Контрольная работа по дисциплине "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Вклад Сократа, Платона и Аристотеля в развитие этики.
Этические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля

Вложенные файлы: 1 файл

Этика.docx

— 53.80 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Этика

 

Вариант 6 «Вклад Сократа, Платона и Аристотеля  в развитие этики.

Этические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля.»

 

 

 

 

 

Выполнила:

___________

 

 

 

Преподаватель:

                                                                     ____________

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 
Введение…………………………………………………………………..……...3

1. Вклад Сократа, Платона и Аристотеля в развитие этики.                                1.1. Вклад Сократа……………………………………………………….…..5  
1.2. Вклад Платона……………………………………………………….……..7 
1.3. Вклад Аристотеля…………………………………………….…………..….9

2. Этические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля………...…………11 
Заключение……………………………………………………………………….17 
Список используемых источников………………………..……………...…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Этика – это сам факт общественной жизни и является ее основополагающим фактором. Мораль непрерывно существует с человеческим обществом в различных формах, при этом она не может появиться в какой-то определенный момент. Издавна человеческое общество двигалось с непрерывной связью с нравственными нормами, в различных ее видах таких как обычаи, религиозное или государственное установление.

В данном контексте мораль пророждает познание и часто оказывает мощное влияние на его развитие: золотой стороной морали является рождение и становление философской мысли. Моральное, кажется, сначала безотчётно-должным, со временем требует своего обоснования, как нужного для осуществления достижений целей открывших дверь разуму. Мораль подводит к философской онтологии: «должное» выявляется при помощи философского познания «сущего». Эта сторона морали хоть и является ее приоритетом в развитии индивидуального и общественного сознания человека, все же наипервейшие известные попытки научной этики в истории возникают относительно поздно, на основе ясно обусловленной космологии философии. Все же мораль, как мудрость бытия общественных законодателей, признается основополагающей с самых древних времен, но мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после тщательного анализа вклада в развитие этики Сократом.

Будет не справедливо если отрицать существование философской этики у философов, которые жили до Сократа. Она неcомненнo существовала у пифагорейцев, у Гераклита и Демокрита, конечно не в виде конечного трактата, а в виде обобщений, существующих в логической связи с их метафизическими воззрениями. Эти взгляды- первообозреватели общих этических принципов, основ теорий позднейших моралистов.

В Греции, а давние времена добродетель — арете (др. - греч. Ἀρετή) имела два противоположных понимания: идеал героизма наивысшего самоутверждения, подрыв разнообразных границ и пределов личности, этот идеал отразился в героях эпоса «Одиссея» и Гомера «Илиада», и идеал отображенный в нанесенных на дельфийском храме словах «Ничего сверх меры» «μηδεν αγαν». Принципы умеренноcти oтcтаивали cемь мудpецoв.

Пифагорейцы, основываясь на своей метафизики чисел, считали такими принципами гармонию, меру и порядок. Они связывали их с моральным, а так же физическим устройством вcеленной. Следуя таким взглядам зло олицетворяло отсутствие, а пороки — нарушение душевной cимметpии. Гераклита можно назвать родоначальником этичеcкого универcализма. Справедливое мнение Лассаля гласило, вся этика Гераклита выраженна в одной формуле: «преданность всеобщему». Быть близким единому вселенскому разуму значит, для Гераклита быть нравственным. Суть нравственно-должного лежит в исполнении общего закона. Всё то, что индивидуально, и оторвано от всеобщего, обречено на гибель и разложение.

Ксенофан, приписывая богам различных злонамеренных деяний в произведениях Гомера и Гесиода, опроверг возможность сопротивления между титанами и богами, и между самих богов.

Высшая реальность не оставляет места для конфликтов и насилия, но пьедистал главенства одерживает справедливость и гармония. Ксенофан отрицает ценности атлетической отваги в сравнении со знанием. Oлимпийскaя победа это_наименьшая ценность, чем мудрость философа-поэта, поскольку именно последнее это неотъемлемый вклад в гражданский мир и благоразумное правление.

