Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:41, контрольная работа
1. Роль профессиональной этики в обществе.
2. Экономика и нравственность.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Кафедра «Философия»
Контрольная работа по профессиональной этике.
№ зачетной книжки: 20132351
Выполнил студент группы:ММЗ-
Ушакова Л.И.
Проверил преподаватель: Фечина Л.Г.
Волгоград 2014
Содержание
1. Роль профессиональной этики в обществе.
2. Экономика и нравственность.
1.Роль профессиональной этики в обществе.
Профессиональная этика
- это совокупность моральных норм,
которые определяют отношение человека
к своему профессиональному долгу.
Нравственные отношения людей в трудовой
сфере регулирует профессиональная этика.
Общество может нормально функционировать
и развиваться только в результате непрерывного
процесса производства материальных и
ценностей.
Содержанием профессиональной
этики являются кодексы поведения, предписывающие
определенный тип нравственных взаимоотношений
между людьми и способы обоснования данных
кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого
специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста,
которые обеспечивают наилучшее выполнение
профессионального долга;
- взаимоотношения внутри профессиональных
коллективов, и те специфические нравственные
нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение
к труду являются важными характеристиками
морального облика личности. Они имеют
первостепенное значение в личностной
характеристике индивида, но на различных
этапах исторического развития их содержание
и оценка существенно различались. В классовом
обществе они определялись социальным
неравенством видов труда, противоположностью
умственного и физического труда, наличием
привилегированных и непривилегированных
профессий. О классовом характере морали
в сфере труда свидетельствует написанная
в первой трети II века до н.э. христианская
библейская книга "Мудрость Иисуса,
сына Сирахова", в которой есть поучение
о том, как следует относиться к рабу: "корм,
палка и бремя - для осла; хлеб, наказание
и дело - для раба. Занимай раба работою и
будешь иметь покой; ослабь руки ему - и
он будет искать свободы". В Древней
Греции физический труд по ценности и
значимости находился на самой нижней
оценке. А в феодальном обществе религия
рассматривала труд как наказание за первородный
грех, а рай представлялся как вечная жизнь
без труда. Те ситуации, в которых оказываются
люди в процессе выполнения своих профессиональных
задач, оказывают сильное влияние на формирование
профессиональной этики. В процессе труда
между людьми складываются определенные
моральные отношения. В них есть ряд элементов,
присущих всем видам профессиональной
этики.
Во-первых, это отношение к общественному
труду, к участникам трудового процесса,
Во-вторых, это те моральные отношения,
которые возникают в области непосредственного
соприкосновения интересов профессиональных
групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием
неравенства в степени моральности различных
профессиональных групп. Просто к некоторым
видам профессиональной деятельности
общество проявляет повышенные моральные
требования. В основном это такие профессиональные
сферы, в которых сам процесс труда требует
согласованности действий всех его участников.
Уделяется особое внимание моральным
качествам работников той сферы, которые
связаны с правом распоряжаться жизнью
людей, здесь речь идет не только об уровне моральности,
но и в первую очередь о должном исполнении
своих профессиональных обязанностей
(это профессии из сфер услуг, транспорта,
управления, здравоохранения, воспитания).
Трудовая деятельность людей этих профессий,
более чем каких-либо других, не поддается
предварительной регламентации, не умещается
в рамках служебных инструкций. Она по
своему существу является творческой.
Особенности труда этих профессиональных
групп усложняют моральные отношения
и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие
с людьми - объектами деятельности. Здесь
нравственная ответственность приобретает
решающее значение. Общество рассматривает
нравственные качества работника как один
из ведущих элементов его профессиональной
пригодности. Общеморальные
Сейчас в России выявляется необходимость
выработки нового типа профессиональной
морали, которая отражает идеологию трудовой
активности на основе развития рыночных
отношений. Речь идет прежде всего о моральной
идеологии нового среднего класса, составляющего
подавляющее большинство рабочей силы
в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества
индивида начинаются с его деловой характеристики,
отношения к труду, уровня профессиональной
пригодности. Все это определяет исключительную
актуальность вопросов, составляющих
содержание профессиональной этики. Подлинный
профессионализм опирается на такие моральные
нормы как долг, честность, требовательность
к себе и своим коллегам, ответственность
за результаты своего труда.
