Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:00, реферат
В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского. С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его экономических взглядов.
ВВЕДЕНИЕ1. Условия формирования экономических взглядов Аристотеля
1.1 Жизнь и творчество
1.2 Первый Афинский период
1.3. Второй Афинский период
2. Сочинение Аристотеля
3. Экономические взгляды Аристотеля
3.1. Формирование экономических взглядов Аристотеля
3.2. Экономическая концепция Аристотеля
3.3. Хрематистика и экономика
Заключение
Библиографический список
Экономические взгляды Аристотеля
Дисциплина: |
Экономика и экономическая теория |
Вид работы: |
реферат |
Язык: |
русский |
Интересно, изучая экономические
взгляды Аристотеля, проследить за
тем, как события общественной жизни
его эпохи находили отражение
в становлении экономических
взглядов. Мир Аристотеля, крушение
греческих полисов и |
5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ1. Условия формирования экономических взглядов Аристотеля
1.1 Жизнь и творчество
1.2 Первый Афинский период
1.3. Второй Афинский период
2. Сочинение Аристотеля
3. Экономические взгляды Аристотеля
3.1. Формирование экономических взглядов Аристотеля
3.2. Экономическая концепция Аристотеля
3.3. Хрематистика и экономика
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века наше общество
находится на этапе глубоких социально-экономических
преобразований. Таким периодам свойственны
переосмысление людьми окружающего
мира, возрождение старых и становление
новых философских учений, поэтому
представляет интерес рассмотрение
творчества античного философа Аристотеля,
жившего в эпоху великих
С этой точки зрения было
бы интересно, изучая экономические
взгляды Аристотеля, проследить за
тем, как бурные события общественной
жизни той эпохи находили свое
отражение в становлении его
экономических взглядов. Тем более
что особенный стиль в
Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
1.1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Годы жизни Аристотеля
относятся к периоду
Аристотель родился в 384
г. до н. э. Его родина - город Стагир
во Фракии, на северо-западном побережье
Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах
принадлежал к потомственному роду
врачей и служил у македонского царя
Аминта III. Аристотель провел детство
при дворе, общаясь со своим сверстником
- сыном Аминты Филиппом, будущим
македонским царем Филиппом II. Аристотель,
по словам очевидцев, с молодости
был невзрачного вида. Худощавый,
он имел худые ноги, маленькие глазки
и шепелявил. Но зато любил одеться,
носил по несколько дорогих перстней
и делал необычную прическу. В
365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился
родителей. В свои отроческие годы он
помогал отцу в его медицинской
практике и мог унаследовать его
профессию. Но опекун Проксен, человек
разносторонне образованный и с
большим интересом следивший
за умственной жизнью Греции, разрешил
ему в 367г. до н. э. оставить родину и
отправиться для получения
1.2. ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Прибыв в Афины
Вита-Пресс, 1996.. Аристотель же всегда глубоко уважал своего учителя.
Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотель был самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учению Платона.
Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло имущество Академии.
1.3. ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Оказавшись в 335 г. (после двенадцатилетнего перерыва) снова в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян, и в первую очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственную философскую школу. Правда, как иногороднему, ему разрешается открыть школу лишь за чертой города - к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Он находился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, и школе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как ВлпрогулкаВ» и Влкрытая галерея вокруг двораВ» по-древнегречески ВлперипатосВ», то школа Аристотеля получила второе название -ВлперипатическаяВ» (мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулок излагать своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено). От него происходит название членов Ликея - ВлперипатетикиВ» Современные экономические теории Запада. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - М.:
ВлФинстатинформВ», 1996.. Аристотель преподавал в Ликее более двенадцати лет.
Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.
Второй афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра Македонского, иначе говоря, с Влэпохой АлександраВ», которая была, как подчеркивает Маркс, временем Влвысочайшего рассветаВ» Эллады. Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не греков. Его открытое письмо Александру ВлО колонизацииВ» успеха у царя не имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику: он не препятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих друзей и соратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем.
Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего
Александра в Вавилоне (который он
предполагал сделать столицей своей
сверхдержавы) 13 июня 323 г. вызвала в
Афинах антимакедонское восстание,
в ходе которого представители промакедонской
партии были подвергнуты репрессиям.
Не избежал общей участи и Аристотель.
Верховный жрец Элевсинских таинств
предъявляет ему обвинение в
кощунстве. Поводом для этого
послужило давнишнее
преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.) Майбурд Е.М. ВВЕДЕНИЕ в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.:Дело,
Вита-Пресс, 1996. .
Аристотель отправляется в Халкиду (на остров Эвбея), на виллу своей матери Фестиды. Там Аристотель продолжал свои научные изыскания. Он занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями и составлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалось осуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей его всю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр вскоре подавил восстание в Афинах, и власть промакедонской партии была восстановлена. Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В нем исполнителем своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобы рядом с ним похоронили останки его первой жены - Пифиады (она умерла молодой), что было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержание своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает распоряжения относительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотель отпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании оставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада - младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от третьего мужа - физика Метродора) был тезкой своего великого деда. Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: ВлДело ЛтдВ», 1994..
2. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотелевские сочинения распадаются на три группы: Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные, осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда в Элладе и за ее пределами;
Трактаты, представляющие собой то - ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на несовершенство формы, это основные труды Аристотеля - в них выражено его зрелое мировоззрение.
Судьба каждой из трех групп
сочинений была различной. Все диалоги
и другие ранние труды Аристотеля
погибли. Мы знаем более или менее
об их содержании на основании некоторых
отрывков из них, приводимых в трудах
более поздних античных авторов,
а также в пересказе. Погибли
и все коллективные работы, в том
числе описания государственных
устройств, исключая ВлАфинскую политиюВ»,
связываемую обычно с именем самого
Аристотеля. Ее папирусный список был
найден в конце прошлого столетия
в песках Египта, где благодаря
сухости климата непрочный
Сохранившиеся произведения
Аристотеля относятся в основном
к ликейскому периоду, однако в них
сохранены идеи и прямые отрывки
из более ранних произведений, что
свидетельствует об известной целостности
его воззрений после выхода из
Академии. Сохранилось также немало
фрагментов, относящихся к первому,
платоническому, периоду его развития.
Вопрос о хронологической
Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - ВлПротрептикВ» (ВлУвещаниеВ» - впоследствии распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится в ВлПротрептикеВ» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к Влсозерцательной жизниВ», а высшим благом провозглашает ВлмышлениеВ» (рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.
Лишь в сочинении ВлО философииВ», некоторыми исследователями относимом ко второму периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются ущественные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. ВлЕсли поэтому идеи означают какое-то иное. число, чем математические, - пишет он,-то это вовсе недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то] иное число?В» (фр. 9). Вместе с тем, Аристотель опровергает и воззрение пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при всём этом переосмысление образа ВлпещерыВ». В своем ВлГосударствеВ» (V 11, 51 4а - 51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в ВлподлинномВ» мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, Влдействительно поверят в то, что есть боги, и что все это - произведение боговВ» (Розе фр. 12) Современные экономические теории Запада. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: