Виды и модели отношений поведения между руководителем и подчиненными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 07:27, реферат

Краткое описание

Уникальность персоны
Каждый человек уникален, у него свой склад ума, способности, характер, привычки, темперамент, круг общения, свои проблемы и методы их решения, а также свой метод подхода к руководству (то есть к вам). Это важно понимать, и воспринимать как один из фундаментальных принципов построения отношений руководителя с его подчиненными.
В связи с уникальностью каждого работника, так или иначе, необходимо время, чтобы изучить и понять каков человек. Необходимо испытать человека, посмотреть, как он ведет себя в разных ситуациях и на каком месте наиболее результативен.

Содержание

Введение
Отношения между руководителями и подчиненными и их влияние на поведение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Виды и модели отношений поведения между руководителем и подчненными.docx

— 37.39 Кб (Скачать файл)

В результате теоретических и практических исследований нами была разработана модель стимулирования эмоциональной лабильности и продуктивности подчиненных, которая дает возможность руководителю более свободно и динамично управлять подчиненными и организацией в целом.

Эта модель представляет собой развитие коммуникативных навыков и учет эмоциональных особенностей взаимоотношений руководителя с подчиненным и подчиненных между собой, внутри организации. Она включает этапы прохождения развития отношений человека с человеком и стратегические методы работы с чувствами на этих этапах общения. При этом ведется постоянный учет влияния эмоциональных состояний на качество включенности человека в процесс деятельности, заинтересованность его в результате своего труда и поощрения.

Модель развивает адекватные, эмоциональные реакции личности в общении, подвижность этих реакций. Формирует навыки заинтересованного слушания и информационного принятия. Модель предполагает открытую форму работы руководителя с подчиненным. Для этого отрабатываются навыки установления эмоционального контакта в общении.

Внедрение этой модели в ряде организаций дало не только улучшение взаимоотношений между руководством и подчиненными, но и улучшение психологического климата в целом. При этом снизился уровень стрессовости и тревоги как среди руководителей предприятия, так и среди сотрудников.

Так как модель находится в процессе разработки и пробного внедрения, рано обощать полученные результаты. Но уже на этом этапе подтвердилось наше предположение - сознательное управление собственными эмоциями и чувствами делает руководителя более компетентным, а сотрудников более результативными и менее тревожными.

В Китае более четко, более жестко выстроены взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В трудовом коллективе существуют принимаемое всеми его членами разграничение. К назначенному на должность человеку сразу начинают относиться по-другому, даже если это бывший коллега. К руководителя относятся сначала как к руководителю, а потом - как к человеку. В России обычно наоборот: сначала относятся как к человеку, а потом - как к руководителю.

О том, насколько важно выстраивание правильных взаимоотношений между руководителем и подчиненными, в Китае знали давно. Здесь имеется многовековая практика налаживания правильных отношений. Об этом свидетельствуют и всякого рода древние тексты. Для примера обратимся к книге «Искусство управления» канцлера Чжугэ Ляна, в которой он дает многочисленные советы по управлению страной.

В разделе «Государь и слуга» читаем: «Образцом правильных отношений между государем и слугой служат отношения между Небом и Землей, и если они приближаются к этим высшим образцам, следовательно, государь обращается к слуге с добротой, а слуга служит господину с чувством совести и чести.

Если у человека «двойное» сердце, т.е. два типа намерений, то он не может служить государю. А если государь сомневается в правильности своих действий, то он не может управлять своими слугами.

Государь и слуга - это «верх» и «низ», для верхов и низов корнем и основой является ритуал. Для отца и сына вверху и внизу родственность является основой доброты. Для мужа и жены вверху и внизу гармонией осуществляется покой или счастье для семьи.

Если верхи не могут, и в них нет правильности, тогда низы не могут, и у них нет возможности правильно ориентироваться на верхи. Если верхи искажают, то внизу кривизна. Если наверху смута, то внизу - непокорность.

Таким образом, государь должен только наводить правильный порядок, исправляя имена, а чиновник, слуга должен только служить. Таким образом, просвещенный государь занимается постоянной коррекцией своего правления, и тогда верный чиновник все свое служение отдает государю.

Хороший руководитель, всегда будет интересоваться своими подчиненными, также искать способы наладить или построить правильные отношения с ними. Сегодня мы рассмотрим некоторые принципы построения отношений руководителя с его подчиненными. Но вы должны знать, что четких рамок и шаблонов поведения нет. Но взять во внимание принципы устройства отношений - это будет полезно для каждого.

