Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:09, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период рыночной хозяйственной системы.
Поставленная цель определила необходимость решения в работе следующих задач:
1. Раскрыть и разграничить содержание таких категорий как "роль государства в экономике", "функции государства в экономике", "экономические функции государства";
2. Показать различия экономических функций государства как хозяйствующего субъекта и как субъекта регулирования;
3. Определить особенности экономического регулирования в зарубежных государствах;
4. Показать механизм реализации функций государства в экономике
Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль и функции государства в экономике………………………………...6
1.1 Роль государства в экономике……………………………………………6
1.2 Функции государства в экономике…………………………………….....9
2. Особенности моделей государственного регулирования экономики в зарубежных странах…………………………………………………………..12
2.1.Особенности моделей государственного регулирования экономики во Франции……………………………………………………………………….12
2.2. Особенности моделей государственного регулирования экономики в США…………………………………………………………………………...14
3. Механизм реализации функций…………………………………………...17
3.1. Кредитно-денежная и фискальная политика…………………………...17
3.2. Инвестиционная политика и правовая база…………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….22
Приложения……………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...….26
Национальный институт имени Екатерины Великой
Курсовая работа
по дисциплине:
Экономическая теория
на тему:
Экономические функции и роль государства в современной рыночной экономике и механизм их реализации.
Введение…………………………………………………………
1. Роль и функции государства в экономике………………………………...6
1.1 Роль государства в экономике……………………………………………6
1.2 Функции государства в экономике…………………………………….....9
2. Особенности моделей государственного
регулирования экономики в зарубежных
странах………………………………………………………….
2.1.Особенности моделей
государственного
2.2. Особенности моделей
государственного
3. Механизм реализации функций…………………………………………...17
3.1. Кредитно-денежная и
фискальная политика………………………….
3.2. Инвестиционная политика и правовая база…………………………….20
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Роль государства в рыночной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений.
За последние годы
Россия претерпела такие
Исходя из процесса
трансформации экономических
В связи с этим актуальность исследования определяется тем, что в условиях трансформационных процессов и перехода от системы централизованного планирования и управления к рыночной экономике объективно требуются адекватные целенаправленные действия со стороны государства, выполняющего в этих условиях, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить, как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.
В то же время, актуальность
исследования данной проблемы
обусловлена несовпадением
Все это придает
исследованию теоретических
Изменения, происходящие
в системе экономических
Цель курсовой работы состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период рыночной хозяйственной системы.
Поставленная цель
определила необходимость
Объектом исследования является деятельность государства в экономике в разных типах хозяйственных систем.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.
Теоретической основой
исследования послужили
Методологической основой
исследования являются
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Антитрестовское регулирование.
Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.
Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.
Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
К внутренним функциям государства относятся:
К внешним функциям государства относятся:
В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.
Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, государственного устройства в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.
К ним относятся: