Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3

Глава 1. Теория спроса и предложения…………………………………
5

1.1. Спрос, закон спроса, кривая спроса…………………………………
5

1.2. Закон предложения, кривая предложения……………………………
10

1.3. Проблема спроса и предложения……………………………………
17

Глава 2. Теория эластичного спроса и предложения……………………
23

2.1. Эластичность спроса по цене и факторы влияющие на эластичность
23

2.2. Перекрестная эластичность………………………………………….
29

2.3. Эластичность предложения………………………………………….
33

Заключение…………………………………………………………………
39

Список использованной литературы……………………………………
42

Вложенные файлы: 1 файл

Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимателей.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п.[4].

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;

  — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

 

1.2. Закон предложения. Кривая предложения.

Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупа­телю в конкретном месте и в конкретное время.

Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-веще­ственную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в день­гах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и оп­ределяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть про­изводимой продукции потребляется в производстве.

К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убы­ли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.

В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произ­вели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затра­тили на их производство меньше средств производства и труда. У дру­гих эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их произ­водственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).

Объем предложения у каждого производителя, как правило, ме­няется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то про­давцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то про­изводители постараются увеличить предложение товара, попыта­ются сбыть даже бракованные изделия.

Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие эконо­мисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.

Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на ее производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохо­да). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производ­ством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д.

На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влия­ние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодопол­няемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, на­логи, перспективные ожидания, степень монополизации производ­ства и рынка и т.д.

Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издер­жки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стре­мится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. На­пример, фермер, который арендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу. Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, прино­сит доход в 2 раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтер­нативных способов использования ресурса.[5]

Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только сто­имость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем их соб­ственнику, но и стоимость неявно оплаченных ресурсов. Напри­мер, для владельца магазина к таким ресурсам относятся собствен­ный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой мо­гут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изме­нения в стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет. При анализе цен ресурсов должны учитываться абсолютно все факто­ры, участвующие в производстве товара, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты и многое другое.

Технический прогресс приводит к снижению затрат на произ­водство и последующему увеличению объема предложения. Госу­дарство, осуществляя законодательную деятельность, устанавлива­ет правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство зани­мается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.

На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (от­дельных производителей на частном, отдельном рынке), на макро­уровне — о совокупном предложении — реальном объеме нацио­нального производства, который может быть произведен всеми то­варопроизводителями при различных уровнях цен.

На рынке складывается определенное соотношение между ры­ночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

Эту зависимость можно также от­разить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцис­сы (О) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. — 16 единиц, при цене 3 дол. — 12 единиц, при цене 2 дол. — семь единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис.1).

Рис.1. Кривая предложения

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует за­висимость между рыночными ценами и количеством продукции, ко­торое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:

S = f(P),

где S — предложение; Р — цена; f — функция.

Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения то­вара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

На кривую предложения всевозрастающее влияние оказывает тех­нический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступнос­тью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначитель­ное изменение цен означает существенное увеличение предложе­ния товара. Когда же увеличение производства требует больших зат­рат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:

S = f (P, Рr, К, Т, N, В),

где Рr — цены ресурсов; К— характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N— количество продавцов; В— прочие факторы.

Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Необходимо различать изменение предложе­ния и изменение объема предложения. Объем предложения меняет­ся тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предло­жения происходит, когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что использу­ется новая технология, которая позволяет при тех же затратах вы­пустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1-Q2  Q1, а при цене P2-Q3  Q2 (рис. 2).

 

 

Рис.2. Кривая изменения предложения

Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).

Виды эластичности предложения

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

краткосрочный,

среднесрочный,

долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным измене­нием рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остает­ся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то име­ем дело с абсолютно эластичным предложением.

Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3). Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предло­жения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишки­на "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), кото­рое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяже­нии длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано при­способлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значе­ния эластичности предложения.

 

 

                   

Рис.3. Графики эластичности предложения

 

1.3. Проблемы спроса и предложения

 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг[6] :

Хлеб ………………………….

0,15

Говядина ……………………..

0,64

Баранина ……………………..

2,65

Яйца ………………………….

0,32

Электричество в домах ……..

0,13 

Табачные изделия …………...

0,46

Газеты и журналы …………...

0,42

Одежда и обувь ……………...

0,20

Информация о работе Эластичность спроса и предложения