Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:54, реферат
Актуальность проблемы внешних и внутренних барьеров в бизнес-сотрудничестве обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, политики, педагогики, инженерного труда и т.п. невозможно эффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Распознавание барьеров на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве 4
Глава 2. Основные виды барьеров в предпринимательстве и торговле 12
§ 1. Административные барьеры 12
§ 2. Рыночные и торговые барьеры 15
Глава 3. Основные виды барьеров психологического характера. 20
§ 1. Барьеры в деловом общении. 20
§ 2. Коммуникативные барьеры. 22
Заключение 25
Список литературы 27
Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень. Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой, жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.
Тот факт, что коррупция является одной из ключевых проблем современной России, признается на самом высшем уровне. Однако, как правило, имеют в виду деловую коррупцию. Ей посвящено подавляющее большинство как исследований, так и мер по противодействию коррупции (пока разрозненных и неэффективных).
Между тем бытовая коррупция ежегодно изымает из карманов простых граждан не менее 3 миллиардов долларов. Она разрушает моральные устои общества, отчуждает общество от власти, делегитимизируя последнюю в общественном мнении. Собственная коррупционная практика граждан создает атмосферу терпимости по отношению к коррупции, снижает требовательность общества к власти в отношении противодействия коррупции в целом.
Административные барьеры на пути развития предпринимательства - это акты и действия органов власти различного уровня и конкретных их представителей, существенно затрудняющие создание и развитие предпринимательских структур. К ним относятся барьеры, связанные с лицензированием, сертификацией, регистрацией, разрешительной практикой, дублированием функций контролирующих органов, снижением «доступа к государственным и муниципальным помещениям и т. д.
Кроме законодательно установленных, существуют барьеры, которые создаются искусственно, вследствие дискреционного регулирования на уровне подзаконных актов министерств и ведомств, а также оппортунистического поведения отдельных чиновников. [1]
Так, для выхода хозяйствующего субъекта на рынок различными ведомствами завышаются требования, за нарушения которых устанавливаются штрафные санкции, часто направленные на содержание контролирующих органов. Даже общественные организации, в частности организации по защите прав потребителей, сегодня ставят вопрос о законодательном закреплении за ними являющихся прерогативой государства функций контроля и наказания.
Негативно сказываются на формировании конкурентной среды также особенности перехода от тотальной государственной собственности плановой экономики к многообразию форм частной собственности. В условиях конкурентного товарного рынка в качестве конкурентов выступают, с одной стороны, государственные и муниципальные, а с другой - частные предприятия. Но в переходной экономике государственные и муниципальные предприятия имеют существенные конкурентные преимущества в виде льгот по арендной плате, налогообложению, выделению земельных ресурсов, предоставлению заказов и т. п. и одновременно надежную защиту в лице своего учредителя от различного рода контролеров. В результате декларирование намерений региональных и муниципальных властей по поддержанию предпринимательства приходит в противоречие с их интересами как собственника (учредителя).
Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т. е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других. Расширение коррупции обусловлено тем, что в отличие от романтических ожиданий формирования в России рыночной экономики американского или европейского типа в ней сложилась меркантилистическая экономика, характерная для латиноамериканских стран, главными чертами которой выступают высокая дифференциация населения по доходам и высокий уровень коррупции.
Административные барьеры не только мешают свободному бизнесу строить новую экономическую систему, способную привлечь иностранный капитал, но и способствуют развитию теневой экономики. Несмотря на постоянное давление со стороны властей и испытываемые унижения, средний и малый бизнес представляет собой важную часть экономики региона.
Административные барьеры отнимают миллиарды долларов потенциального дохода ежегодно и затрудняют экономическое и политическое развитие региона. Экономические потери происходят из-за плохо подготовленных и сложных законов, из-за многочисленных регулирующих актов и из-за крайне неэффективного функционирования госаппарата. Все это сильно увеличивает затраты на ведение бизнеса в официальном секторе. Высокие затраты вынуждают малых предпринимателей заниматься малодоходными, слабо растущими бизнесами в неформальном секторе, и тем самым растрачивать свой потенциал.
