Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 15:06, лекция
Общение – это многофункциональный процесс, включающий в себя взаимный обмен информацией между партнерами, восприятие и формирование отношений, взаимное влияние и воздействие друг на друга, совместную деятельность.
Формы общения ЛО и Л
ЛO - Наличие у партнера официального статуса
Интимное общение – форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами (ЛßàЛ)
Системы отношений:
Система супружеских отношений
Детско-родительский отношений
Дружески приятельских отношений
Деловое общение
Бычкова Лариса Александровна
Тема 1. Общение как предмет изучения психологии
План
Общение – это многофункциональный процесс, включающий в себя взаимный обмен информацией между партнерами, восприятие и формирование отношений, взаимное влияние и воздействие друг на друга, совместную деятельность.
Формы общения ЛО и Л
ЛO - Наличие у партнера официального статуса
Системы отношений:
Главная психологическая характеристика – избирательность –предполагает свободу выбора:
Система отношений:
Психологические особенности делового общения
Установки:
Тема 2. Феноменологические характеристики делового общения
Типы манипуляторов
1.Диктатор:
-приказы, указы
- цитирование авторитетов
2. Калькулятор
- недоверие
- перепроверка
3. Тряпка
- инвалидизация себя (либо
преувеличивает/придумывает
4. Хулиган
- гипер жестокость и гипер агрессивность
5. Защитник
- инвалидизация других
6. Славный парень
- гипер любовь, гипер заботливость, гипер внимательность
7. Прилипало
- жертвенность
8. Судья
- гипер критика
- оценочное суждение
- не прощение
- формирование чувства вины
Два правила при работе с манипуляторами:
1 – не выдавать ожидаемой реакции
2 – перевести манипулятора в третий вид общения – диалогическое общение (более эффективное)
Тема 3. Средства делового общения
Вербальное – речь – это психический процесс общения с помощью языка (это система знаков и символов, предназначенных для формулирования мыслей)
Виды речи:
Невербальное
Оптико-кинетическая
- жесты
- мимика
- пантомимика – расположение корпуса в целом и осанка
Паралингвистическая система знаков – система вокализации голоса
- тембр
- тональность
- громкость
- интонирование
Экстралингвистическая система знаков – включение в речь около речевых приемов
- смех
- пауза
- плачь
- вздох
- кашель
Проксемика – расположение партнера в пространстве
- зоны – дистанция между партнерами (от 0-15 см – «интимная» - только для интимной формы общения, от 15см -1м – личная, только для интимной, от 1м-3м – открытая зона – для делового общения, если лично от 4-8м – публичное, социальное общение, т.е. деловое)
- позиции –
«лицом к лицу» - только при социально ориентированном общении (группа)
«плечом к плечу»
«лицом к спине» - когда идет работа с группой
«под углом» - 45, 90 градусов
«круглый стол»
- позы -
«пристройка сверху» - главный субъект стоит и выстраивает общение, а другой субъект сидит
«пристройка снизу» - наоборот
«на равных»
Тактильная система знаков – система прикосновений
- рукопожатие (мужское, женское, смешанное)
- объятия (без сжатия)
- поцелуи (щека к щеке)
Ольфакторная система знаков – система запахов
- человека (НОРМА ЗАПАХОВ санитарно гигиеническая, психологическая – дозированное использование парфюма)
- окружающей среды – помещение, в котором проходит процесс общения, не должно использоваться в качестве пищеблока
Тема 4. Коммуникация в деловом общении
Коммуникация – процесс обмена информацией между партнерами
Психологические особенности коммуникации в деловом общении
Кодификация – кодирует свои мысли с помощью языка
Декодификация – понимание
Деятельность коммуникатора 1)задумано 100% |
Деятельность коммуникатора 2) высказано 80% |
Деятельность реципиента 3) выслушала 60% |
Деятельность реципиента 4) понято 50% при отсутствии что 1язык |
Деятельность реципиента 5) осталось в памяти 25% |
Закономерность – чем больше запускается цепочка, тем больше теряется и искажается.
Два правила при работе с устной информацией
- передавать информации
необходимо непосредственно
- при получении информации
не от первоисточника
1) нерефлексивное слушание – это вид слушания, в основе которого активное молчание с использованием невербальных средств, применяется в ситуациях, когда партнеру необходимо выговориться
2) рефлексивное слушание – в основе активная речевая деятельность
Формы обратной связи:
- Вербальное и невербальное
- Позитивная и негативная
- оценочная (прилагательные) и описательная обратная связь
- абстрактная и
- обобщенная и конкретная
обратная связь –
Пути передачи обратной связи: 1)прямой - вербальный 2) косвенный- невербальный
- пол
- возраст
- образование
- профессия
- семейное положение
- социальное положение
- место проживания