Каждый человек уникален, у него свой склад ума, способности, характер, привычки, темперамент, круг общения, свои проблемы и методы их решения, а также свой метод подхода к руководству (то есть к вам). Это важно понимать, и воспринимать как один из фундаментальных принципов построения отношений руководителя с его подчиненными.

В связи с уникальностью каждого работника, так или иначе, необходимо время, чтобы изучить и понять каков человек. Необходимо испытать человека, посмотреть, как он ведет себя в разных ситуациях и на каком месте наиболее результативен.

Однозначно, вы должны вдохновлять персонал и вести за собой. Но, если вы хотите «вырастить» классных спецов, не нужно лезть вперед. Подчиненным наверняка нравиться, когда их ценят и дают им ответственную работу, усложняя каждый раз. Таким образом улучшаются трудовые качества человека. Давайте возможность подчиненным идти впереди. Задача руководителя - руководить, стоять сзади и указывать рукою, задавать направление. Очень часто бывает, что харизма руководителя - его наибольший враг. Помните: «лицо фирмы не руководитель, а персонал».

Безусловно у каждого начальника свой стиль общения с подчиненными. Но, поговорим об ограничениях, за пределы которых не стоит заходить.

Принцип отцовства. Это самый важный принцип в отношениях руководителя с подчиненными. Переместите образ молодого подчиненного на новорожденного младенца. Ему необходима забота, он многое не понимает, не умеет, но он зависит от вас. Вы его ПАПА. Ваша обязанность любить его, и исходя из этого: учить, лечить (ободрения, утешения…), наказывать (финансово, словесно…) и поощрять (премии, повышение). А также, обучать (тренинги, семинары…), вдохновлять (цели и мотивация), обеспечивать комфортом (социальный пакет, оборудование, комфорт на рабочем месте).

Любое предприятие, компания, фирма строится, прежде всего, на взаимоотношениях руководителя и подчиненных. Шеф ставит перед подчиненными цели и задачи. Но, как известно, все мы люди разные и общаемся друг с другом по-разному. Кто-то умеет объяснить доходчиво, а кто-то срывается на крик. Соответственно, у подчиненных это вызывает различные эмоции: один сразу рвется в бой, другой начинает задумываться о поиске новой работы, третий по-тихонечку бухтит в стороне, но в бой тоже собирается.

Рассмотрим, что же должен делать руководитель, чтобы подчиненные не отказывались от поставленных им задач и идей, а добросовестно выполняли свои обязанности. Именно это - главная цель взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Руководитель должен понимать, что работает с живыми людьми, у которых есть эмоции, проблемы, настроение, характер, «тараканы в голове». Поэтому от того, насколько грамотно он подойдет к определению целей работы, разъяснит технические аспекты, грамотно оценит деловые качества подчиненных и эмоционально правильно среагирует на результаты выполненных работ.

Любой руководитель должен понимать, что имидж компании строится также на отношении подчиненных к нему, как к личности. Для своих сотрудников он должен быть «царь и бог», быть способным заряжать их своей энергией на свершение великих дел. Без по-настоящему сплоченного коллектива компания никогда не станет успешной и не сможет конкурировать на рынке с другими компаниями. Корпоративы в этом вопросе - первое дело. Общение в неформальной обстановке сближает людей, помогает им лучше понять друг друга. «…Расплескало Любу по ночному клубу…» - из этой оперы.

Заинтересованный руководитель, должен предчувствовать, как его персонал отреагирует на конкретно поставленную задачу. Эмоции - это главная составляющая не только повседневной жизни, но служебных взаимоотношений между руководителем и подчиненными, поэтому шеф должен внимательно наблюдать за подчиненными и стараться продвигать по карьерной лестнице, действительно достойных кандидатов.

Главное, всегда необходимо помнить, что не важно, кто ты - подчиненный или руководитель, все мы обыкновенные люди, и отношения между нами должны быть просто человеческие.

Пожалуй, самое тяжелое испытание, особенно для молодых сотрудников, это начальник-тиран. Деспотичный, грубый, безжалостный в наказаниях за малейшую провинность, он никогда не пойдет вам навстречу ни в служебных, ни в личных вопросах. Многие предпочитают терпеть его выходки, чтобы лишний раз не гневить шефа, но от этого его агрессивность не уменьшается. Самая правильная линия поведения с таким начальником - хладнокровие: деспот должен чувствовать вашу внутреннюю силу. Такая позиция неизменно вызывает у него настороженность и подозрительность: раз вы спокойны, не прячете глаза, не мнете нервно бумаги в руках и не рыдаете в голос после его «воспитательных бесед», то значит, по какой-то причине вы уверены в своей защищенности.