Для снижения административных барьеров на пути развития предпринимательства необходимо:
-упростить процедуры регистрации и ликвидации малых и средних предприятий;
-законодательно определить четкий перечень лицензируемых видов деятельности, сократив их количество и упростив порядок лицензирования;
-свести до минимума количество контролирующих органов и строго регламентировать их деятельность;
-регламентировать частоту проведения проверок и их содержание;
-ввести обязательную регистрацию проводимых инспекционных и контрольных проверок всеми органами для сокращения числа необоснованных проверок деятельности предпринимателей;
-обеспечить проведение активной просветительской работы со стороны контролирующих организаций по отношению к предпринимателям, которая будет способствовать профилактике нарушений;
-усовершенствовать систему доступа к информации о нормативных актах, регулирующих те или иные стороны предпринимательской деятельности;
-обеспечить более эффективную реализацию органами местного самоуправления программ по поддержке предпринимательства.
Бюрократические барьеры образуют порочный круг, который состоит в том, что сложность бюрократических процедур порождает рост числа бюрократов, опережающий рост расходов государства на их содержание. Низкое содержание становится одним из роста коррупции, который обеспечивается водружением новых бюрократических барьеров. Разорвать этот порочный круг возможно, только резко упростив бюрократические процедуры, убрать заведомо лишние функции и задачи, что позволит далее сократить штат «служителей при барьерах». Одновременно необходимо менять сами процедуры взаимодействия граждан и должностных лиц, оставляя личный контакт только там, где это необходимо.
Рыночные барьеры входа и выхода являются важным направлением анализа рыночной конъюнктуры при прогнозировании и планировании динамики цен и выборе целей ценовой политики фирмы. Выделяются нестратегические и стратегические барьеры на рынке.
Нестратегические барьеры входа и выхода:
1)экономические и организационные ограничения: государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков, среднеотраслевая норма прибыли, сроки окупаемости капитальных вложений;
2)административные ограничения: наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории) и т.п.;
3)барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок, то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, и, следовательно, быть менее конкурентоспособными;
4)барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов;
5)ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами;
6)барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.
Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. Стратегические барьеры входа подразделяют на два вида: связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм. Ценовая стратегия активной фирмы представляет собой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов.
Торговые барьеры – ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного и нетарифного регулирования. Торговые барьеры могут принимать разнообразные формы:
Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны.
Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины.
Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.
Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров.
Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой",- играет важную роль. Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции.
Для устранения или минимизации проблем, возникающих у российских экономических операторов на внешних рынках, для успешного и эффективного продвижения своих товаров на зарубежные рынки руководители и менеджеры таких предприятий должны руководствоваться следующими основными рекомендациями.
Ценообразование. Необходима гармонизация внутренних и экспортных цен, чтобы избежать искусственного завышения внутренних цен и, как следствие, обвинений в демпинге.[2]
Бухучет и отчетность. Следует последовательно внедрять международные стандарты бухучета и отчетности, поскольку лишь на их основе экспортеры могут привести аргументированные обоснования внутренних цен.
Торговля через посредников. Производители должны рационализировать систему сбыта продукции за рубежом, стремиться к сокращению использования услуг посредников, чтобы иметь достоверную информацию о географии экспорта и экспортных ценах.
Участие в урегулировании торговых споров. Получение производителями и экспортерами поддержки государственных структур при урегулировании спорных ситуаций должно быть жестко увязано с их готовностью к сотрудничеству с органами страны – импортера, проводящими расследование. Кроме того, в случае инициирования антидемпингового и иного расследования ключевым фактором, позволяющим защитить интересы и минимизировать потери для российских производителей, является квалифицированная и своевременная подготовка аргументированных доказательств.
Использование услуг консультантов. Как правило, успешная работа по устранению барьера на пути экспорта предполагает подготовку значительного массива правовой и экономической информации, а также ее анализ. Если цена вопроса велика, есть смысл воспользоваться помощью высококвалифицированных профессиональных юридических и консультационных компаний по торговой политике. В большинстве случаев услуги таких компаний включают не только подготовку аргументационной базы, но и сопровождение всего процесса как на стадии выработки решений, международных переговорах, так и в суде, если иные способы урегулирования проблему оказываются неэффективными.
Информация о работе Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве