Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 02:45, контрольная работа
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
1. Вопрос № 19. Эффекты мультипликаторов государственных расходов и налогов, их влияние на совокупный спрос и доход в стране. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Фискальная (бюджетно-налоговая)
политика — это система регулирования
экономики посредством
Цели фискальной политики:
- сглаживание колебаний экономического цикла
- стабилизация темпов экономического роста
- достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции
Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики:
- Дискреционная – это
сознательное манипулирование
- Недискрецинная - ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически
Основой фискальной политики являются следующие положерия:
- Рост государственных
расходов увеличивает
Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы.
- Направленность воздействия
налогов на объем производства,
доходы и занятость
Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.
Государственные расходы:
Влияние государственных закупок на национальный объем производства (ВНП)
При совокупном спросе, включающем
потребительские и
Таков краткосрочный эффект
государственных закупок. Однако в
долгосрочном плане последствия
возрастания государственных
Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных закупок может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в экономике возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки.
Налоги.
Что касается налогов, то направленность
их воздействия на величину национального
производства и дохода прямо противоположна
воздействию государственных
Снижение налогов увеличивает
располагаемый доход и
Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы.
Анализируя влияние изменения налогов на экономику, необходимо рассмотреть два случая: 1) когда правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) когда взимаются пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.
Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соответствующему сокращению потребления:
С = C0 + МРС (Y – T),
где
С – уровень потребления;
C0 – уровень потребления при нулевом доходе;
МРС – предельная склонность к потреблению;
Y –доход;
Т – налог.
Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых выплат равна t(Y), где t – налоговая ставка. Величина располагаемого дохода тогда составит:
Y – t (Y)=(1 – t) Y,
а потребление соответственно:
С= C0 + МРС (1 – t) Y.
Влияние введения налогов
на объем национального
Влияние налогов на объем национального производства
Первоначально экономика
находится в состоянии
Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.
Рост государственных расходов ведет к росту ВНП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.
MRg = 1/ MRS
Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.
Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:
ΔGNP = ΔG · MRg.
Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.
Изменение налогов также
порождает мультипликационный эффект.
Однако налоговый мультипликатор отличается
от мультипликатора
MRT = МРС/ MPS
Отсюда изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно:
ΔGNP = ΔT · MRT
Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов (правительственных расходов).
Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Разберем следующий пример. Налоги и правительственные расходы увеличились одинаково – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8. Тогда: мультипликатор правительственных налогов равен 5[1 : (1 – 0,8)], а налоговый мультипликатор – 4(0,8 : 0,2). Отсюда следствием увеличения налогов станет снижение ВНП на 400 ден. ед. (100 × 4), а следствием расширения правительственных закупок – увеличение ВНП на 500 ден. ед. (100 × 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительственные расходы – на 100 ден. ед. (500–400). Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
2. Тестовые задания (Тема № 4, задания 7,8,9).
Задание № 7
Фрикционная безработица:
а) имеет место в период экономического спада;
б) имеет краткосрочный характер;
в) не устраняется государственным вмешательством;
г) имеет место в случае, когда вакансий меньше числа безработных.
Ответ: б)-имеет краткосрочный характер.
Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.
Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.
Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроиться из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.
Задание № 8
Структурная безработица вызвана прежде всего:
а) изменением структуры валового внутреннего продукта;
б) изменением социально-профессиональной структуры трудовых ресурсов;
в) научно-техническим прогрессом;
г) изменениями в
Ответ: б)-изменение социально-профессиональной структуры трудовых ресурсов, в)-научно-техническим прогрессом.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой). Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.
Задание № 9
Циклическая безработица:
а) имеет более долгосрочный характер по сравнению с фрикционной;
б) может иметь место в случае, когда число вакансий больше числа безработных;
в) связана с сезонными колебаниями спроса на труд;
г) связана с экономическим спадом.
Ответ: а) имеет более долгосрочный характер, г)-связана с экономическим спадом.
Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает в связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.