получение денежной
массы, а социальная – в виде товара
ТЕОРИЯ ФИРМЫ
Традиционная теория фирмы . Цель: максимизация прибыли. Принципы: собственник фирмы осуществляет постоянный ежедневный контроль за деятельностью фирмы. 2)единственное желание собственника фирмы – максимизировать прибыль 3)она характерна для большинства мелких фирм в наше время. ММенеджериональная Объясняет увеличение дохода от продаж.
. Предпосылки
Фирмой управляет не
Максимального дохзода Теория максимизации роста. Некоторые ученые доказали, что в деятельности фирмы заинтересованы и собственник и менеджер. ОБЩАЯ заинтересованность. Цель: максимизация роста фирмы. Цель менеджеров: повысить свое жалование, только для себя, цель владельцев – создать условия для увеличения активов фирмы для личного обогащения.
Нормы нераспределенной прибыли вся прибыль делится на две части. Первое – дивиденды акцоинерам, вторая нераспределенные прибыли образуют фонд развития производства. Норма удержания – это отношение нераспределенной прибыли к распределенной.
ПОВЕденческая теория фирмы. Трактуется сложной корпорацией, включающей совокупность интересов и целей. Первое интересы рабочих, 2 – интересы менеджеров (власть, повышение соц.статуса), 3 – интересы акционеров, 4 – интересы высшего пуководства фирмы. Цель: повысить показавтели фирмы конкурентно способность и активы фирмы.
Первые 3 теории
преследуют цель повышения доходов.
СУЩНОСТЬ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
Рынок – целостная система экоеномических отношений и связей между продавцами и покупателями, производителями и потребителями, основанная на взаимодействии спроса и предложения в меняющихсяусловия.
Основной механизм
рынка: цена.спрос, предложение, конкуренция.
Вмешательство в механизм рынка через
установление цены ведет к слому рыночного
механизма.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОЛОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Регулирование
цен на товары и услуги; регулирование
прибыли; регулирование производства
ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И ПРЕДЕЛЬНОГО ПРОДУКТА. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ.
Продукт совокупно общественный – валовой общественный продукт, создаваемый отраслях сферы материального производства за год.
Продукт предельный – дополнительный продукт или объем производства, получаемый в результате применения одной дополнительной единицы какого-либо фактора производства. Так, если применять все возрастающее количество единиц труда к ограниченному количеству земли, то в соответствии с законом сокращающейся доходности, получается меньший дополнительный доход.
Средний продукт
– отношение произведенной
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМА. ЕЁ ВИДЫ.
Экономическая
система с централизованным
управлением функционирует в условиях
государственной собственности при полном
отсутствии частной. Государство выступает
как распорядитель высшего уровня в лице
государственных чиновников: государственно-
Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на основе классической формы частной собственности и ее модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего конкретный экономический интерес.
Смешанная экономическая система сочетает преимущества рынка с использованием административно-иерархической координации экономической деятельности.
Традиционная
система
ОЛИГОПОЛИЯ И ЕЁ МЕСТО В РЫНКЕ ЭКОНОМИКИ.
Под этим словом понимают рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка.
Фирмы, находящиеся
в таких условиях являются взаимозависимыми,
поведение любой из них оказывает непосредственное
воздействие на конкурентов и само испытывает
на себе влияние с их стороны. Этот рынок
характеризуется тем, что проникновение
в отрасль ограничивает с одной стороны
величину капитала необходимого новой
фирме для внедрения в отрасль, а с другой
– контролем действительных производителей
под новейшей техникой и технологий производства.
В силу этого фирмы могут оказывать определенное
влияние на цены особенно при тайном сговоре,
и получать значительную прибыль. В зависимости
от вида продукции олигополии делят:1.чистая,
2.дифференцированная. Предприятия любой
чистой монополии производят одновременно
стандартизированный продукт (алюминий,
цемент…). Олигополия, производящая разнообразную
продукцию одного функционального назначения
называется дифференцированной олигополией.
Особое значение придается неценовой
конкуренции (автомобили, покрышки,...).
КАПИТАЛ .ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.
Капитал – это благо, которое в будущем приносит новое благо. Ценность, выраженная в денежной и неденежной форме и приносящая доход капиталисту.
Выделяют следующие виды:
1)Промышленный
капитал. Доходом является
«)Торговый капитал. Доходом является торговая прибыль, та часть прибавочной стоимости, которая промышленность отдает за услуги реализации.
3)Судный капитал,
те денежные средства, которые
передает собственный капитал экономическому
субъекту за судный процесс. Доход – судный
процент.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. То в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается приданном повышении цены характеризует степень эластичности в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены представляет собой отношение изменение спроса к вызванному его изменениям цены и определяется по формуле Е = a|q : p|p.
Выделяются следующие случаи эластичности спора:
1)Когда коэффициент
эластичности спроса Е =1. Это
спрос с единичной
2)Если коэффициент эластичности Е 1. Снижение цены вызывает меньший рост спроса, т.е. спрос является не эластичен.
3)Когда Е =0, это совершенно неэластичный спрос, т.е. никакие изменения цен не влияют на объем спроса.
4)Если Е
безгранично увеличивается.
СУЩНОСТЬ ФИРМЫ И ВИДЫ ПРЕПРИЯТИЙ
Фирма – синоним
фирменного наименования компании, т.е.
определенное имя или наименование,
под которым выступает
Различают следующие
вида фирм: Аудиторская (фирма, осуществляющая
консультирование по бух. учету и контролю
финансовой деятельности. ), Биржевая (
брокерская фирма, купившая место на бирже),
Брокерская(официальное объединение нескольких
брокеров, брокерское представительство
биржи или банка, брокерская ассоциация
создается для совсестного оказания посредственных
услуг при проведении торговых, биржевых
операций.), оптовая, внедренческая, промышленная,
фирма экспорта, торговая,….