Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:15, доклад
Альберт Швейцер всю свою жизнь посвятил милосердию и служению людям. Необходимо отметить, что это было в эпоху мировых войн и революций, расизма, нацизма и других тоталитарных режимов. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы поехать в тропическую Африку, в Габон, и на деле доказать миру, что, несмотря на бесчеловечность современного общества, «свет христианской любви» существует
В своей автобиографии Швейцер приводит интересный пример с маленьким орленком, которого он купил у туземца, чтобы спасти его «от жестоких рук». Он оказался перед выбором: или позволить орленку умереть с голоду, или убивать каждый день несколько рыбешек, чтобы кормить его. Швейцер решил в пользу второго варианта, но каждый день сознавал свою ответственность за «принесение одной жизни в жертву другой». Он пришел к важному выводу о том, что если этика благоговения перед жизнью затронула человека, то он наносит вред жизни лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда из-за недомыслия. Необходимо использовать любую возможность, чтобы «испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвратить от нее страдание и разрушение».
Швейцер пришел к следующему заключению: «Этика благоговения перед жизнью включает все, что можно назвать любовью, преданностью, сопереживанием в горе и в радости и сопричастностью». Прийти к благоговению перед жизнью Швейцер призывал через мышление, так как «отказ от мышления — это провозглашение духовного банкротства, а только живой является истина, которая порождена мышлением». Здесь также важно отметить, что не менее сильным, чем стремление к истине, должно быть и стремление к искренности, поскольку «искренность — это фундамент духовной жизни». Также поэтому его умом завладевали мысли о мире. Его глубоко потрясли такие большие катастрофы XX века, как Первая и Вторая мировые войны. Появление атомной и водородной бомб создало сильную угрозу для человечества. Швейцер собрал всю необходимую информацию об атомной и водородной бомбах и подписал обращение против применения ядерного оружия. Он писал о том, что «когда одной-единственной бомбой убивают сто тысяч человек, моя обязанность доказать миру, насколько ценна даже одна-единственная человеческая жизнь».
В 1953 году Альберту Швейцеру присудили Нобелевскую премию мира за 1952 год, хотя получил он ее в 1954 году, когда отправился в Европу.
Следует отметить лекцию Швейцера «Проблемы мира», прочитанную им в Осло. В этой лекции он выразил убежденность, что человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, поскольку «война делает нас виновными в преступлении бесчеловечности». По его мнению, лишь тогда, «когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной работы учреждений, призванных оберегать мир».
Швейцер в очередной раз совершил такой гуманистический поступок, который на деле отразил смысл его концепции: премия в размере 220 тысяч марок позволила ему рядом с больницей в Ламбарене построить деревушку для прокаженных. В ней разместились 150 прокаженных, а некоторые из них даже с семьями.
В своих работах и выступлениях Швейцер выступал против угрозы атомной войны, призывал народы жить в мире и согласии. Он писал об идее содружества народов мира: «Нынче положение дел таково, что идея эта, так или иначе, должна воплотиться в жизнь, а не то человечество погибнет». В 1957 году Швейцер написал «Обращение к человечеству», где был призыв к правительствам прекратить испытания ядерного оружия. Он писал о том, что «мои лета, а также расположение людей, которым я обязан выдвинутой мной идее благоговения перед жизнью, позволяют надеяться, что мое предостережение, мой призыв расчистят путь к пониманию этой проблемы». Таким образом, написав это обращение к человечеству, Швейцер встал на сторону Всемирного движения сторонников мира. Свои убеждения он высказал в следующем виде: «Чтобы высказать общественное мнение подобного рода, не нужно ни проводить голосование, ни создавать какие-либо комиссии. Истина воздействует самим фактом своего существования. И если прекратятся испытания атомных бомб, это уже будет заря, предваряющая восход солнца, солнца надежды, которого ждет не дождется наше несчастное человечество». В результате Швейцер стал одним из инициаторов массового движения, которое добилось заключения соглашения о запрете испытаний атомного оружия. Обращение к человечеству Швейцера нашло широкий отклик во всем мире и находит сейчас.
Очень важно отметить, что Швейцер никогда не представлял какой-либо партии или какого-то направления. Он был в первую очередь настоящим Человеком — Человеком с большой буквы. Известна его книга «Мир или атомная война».
Можно сказать о том, что это также был важный этап в жизни Швейцера, поскольку в процессе работы над книгой, он изучил десятки научных работ физиков-атомщиков, биофизиков, математиков, химиков. Многие годы он поддерживал дружеские взаимоотношения с Альбертом Эйнштейном. В своей автобиографии Швейцер написал о том, что «изучая естественные науки, я почувствовал, что соприкоснулся с действительностью, что нахожусь среди людей, для которых каждое утверждение требует обоснования и действия. Это стало необходимым условием моего духовного развития». Очень важно отметить то убеждение Швейцера, что человек обязан полагаться на свои силы и возможности. Интересно отметить тот факт, что на Швейцера большое влияние оказал нравственный пример Л.Н. Толстого, которого он назвал «великим воспитателем человечества». Швейцер писал о том, что Л.Н. Толстой стремился сделать человека человечнее и сам хотел достичь этого идеала. Следует отметить, что антивоенная позиция Швейцера была связана и с мнениями выдающихся представителей науки и культуры того времени (Альберт Эйнштейн, Ромен Роллан, Стефан Цвейг, Бернард Шоу, Бертран Рассел и др.), что он неоднократно отмечал в своих работах, в частности в «Письмах из Ламбарене».
