Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 16:34, реферат
Краткое описание
Время ожидания ребенка - особый период в вашей жизни, полный радостей и тревог. В этот период женщина особенно чувствительна ко всему, появляется раздражительность, может возникнуть депрессия. Это осложняет отношения с близкими, является серьезным испытанием для молодой семьи. Возникают сомнения и беспокойства, связанные с ответственностью за ребенка, способностью выносить и родить здорового малыша.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….….3 1. Виды психологического консультирования в период ожидания ребенка…....4 2. Индивидуальное психологическое консультирование…………………………6 Заключение…………………………………………………………………….……17 Список использованной литературы…………………………………………..….18
С психологической точки зрения
работа в этот период должна быть сфокусирована
на следующих моментах:
- прояснение актуальных
желаний и ожиданий в отношении
своей жизни и жизни будущего
ребенка (построение прогнозного
сценария всеми членами семьи
в предожидании ребенка, анализ отношения
к будущему ребенку через работу с ожиданиями
относительно его пола);
- рассмотрение ситуаций,
складывающихся при взаимодействии
с близкими значимыми людьми (обязательна
проработка диадических отношений
"Я и моя мама" как материл
для построения собственного
жизненного сценария и "Я и отец
будущего ребенка");
- помощь в осознании
своих чувств и внутренних
конфликтов (возвращение к состоянию
Я-ребенок как источнику материнской интуиции,
научение заботе о себе);
- работа с фобиями (собирание
"коллекции материнских страшилок");
- соотнесение материнского
начала с представлениями и
знаниями о себе, своей личности,
принимаемыми социальными ролями,
имиджем для последующей ассимиляции
этих представлений в результаты
предыдущего опыта (психокоррекционная
работа по преобразованию статуса "женщина-дочь"
в статус - "женщина-мать");
- ознакомление с физиологическими
аспектами протекания беременности
и сопутствующими изменениями;
- ознакомление с возможными
эмоциональными и поведенческими
особенностями беременности;
- проигрывание ситуаций
собственных родов и рождения
своего ребенка (психокоррекционная
работа с ложными установками, диагностика
психологического аспекта протекания
беременности);
- отрабатывание умения принимать
решения (женщина пишет открытое письмо
акушеру-гинекологу, где выражает свои
ожидания относительно медикаментозного
ведения родов, присутствия отца будущего
ребенка, первых минут общения с малышом,
грудного вскармливания и т. п.);
- поиск творческих способов
адаптации к состоянию беременности
и принятие ответственности за
их реализацию (психологическими
составляющими творческого развития
содержательной стороны Я являются
саморефлексия, духовность, социальная
зрелость потребностей).
Кроме женщин, желающих родить
и воспитывать ребенка, существуют еще
две группы клиенток, которым требуется
психологическая помощь, имеющая свою
специфику. Это - женщины, собирающиеся
родить ребенка и отказаться от него в
роддоме, и женщины, по разным причинам
решившие прервать беременность.
При работе с женщинами, собирающимися
родить ребенка и отказаться от него в
роддоме, задача психолога заключается
в том, чтобы:
- выявить факторы, подталкивающие
к принятию такого решения;
- помочь осознать всю
ответственность и важность принимаемого
ею решения;
- оказать эмоциональную
поддержку, выразить свою заинтересованность
и желание помочь в трудный
период.
В любом случае, консультирование
основывается на индивидуальных особенностях
личности: социальных, психологических
и физиологических факторах, задействованных
в данной проблеме.
Несмотря на индивидуальный
подход, консультирование женщин-отказниц
предполагает и решение общих задач по
данной проблеме. Эти задачи следующие:
- выявление актуального
нравственного внутреннего конфликта;
- анализ динамики конфликта;
- помощь в осознании
и решении внутреннего конфликта.
Консультирование предполагает
беседу в доверительной атмосфере. Психолог
не стремится быть чужой совестью, не навязывает
свои установки и оценки, не изменяет по
своему разумению другого, а, сочувствуя
ему, разделяя его боль и беду, стремится
помочь пробудить скрытые духовные силы.
В диалоге психолог играет роль помощника,
способствующего появлению внутреннего
диалога клиента. Женщине, оказавшейся
в кризисной ситуации, необходим диалог
с человеком, который верит в нее и ее духовные
возможности, тогда она начинает верить
в себя и открывает эти возможности.
При работе с женщинами, решившими
прервать беременность, психолог дает
информацию о вредных для психики пациентки
последствиях такого решениям и в попытке
начать совместный анализ кризисной ситуации
и преодолеть личностные конфликты.
Цели и задачи психолога:
- не выходя за границы
профессиональной этики, информировать
женщину о возможных негативных
последствиях для ее психики
решения о прерывании беременности.
Информация должна быть представлена
в доступной форме. Методы суггестии,
манипулирования сознанием беременной
категорически недопустимы;
- учитывая характерологические
особенности женщины, жизненную
ситуацию, актуализировать позитивные,
моральные и нравственные потенции
личности, способствующие индивидуально
приемлемому разрешению кризисной
ситуации.
