Экономические взгляды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:00, реферат

Краткое описание

В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского. С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его экономических взглядов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1. Условия формирования экономических взглядов Аристотеля
1.1 Жизнь и творчество
1.2 Первый Афинский период
1.3. Второй Афинский период
2. Сочинение Аристотеля
3. Экономические взгляды Аристотеля
3.1. Формирование экономических взглядов Аристотеля
3.2. Экономическая концепция Аристотеля
3.3. Хрематистика и экономика
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические взгляды Аристотеля.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

ВлФинстатинформВ», 1996.. Таким  образом, не созерцание запредельного  мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона  и Аристотеля составило главную  основу их расхождения.

Сочинения Аристотеля перешли  от его преемника Теофраста к  ученикам последнего, Нелею, и пролежали  до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой тогдашней аристотелевской  школы - перипатетиком Андроником Родосским. Таким образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до н.э. И в самом  деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.

Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, какВлГриллВ», ВлЕвдемВ», ВлСофистВ», ВлПолитикВ», ВлМенексенВ», ВлПирВ» (ВлСимпосионВ»), ВлО философииВ». К ним примыкают  ВлУвещеванияВ» (ВлПротрептикусВ»). ВлГриллВ», по-видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще  молодым человеком после пятилетнего  пребывания в Академии. Оно посвящено  риторике, с преподавания которой  и началась там деятельность философа. В этом диалоге Аристотель исследует  вопрос о том, существует ли само искусство  риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар красноречия Современные  экономические теории Запада. Учебное  пособие для вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. - М.:

ВлФинстатинформВ», 1996.

.

Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum,делятся традиционно  на восемь групп:

1. Логические труды (ВлОрганонВ»): ВлКатегорииВ», ВлОб истолкованииВ»,

ВлАналитикиВ» первая и вторая, ВлТопикаВ», ВлО софистических опроверженияхВ».

2. Философия природы: ВлФизикаВ», или ВлЛекции по физикеВ», в  8-ми кн., ВлО небеВ» в 4-х кн., ВлО возникновении и уничтоженииВ»  в 2-х кн., ВлО небесных явленияхВ» (ВлМетеорологика В») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения  включается также псевдоаристотелевский  трактат ВлО миреВ», написанный, вероятно, уже в I в. до н.  э.

3. Психология: ВлО душеВ»  в З-х кн., а также ВлМалые  труды по естествознаниюВ» (Parva naturalia), включающие трактаты: ВлО восприятии  и воспринимаемомВ», ВлО памяти  и воспоминанииВ», ВлО снеВ», ВлО  бессонницеВ», ВлО вдохновении [приходящем] во снеВ», ВлО длительности  и краткости жизниВ», ВлО жизни  и смертиВ», ВлО дыханииВ». Включается  сюда также не подлинный труд  ВлО духеВ», относящийся, видимо, к середине III в.до н. э.

4. Биологические труды:  ВлО частях животныхВ», ВлО движении  животныхВ», ВлО передвижении животныхВ», ВлО происхождении животныхВ». Эти  аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов,  написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены.  Важнейший из них - ВлПроблемыВ», где рассматриваются разнородные  вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и  музыки.

5. Первая философия: сочинение  в 14-ти книгах, получившее название  ВлМетафизикаВ». В издании Беккера  ему предшествует трактат ВлО  Мелиссе, Ксенофане и ГоргииВ».

6. Этика: Вл Никомахова  этикаВ» в 10-ти кн., ВлБольшая  этикаВ» в 2-х кн., ВлЕвдемова  этикаВ», из которой печатаются  книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают  с 5-7 книгами Вл Никомаховой  этикиВ». 13-15 главы 7 книги иногда  считаются 8 книгой ВлЕвдемовой  этикиВ». ВлБольшая этикаВ» признается  не аутентичной, также не аутентичен  трактат ВлО добродетельном и  порочномВ», относящийся ко времени  между I в. до н. э. - I в. н.  э.

7. Политика и экономика:  ВлПолитикаВ» в 8-ми кн., ВлЭкономикаВ»  в З-х кн. обычно считается не  аутентичной, причем 3 книга имеется  лишь в латинском переводе. В  школе Аристотеля было описано  государственное устройство 158 греческих  городов-государств. В 1890 г. был  .найден папирус с текстом ВлАфинской  политииВ» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика:  ВлИскусство риторикиВ» в З-х  кн., за которым печатается не  подлинный трактат ВлРиторика  против АлександраВ»-ранняя перипатетическая  работа. За нею идет трактат  ВлО поэзииВ» Ягдаров Я.С. История  экономических учений. Учебник для  вузов. - М.: ИНФРА - М, 1997..

Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземном  книгохранилище, предоставленные Влгрызущей критике мышейВ», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах.

Затем они оказались в  Риме, где и были изданы главой тогдашних  перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме  ВлАфинской политииВ») соответственно изданию И. Беккера (1831) История экономических  учений: (современный этап): учебник. Под ред. А.Г. Худокормова - М.:

ИНФРА - М, 1998. .

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его  учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная  классификация, так что впервые  из философии как таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита  предшествует краткое изложение  и критический разбор предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым  осуществляется первый подход к проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний  выступает, поэтому и первым историком  науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ  АРИСТОТЕЛЯ

3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ

Значительного развития экономическая  мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями  в этой области являлись известные  древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические  и политические условия в Древней  Греции повлияли на развитие взглядов одного из этих мыслителей.

Природные условия в Древней  Греции отличаются от природных условий  древневосточных стран тем, что  здесь для нормального занятия  земледелием нет необходимости  строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные  условия для развитиячастной  собственности на землю, на земельный  участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские  хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное  хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой  доходностью Жид Ш., Рист Ш. История  экономических учений. - М.: Экономика, 1995..

Социальная структура  полисов предполагала существование  трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и  рабов самых разных категорий. Одной  из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах  было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан  данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие  в этой местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным  участком, принимающие участие в  деятельности народных собраний и имеющие  место в фаланге тяжело вооруженных  гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная  гарантия выполнение гражданином своих  обязанностей перед полисом, перед  всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений  просуществовало до конца IV в. до н. э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую  экономику.

Греческая экономика в  целом не была однородной. Среди  многочисленных греческих полисов  можно выделить два основных хозяйственных  типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) -- было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно  условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно  выше, чем полисах первого типа.

Именно в полисах второго  типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая  имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н. э Бартенев С.А. Экономические  теории и школы. История и современность: Курс лекций. - М.:

ИНФРА - М, 1996..

В целом сельское хозяйство  Греции V - IV вв. до н. э. имело следующие  особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных  культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как  основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного  производства.

Следует отметить, что описанная  структура крупного афинского землевладения  должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось  правовое и имущественное положение  афинского гражданства, росло его  самосознание, увеличивалось богатство  афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой  материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской  жизни и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся  в торгово-ремесленных полисах  и в Греции V - IV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения  к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес  которых в греческом обществе V - IV вв. до н. э. непрерывно возрастал  Блауг М. Экономическая мысль  в ретроспективе. - М.: ВлДело ЛтдВ», 1994..

Система классического рабства  сформировалась в более или менее  законченном виде в развитых торгово-ремесленных  полисах (Афины), в то время как  в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая  структура отличалась целым рядом  особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности  социально-классовой структуры торгово-ремесленных  полисов, играющих ведущую роль в  историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н. э.

Таким образом, экономические  взгляды Аристотеля формировались  в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между  рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ  АРИСТОТЕЛЯ

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось  обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния  рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как  считал Аристотель, жизнь не может  проходить без рабов. Поэтому  рабство существует в силу экономической  необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек  свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные  потому и признаются свободными, потому что они не знают физического  труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется  вполне естественным Бартенев С.А. Экономические  теории и школы. История и современность: Курс лекций. - М.:

ИНФРА - М, 1996.

.

Именно эти положения  Аристотеля отразили экономическую  закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать  свой интеллект, быть свободным от физического  труда, принимать активное участие  в государственной жизни. Вся  же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без  них. Рабы как бы представляют собой  одушевленную и отдельную часть  тела господина, которая обслуживает  его. Аристотель считает, что природа  сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. ВлУ последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых  физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к  выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизниВ».

Таким образом, основу богатства  и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов  Влпервым предметом владенияВ», поэтому  надо заботиться о приобретении хороших  рабов, которые способны долго и  усердно трудиться.

По сути, Аристотель был  одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим  упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс  зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, Влсвязывает  людей в одноВ» и приводит к  обмену, в основе которого лежит  факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено  естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни  предметами, одними в большем, другими - в меньшем количестве. Пользование  каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом - не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. ВлЕю пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другоеВ» История экономической  мысли в России: Учебное пособие  для вузов. / Под редакцией А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.. И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения - все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим  упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать  обмен. Он писал: ВлВ силу необходимости, обусловленной меновой торговлей  возникли деньгиВ».

Информация о работе Экономические взгляды Аристотеля