Воззрениях Демокрита открывают сродство материализма с эвдемонизмом. Счастье - высшее благо, гласит мнение Демокрита. Но лишь духовные радости пораждают настоящее и крепкое счастье. Демокрит провозвестник позднейшего эпикурейства, что неизбежно вытекает из его мнения.

 

 

1. Вклад Сократа, Платона и Аристотеля  в развитие этики.

 

                                               1.1. Вклад Сократа

 

Особое место Сократа в истории этики и философии точным образом освятил Аристотель: "Сократ занимался вопросами о нравственных добродетелях и впервые пытался устанавливать их общие понятия" .

Сократ (469–399 гг. до н. э.), считавшимся по праву отцом античной этики, считал что мораль очень важна в обществе, выделяя ей роль основы достойной жизни каждого человека. Нелегко воссоздать этическую позицию Сократа, так как отсутствует письменное наследие его философских размышлений, хотя его ученики Платон и Ксенофонт, сохранили записи высказываний мыслителя, к тому же свидетельства современников об особенностях его жизни и смерти. Эти источники дают возможность анализировать об основах его этического учения.

 

Отсутствие позитивной программы - основная причина отторжения Сократа от учения софистов.

Главным отличаем Сократа, служило стремление придумать устойчивые и общие понятия. Эта идея Сократа не случайна и функциональна. Для осуществления поставленных задач Сократ изобрел специальный метод, получивший название - индуктивный, он разделяется на 5 частей:

 
1) сомнение (или «я знаю, что я  ничего не знаю»);

 

2) ирония (или выявление  противоречий);

 

3) майевтика (или преодоление противоречия);

 

4) индукция (или обращение  к фактам);

 

5) дефиниция (или окончательное  установление искомого понятия).

 

           Метод, примененный Сократом, и в настоящее время не утерял своего значения и используется, как один из способов ведения научных дискуссий.

 

Этика способствует постижению и осуществлению данной установки. Благоразумное, добродетельное бытие является счастьем. Поэтому, лишь нравственный человек может быть счастлив (а также разумен, что практически то же самое).

 

Точка зрения о самоценности морали дополняет эвдемонистическую позицию философа: вовсе не мораль зависима от стремления человека к счастью, а, счастье подчинено нравственному облику человека. Это указывает на задачу самой этики: оказать помощь каждому человеку стать моральным, а вместе с тем счастливым.

 

Понятия «счастье» и «наслаждение» были для Сократа различны. Философ воззрел на проблему свободы воли. Мудрость, мужество, справедливость, умеренность- были для него важнейшими добродетелями человека.

При решении большинства этических проблем он придерживался рационалистической позиции. Каждая добродетель и есть определенный вид знания.

Безнравственность лежит у корней неведения и незнания. Очевидно, что Сократ, считал понятия добра и истины идентичными. Утверждение Сократа о том, что ученый, мудрец не способен на зло, помещает в себя глубокую мысль: моральные ценности лишь тогда имеют важное функциональное значение, когда признаны человеком как истинные.

                            1.2 Вклад Платона

 

         Считается, что Платон предпринял первую попытку систематизации этических идей, осуществленную на объективно—идеалистической основе. У Платона был тот же рационалистический принцип, как и у Сократа. Помимо принципов, Платон поставил перед собой цель сформулировать общие понятия. Как и его учитель, он выбирал для этого дедуктивный метод исследования.

 

Существующее и должное в мире выявило свое несоответствие для Сократа. Он нашел отличия между общими моральными взглядами и единичными. Сократу не удалось найти в реальности аналогов добра и красоты самих по себе. Эту проблему далее изучал  Платон.

 

Платон впервые дал сознательное идеалистическое обоснование морали и тем самым мировоззренчески закрепил моралистический подход к действительности, исходящий из первичности моральных мотивов по отношению ко всем другим мотивам поведения человека.