Поскольку женщины, решившие
прервать беременность, обычно уязвимы,
часто пребывают в сомнении по поводу
предстоящего аборта, психологу необходимо
быть предельно корректным. Его работа
включает в себя следующие этапы:
- установление взаимопонимания,
исключение оценочных суждений
по поводу решения прервать
беременность;
- установление доверительных
отношений сотрудничества и диалога,
которые при этом исключают
перекладывания решения (об аборте
или сохранении беременности) на
психолога;
- выявление остроты переживаний
женщины по поводу принятого
решения, субъективной глубины восприятия
ситуации как кризисной, конфликтной
и причин этого. Психолог исследует
социальную составляющую кризиса
(возраст, образование, профессия, жилищные
условия, материальная обеспеченность,
семейное положение, наличие близких
родственников и т.п.), а также
то, как оценивает жизненную и
социальную ситуацию сама женщина;
- выявление когнитивных
и эмоциональных деформаций, влияющих
на решение о судьбе ребенка,
всего того, что препятствует
компетентному и осмысленному поведению
женщины, усугубляет уже имеющиеся личностные
проблемы, внутренние конфликты и осложняет
отношения с близкими людьми;
- выявление негативных
эмоциональных переживаний (тревожность,
низкая самооценка, страх жизненных
перемен, страх за здоровье и
внешность на фоне беременности
и родов, боязнь ответственности
и т.п.), препятствующих адекватному
смысловому самоопределению позиции
женщины;
- выявление позиций мужа,
членов семьи, близких и значимых
людей по поводу принятого
решения о прерывании беременности.
Планируемым результатом психологической
работы с женщиной, решившей прервать
беременность, является принятие осознанного,
неимпульсивного решения.
Поскольку после прерывания
беременности наблюдение за женщиной
не осуществляется, в большинстве случаев
в поле внимания специалистов не попадают
психические состояния, индуцированные
абортом (известные в литературе под общим
названием - постабортный синдром).
Заключение
Психологическое консультирование
женщины и семьи в целом это психологическое
сопровождение беременности в период
ожидания рождения ребёнка.
И для женщины, и для мужчины
рождение ребёнка является, несомненно,
волнующим событием. При этом помимо радости
и счастья, переполняющих будущих родителей,
в жизни семьи появляются тревоги, страхи
и переживания. И это неудивительно, ведь
многое меняется: социальный статус (женщина
становится матерью, а мужчина отцом),
семейные роли, материальное положение,
взаимодействие с ближайшими родственниками
и т.д. Будем ли мы хорошими родителями?
Смогу ли я обеспечить свою жену и ребёнка
всем необходимым? Буду ли я интересна
моему мужу, как женщина, после родов? Как
пройдут роды? Будет ли малыш здоров? Эти
и многие другие вопросы задают себе семейные
пары во время беременности.
Цель психологического консультирования
беременности - снятие тревог, гармонизация
внутреннего состояния женщины, преодоление
естественного семейного кризиса.
Темы, которые могут быть предметом
обсуждения и работы:
- снятие общей тревоги;
- проработка страха родов;
- разрешение конфликтных
ситуаций между супругами в
период беременности;
- представление методов
дыхания и релаксации, помогающих
и во время беременности, и
во время родов;
- психологическая подготовка
к совместным родам;
- первые дни и месяцы
жизни ребёнка с точки зрения
его психического развития;
- помощь при послеродовой
депрессии
Основные формы проведения
консультаций - это арт-терапевтические
упражнения и беседы с психологом. Рисование,
сочинение сказок, работа со сновидениями,
обсуждение всех волнующих вопросов с
обязательным поиском оптимальных вариантов
решений - это всё то, что происходит на
психологических занятиях. Консультации
могут быть как индивидуальными только
для женщины, так и совместными, когда
муж и жена приходят вместе.
Литература
1. Баженова О.В., Баз Л.Л.,
Копыл О.А. Готовность к материнству:
выделение факторов, условий психологического
риска для будущего развития
ребенка.
3. Исенина Е.И., Барановская
Т.И. Связи между качествами матери в различные
периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8
мес.) // "Материнство. Психолого-социальные
аспекты (норма и девиация): Материалы
Всероссийской научно-практической конференции
-- Иваново: Издательство "Ивановский
государственный университет", 2002 С.54-60
9. Брутман В.И. и др. "Раннее
социальное сиротство (медико-социально-психологические
проблемы). Учебно-методическое пособие.
М., 1994.
10. Винникотт Д.В. Маленькие
дети и их матери. М., 1998
11. Ланцбург М.Е. Психологическая
помощь семье в период ожидания ребенка
и первого года его жизни. // Психотерапия
и клиническая психология: методы, обучение,
организация. Материалы Российской конференциии
"Психотерапия и клиническая психология
в общемедицинской практике" 26-28 мая
1999г., СПб-
12. Филиппова Г.Г. Психология
материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии,
2002