Автократический стиль управления характерен для владельцев и менеджеров, которые обычно самостоятельно решают большинство вопросов, касающихся деятельности коллектива, не считаясь с мнениями других. Такие руководители обычно не терпят возражений и замечаний подчиненных. Они преувеличивают роль административных методов управления - инструкций, приказов, директив, указаний и распоряжений. При автократическом стиле руководства неизбежны пассивность исполнителей, их заискивание, скрытность, угодничество, самоизоляция. Между людьми ограничен обмен информацией, они скрывают недостатки в работе и свои знания, искажают действительное положение дел, что ведет к снижению качества их работы. У подчиненных развивается привычка постоянно обращаться к менеджеру, без конца требовать советов и инструкций. Люди стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. Больше всего они хотят защищенности.

При демократическом стиле управления руководитель стремится к коллегиальному решению всех принципиальных вопросов деятельности. Он поощряет активность подчиненных, постоянно информирует их о положении дел, адекватно воспринимает критику в свой адрес, вырабатывая и принимая решения, учитывает мнение персонала. В отношениях между менеджером и работниками преобладают методы убеждения. Менеджер завоевывает себе авторитет зрелостью и последовательностью действий, хорошими специальными знаниями, деловитостью, интуицией и уважением к личности каждого работника. Менеджер демократического стиля управления считается с потребностями подчиненных, не навязывает им свою волю, привлекает их не только к выработке, но и непосредственному принятию и выполнению управленческих решений. В результате, как правило, достигаются лучшие результаты, возрастает инициатива исполнителей, улучшается психологический климат в коллективе.

Менеджеры либерального стиля управления, как правило, не обладают авторитетом, их указания не выполняются либо выполняются плохо. Их поведение характеризуется непоследовательностью и излишней мягкостью. Такие менеджеры часто не предъявляют конкретных требований к подчиненным, их деятельность порой не спланирована и подвержена воздействию случайностей. Не ведется серьезная борьба с неполадками и нарушениями дисциплины, не обращается внимание на недостаток квалификации. Они легко соглашаются с любыми предложениями и стараются облегчить себе жизнь, предоставляя подчиненным всю информацию и ресурсы. Себе они отводят роль посредника во взаимоотношениях с внешним окружением.

Самым эффективным стилем управления считается тот, при котором менеджер ориентирован на высокоэффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Успех организации воспринимается как успех всего коллектива и каждого сотрудника в отдельности. Тем не менее, исследования не выявили явной зависимости между стилями управления и эффективностью производства.

Помимо указанных выше правил, подчиненному не следует также эмоционально проявлять свое недовольство шефом. Если вы считаете, что к вам отнеслись несправедливо, необходимо спокойно и аргументированно заявить об этом.

Руководитель не должен утомлять подчиненных мелочным контролем: он должен представлять, кто на что способен.

Руководитель должен информировать подчиненных о стратегии организации, перспективных планах руководства - в допустимых пределах, конечно.

Руководитель должен поощрять тех, кто хорошо работает. Если нет возможности выдать денежную премию, нужно поощрить словом: человек имеет право знать, что его старания замечены. Работник вряд ли уйдет из организации, где это условие соблюдается, даже если в другом месте ему предложат больший оклад.

Руководитель должен делать замечания. Это, можно сказать, его обязанность: ведь тот, кто работает спустя рукава и не получает замечаний, в конце концов расслабляется.

Несомненно, что на деловые взаимоотношения влияют личные особенности, черты характера, как руководителя, так и подчинённого. Насколько успешно будет выполнена работа, какой микроклимат сформируется в коллективе - все это зависит в первую очередь от личных отношений между руководителем и подчинённым.

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых возникают трудности при налаживании благоприятных личных взаимоотношений.

Ситуация 1. Руководитель имеет отрицательные черты характера, которые негативно сказываются на взаимоотношениях с людьми. В первую очередь в этом случае следует постараться осознать недостатки своего характера, а затем стараться от них избавиться. Что же можно делать в этом случае?

. Понаблюдать, когда, с кем, в каких ситуациях эти негативные  черты характера проявляется  сильнее всего.

. По возможности избегать  подобных ситуаций.

. Выработать экстренные  методы контроля своего поведения, если такая ситуация всё-таки  возникла.

. Если есть такая возможность, то заранее предупреждать людей, с которыми приходится работать  об имеющихся недостатках характера.

Информация о работе Виды и модели отношений поведения между руководителем и подчиненными