Каждому роду человеческой
деятельности (научной, педагогической,
художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.
Профессиональные виды этики - это те специфические
особенности профессиональной деятельности,
которые направлены непосредственно на
человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Изучение видов профессиональной этики
показывает многообразие, разносторонность
моральных отношений. Для каждой профессии
какое-то особое значение приобретают
те или иные профессиональные моральные
нормы. Профессиональные моральные нормы
- это правила, образцы, порядок внутренней
саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Основными видами профессиональной этики
являются: врачебная этика, педагогическая
этика, этика ученого, актера, художника,
предпринимателя, инженера и т.д. Каждый
вид профессиональной этики определяется
своеобразием профессиональной деятельности,
имеет свои специфические требования
в области морали. Так, например, этика
ученого предполагает в первую очередь
такие моральные качества, как научную
добросовестность, личную честность, и
конечно же патриотизм. Судебная этика
требует честности, справедливости, откровенности,
гуманизма (даже к подсудимому при его
виновности), верности закону. Профессиональная
этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения
служебного долга, мужества, дисциплинированности,
преданности Родине.
2. Экономика и нравственность
Узкое понимание жизни, считавшее прибыль единственным двигателем человеческого общества, и упорная уверенность в том, что то, что существовало вчера, будет неизменно существовать и завтра, оказалось в противоречии с людскими стремлениями. Жизнь приняла другое течение. Никто не станет отрицать высокой производительности, которой можно достичь специализацией; но по мере того как работа становится проще и легче усваивается, она также делается все более и более однообразной и скучной, и у рабочих является настоятельная потребность разнообразить свою деятельность и искать случая применить к делу все свои способности. Человечество приходит к сознанию, что обществу вовсе невыгодно приковывать человека на всю жизнь к одной данной точке в руднике или мастерской, лишая его такого труда, который мог бы привести его к свободному общению с природой и сделать его сознательной частью великого целого - участником в наслаждении наукой, искусством, независимым трудом и творчеством.
Потребности человеческих обществ совпадают, таким образом, с потребностями каждой отдельной личности; и хотя временное разделение труда остается пока вернейшей гарантией успеха в каждом отдельном предприятии, тем не менее постоянное разделение должно исчезнуть и замениться разнородной деятельностью: умственной, промышленной, земледельческой - соответственно разнообразным способностям отдельных личностей и различных народов.
Освободив наше мышление от схоластики учебников и рассматривая человеческую жизнь с общей точки зрения, мы неизбежно приходим к выводу, что хотя выгода от временного разделения труда и несомненна, но что настало время обратиться к той выгоде, которая проистекает от интеграции труда, от его объединения. До сих пор политическая экономия знала только разделение труда; мы же настаиваем на его объединении: на том, что идеалом общества (т.е. тем, к чему оно уже стремится) является такое общество, где каждый трудится физически и умственно; где способный к труду человек работает в поле и в мастерской; где каждая нация и каждая область, располагая разнообразием природных сил, сама производит и потребляет большую часть своих продуктов земледелия и промышленности.
Конечно, подобная перемена не может
произойти до тех пор, пока общество
сохраняет свое теперешнее устройство,
которое позволяет
Но мы утверждаем также, что всякая
попытка социалистов
Техническое знание, доступное всем, будет благодеянием для человечества; но для всего человечества вообще, а не для какой-либо отдельной нации, так как знание не может развиваться исключительно для домашнего обихода.