 

Платон соединяет самосовершенствование личности с идеей долга. К мысли Сократа, что человек должен руководствоваться убеждениями, которые он по глубоком размышлении признает наилучшими, Платон добавил, что эти убеждения должны быть объективно наилучшими, соответствующими единому божественному образцу.

Концепция этики Платона разделяется на две части, которые в свою очередь связанны друг с другом: индивидуальную этику и социальную этику. В индивидуальной этике Платон видит связь с гармонией его души.

Душа для Платона, нечто возвышенное, способное прикоснуться к настоящему миру полным вечных идей, в то время как отношение к телу человека является полным противопоставлением, как чему-то низменному.

Философ давал точное определение, различным сторонам души человека, например, в разумности он видел мудрость, в аффективности – умеренность, а мужество он видел в волевых людях.

 

Средство к возвышению идеального мира это принижение ценностей телесных, власть разума над низкими страстями. Опираясь на такие принципы, социальная этика Платона позволяет убедиться в наличии  многих добродетелей  у каждого сословия. Учения Платона говорят о том, что мудрость - добродетель для обладания правителей, мужество необходимо для проведения сражений воинами, а низшие сословия должны быть умеренны.

 

Прибегая к жестокости в политике, в моральной иерархии в государстве, можно достичь высшей добродетели. Такая добродетель – справедливость, являющаяся, по мнению Платона, социальной гармонией. Для ее достижения, нужно принести жертву в виде интересов отдельно - взятой личности.

 

Очевидно, в идеальном обществе Платона индивидуальность не допустима. Является важным то, что идеальное государство, изображенное мыслителем, оказалось непривлекательным, по причине ущербности нахождения в нем представителей каждого сословия, так как «порядок» в обществе который предложил Платон не принес бы никому счастья.

 

Понимание существа морали Платона это то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона обдумывал и осмыслял Аристотель, его ученик.

 

 

 

 

                             1.3 Вклад Аристотеля

 

«Этика» для Аристотеля это жизненная мудрость, «практические» знания, с помощью которых осознается истинное счастье и средства для его достижения.

          Твoрчество и пoступки для Аристотеля – две разные вещи. Поступки и человек находятся в тесной связи, с его деятельностью, со свободным выбoром, с общими моральными и правoвыми нормaми граждан, в то время как творчество дает жизнь произведениям искусства.

 

Нрaвственная деятельнoсть человека направлена на него самого, развиваются его способности, его духовно - нравственные силы, на улучшение его жизни, на осуществление смысла жизни и назначения. В сфере деятельности, которая связана со свободой воли, человек сообразует поведение и образ жизни со своим нравственным идеалом, с взглядами и понятиями о должном и сущем, добре и зле. Этим философ и определил предмет науки, которую он назвал этикой.

 

Аристотель внес огромный вклад в развитие этики: он дал название этому учению, создал  первый труд по этической науке, а также впервые пoстaвил вопрос o самoстоятeльнoсти этики, пoстрoил свoю тeoрию мoрaли. Его этическому учению присущи: последовательный анализ, единство метода рационального осмысления проблемы и их эмпирического подтверждения, социальная направленность этического мышления, прикладное, практическое значение.

 

При рассмотрении этического аспекта проблемы взаимоотношений человека и общества, Аристотель пытался найти пути их гармонического взаимодействия в рациональном ограничении личностью всех своих эгоистических потребностей, направляя внимание на его общественное благо. Он считал что социальная гармония не должна быть ниже чем личные интересы.

 

Как и его учителя, Аристотель считал, что высшее благо это счастье. Аристотель считал его, – неким состоянием удовлетворенности, получаемое человеком от выполненной им добродетельной деятельности. Мораль и счастье беспрерывно переплетаются друг с другом. Аристотель был убежден, что высшего удовлетворения жизнью человек может достичь, только когда совершает моральные поступки. Основными ступенями на пути к счастью он считал: нравственное и интеллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и наличие внешних благ, активную гражданскую позицию.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Этика"