Находясь на африканском континенте, Швейцер не один раз выступал в защиту африканцев, борющихся за свою национальную независимость. Например, в своей статье «Отношения белой и цветной рас» он настаивал на предоставлении африканцам права на проживание, права свободного передвижения по стране, на передаче права на землю местным жителям — ее законным владельцам. В статье указывалось и на необходимость осуществления права на свободный выбор труда. Очень важно отметить, что Швейцер глубоко осознавал бесчеловечность гитлеровского режима, никогда не верил в победу фашизма и предвидел его гибель.
С этим также связано главное в философии Швейцера — учение о «благоговении перед жизнью». Необходимо уважать универсальную волю к жизни, которая присуща всему живому. Поэтому одним из основных принципов его этики был принцип «человек человеку». Каждое человеческое существование, как писал Швейцер, должно быть тесно связано с другими. Поэтому человек не может быть чужим для другого человека. Необходимо не только «думать о других людях, всякий раз взвешивать, есть ли у меня право срывать все плоды, до которых может дотянуться рука».
Также необходимо, чтобы человек ощущал себя и активной частью целого — общества. По мнению Швейцера, выбор способа действия и поступка должен быть направлен на служение людям, на совершенствование общества, а цель настоящей, активной морали — «улучшить состояние мира».
Нельзя не отметить выдающийся вклад Альберта Швейцера в музыку и медицину. Этот удивительный человек достиг в музыке столь высоких результатов, что был признан одним из лучших исполнителей органных произведений И.С. Баха в Европе. Изучая органостроение, Швейцер внес ряд ценных предложений по усовершенствованию органа и написал серьезный труд по рационализации его устройства. Специалисты оценили этот труд как классический. Его книга на эту тему, которая вышла в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации. Также необходимо выделить его книгу о И.С. Бахе, которая является одной из лучших работ в мире об этом композиторе. В предисловии к ней Швейцер писал, что «эта книга задумана в плане не исторического, а эстетического и одновременно практического пособия. Моя задача — побудить тех, кто любит музыку, к самостоятельному размышлению о сущности и духе баховских творений и о том, как лучше исполнять их. Я старался писать просто и понятно, чтобы и любителей музыки приобщить к Баху». Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с «истинными поэмами природы». Швейцер писал: «Что для меня Бах? Утешитель. Он вселяет в меня веру, что настоящая истина не может остаться нераспознанной или попранной, что ей не нужна помощь со стороны, что она побеждает сама по себе, как только настанет ее час. Вера в это необходима нам, чтобы жить».
У Альберта Швейцера была эта вера. В своей автобиографии он писал, что «собравшись ехать в Африку, я приготовился принести 3 жертвы: бросить орган, отказаться от преподавательской работы, к которой был привязан всем сердцем, и потерять свою финансовую независимость». Врачебная деятельность Швейцера в Ламбарене начиналась в тяжелых условиях: нищета, отсталость, высокая заболеваемость различными заболеваниями, в том числе тропическими, отсутствие строительных материалов для постройки больницы. Но Швейцер не сдался. При этом он выступал в качестве не только врача, но и строителя, архитектора, садовника и т.д. Постоянно необходимо было добывать деньги для приобретения различных лекарств, оборудования, продуктов питания и многого другого.
Необходимо отметить разнообразие той патологии, которая встречалась у больных: терапевтический, хирургический, гинекологический профиль; инфекционные и паразитарные болезни, в особенности сонная болезнь, малярия, желтая лихорадка, глистные инвазии; нервные и психические расстройства; болезни уха, горла, носа и глаз; травмы, нанесенные дикими животными, укусы змей и насекомых; болезни от недостатка и нарушения питания (в частности, нехватка белковой пищи). Также необходимо было уметь оказывать и акушерскую помощь. Потом Швейцер в своей автобиографии писал: «Я набрался мужества и остался. Нищета, которую я видел, давала мне силу для этого, а вера в людей поддерживала мою решимость». Швейцер никогда не сожалел о своем выборе. В результате были созданы больница и лепрозорий. Один из посетителей Ламбарене особенно отметил его руки «с огромными чуткими пальцами, которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе, записывали слова о значении Гете для цивилизации в период упадка». Деньги, заработанные от литературной и концертной деятельности, вкладывались Швейцером в строительство и обустройство больницы. Лечение было бесплатным. Можно сказать, что было создано место, где этика благоговения перед жизнью претворилась в жизнь. Обязательными для всех в больнице правилами были: забота о больном, соблюдение чистоты и дисциплины. Важными моментами были изучение быта и нрава местных жителей, проблема языкового общения и доверия, проблема питания больных и много других. Однако Швейцер и его помощники успешно и достойно с этим справились. Его дело продолжается и сейчас.
Таким был Альберт Швейцер. Трудно охватить все многообразие внутренней, духовной и внешней жизни этого талантливого и мужественного человека. Его жизнь и труды должны глубоко изучаться, особенно философами и врачами, музыкантами и этнографами, а также историками, теологами и литераторами.
Свою книгу о поисках «исторического Иисуса» Швейцер окончил знаменательными словами: «Он приходит к нам Неведомый, как пришел Он некогда на берег озера к людям, не знавшим Его. Он говорил нам «следуй за Мной» и ставил перед нами задачи, соответствующие нашему времени. Он зовет. И тем, кто повинуется Ему — мудрым и простецам, — Он открывает Себя в труде, в борьбе и страданиях, через которые ведет Своих учеников, и на собственном опыте, как невыразимую тайну, они постигнут — кто Он».
Наследие Швейцера нуждается в глубоком изучении и популяризации. Альберт Швейцер прожил насыщенную, счастливую и долгую жизнь, потому что с благоговением относился к другим жизням.