Наука, изобретения, смелость мысли и смелость замыслов, предприимчивость, гениальность и улучшения социального строя сделались стремлениями международными, и прогресс умственный, промышленный и социальный нельзя задерживать политическими границами; он переносится через моря, проникает сквозь цепи гор, и степи не составляют для него препятствия. Знание и изобретательность настолько международны, что если завтра появится в газетах сообщение, что где-нибудь практически разрешена задача изготовления запасов силы, полета в воздухе или печатания без типографских чернил, то через несколько недель та же задача будет разрешена изобретателями различных национальностей. Беспрестанно случается, что одно и то же научное открытие или техническое изобретение сделано почти одновременно в странах, отстоящих друг от друга на тысячи верст, точно существует особого рода атмосфера, благоприятствующая зарождению известной идеи в известный момент. И действительно, такая атмосфера создана паром, печатью и общим запасом знаний.
Те, кто мечтает о монополизации технического гения, отстали лет на пятьдесят против действительной жизни. Теперь мир - весь огромнейший мир - является областью распространения знаний; и если у отдельных народов обнаруживаются особые способности в отдельных отраслях техники или науки, эти различия уравновешивают друг друга, и преимущества одного народа над другими могут быть только временными. Прекрасная работа английского инженера-механика, американская смелость в колоссальных предприятиях, французский систематический ум, немецкая педагогика становятся международными способностями.
Немногие книги имели такое вредное влияние на развитие экономической мысли, как "Опыт об основах народонаселения" Мальтуса. Она появилась, подобно всем книгам, имеющим вообще какое-либо влияние, в благоприятный момент и выразила идеи, уже распространенные в умах зажиточного меньшинства. В то время, когда мысли равенства и свободы, пробужденные французской и американской революциями, проникли в сознание бедных, а богатые утомились дилетантскими экскурсиями в ту же область, Мальтус, возражая радикальному английскому писателю Годвину, выступил с утверждением, что равенство невозможно, что бедность большинства вызвана не общественным строем, а что она - естественный закон. Он говорил, что народонаселение увеличивается слишком быстро, что новым пришельцам нет места за общей трапезой и что этот закон не может быть изменен никакими преобразованиями общественного строя.
Таким образом он дал богатым классам нечто вроде научного возражения против идеи равенства; а известно, что, хотя всякое владычество основано на силе, сила сама начинает колебаться, если более не поддерживается твердой верой в собственную правоту. Что же касается бедных классов, которые всегда чувствуют влияние идей, преобладающих в данное время среди зажиточных классов, то учение Мальтуса лишило их надежды на улучшение и поселило в них недоверие к обещаниям социальных реформаторов. По сие время многие самые смелые реформаторы не верят, чтобы было возможно удовлетворить потребности всех, если трудящиеся работники и крестьяне потребуют этого, тем более что временное улучшение положения рабочих поведет к быстрому увеличению населения.
Наука до сих пор держится учения
Мальтуса, и политическая экономия
основывает свои рассуждения на предпосылке
о невозможности быстрого увеличения
производства - невозможности, следовательно,
удовлетворить потребности
Словом, теория Мальтуса, выражая в полунаучной форме тайные пожелания богатых классов, сделалась основанием целой системы практической философии, которой вполне проникнуты умы образованных сословий, и воздействовала (как всегда бывает с практической философией) также на теоретическую философию нашего столетия.
Земледелие настолько
Вскапывание земли при посредстве паровых машин, дренаж и удобрение могли бы превратить тяжелую глину на северо-западе от Лондона в почву более плодородную, чем американские прерии. Эта глина требует только приложения совсем неискусного труда - в виде прокладки дренажных труб, пульверизации фосфоритов и т. п., и в свободной общине такую работу охотно исполняли бы фабричные рабочие, если бы она была хорошо организована, пользуясь нужными, в сущности, простыми машинами. Почва требует такой помощи, и она получит ее, хотя бы для этого пришлось даже закрывать на лето многие фабрики. В настоящее время предприниматели сочли бы разорением для себя закрывать фабрики на летнее время, так как предполагается, что капитал, вложенный в фабрики, должен каждый день и каждый час давать барыши; но взгляд капиталистов на это дело вполне расходится со взглядами сплоченной воедино общины.
Информация о работе Контрольная работа по "Профессиональной этике"