Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:43, реферат
По кругу лиц, вовлеченных в ситуацию, конфликт можно определить как межличностный (руководитель и подчинённый). По виду конфликта, его можно классифицировать как конфликт в организации между начальником и подчинённым. Субъектами данного конфликта является руководитель организации и подчинённый. Одной из обязанностей подчинённого являлось соблюдение графика работы, а из за того, что эта обязанность не выполнялась – возникла конфликтная ситуация. Условие внешней среды, усиливающее, конфликтную ситуацию, работа далеко, трудно ехать.
Конфликт в организации.
По кругу лиц, вовлеченных в ситуацию, конфликт можно определить как межличностный (руководитель и подчинённый). По виду конфликта, его можно классифицировать как конфликт в организации между начальником и подчинённым. Субъектами данного конфликта является руководитель организации и подчинённый. Одной из обязанностей подчинённого являлось соблюдение графика работы, а из за того, что эта обязанность не выполнялась – возникла конфликтная ситуация. Условие внешней среды, усиливающее, конфликтную ситуацию, работа далеко, трудно ехать. Предметом является безответственное отношение работника к внутреннему распорядку дня, которое могло бы привести к увольнению (опоздание на работу). Объектом конфликтной ситуации является выполнение подчинённым своих обязанностей. Повод к конфликту – случайное «столкновение» работника и работодателя в рабочее время на нерабочем месте.
История ситуации.
Авдеева Наталья, студентка УлГУ, обучается на 4 курсе управления и параллельно работает в небольшой организации офисным работником. К учёбе относится ответственно, не только с целью получения диплома о высшем образовании, за семестр имеет задолжности по сдаче нескольких экзаменов. Свободное время проводит с друзьями и парнем, посещая различные увеселительные мероприятия. Свою будущую карьеру планирует связывать со специализацией, полученной в университете, хочет заниматься бизнесом, тк имеет соответствующие предпосылки. На работу устроилась в связи с финансовыми проблемами, а впоследствии начала реализовывать там полученные в университете навыки.
В последнее время у неё возникают трудности во взаимоотношениях с её руководителем, связанные с периодическими опозданиями на работу. Все опоздания она объясняет тем, что в связи с трудностями на учёбе ей много времени приходится проводить на кафедре.
Руководитель организации – Романов А.Ю. типичный трудоголик, стремящейся получить максимальное количество выгоды из своей трудовой деятельности и деятельности подчинённых.
Изначально, опоздания были незначительны, и почти влияли на продуктивность работоспособности Натальи. Руководителем были высказаны претензии по этому поводу и Наталья пообещала, что вскоре ситуация нормализуется.
Ситуация не менялась, и Наталья продолжала опаздывать на работу, тем самым, ещё более осложняя обстановку с руководителем, и мотивируя это загруженностью с учёбой. При этом, она отлично справлялась со своими обязанностями и была хорошим сотрудником.
И в один из рабочих дней Наталья снова сообщила о своём опоздании. Но, когда руководитель проезжал мимо одной из остановок, он увидел Наталью, не находящуюся в университете, а ожидающую на остановке общественный транспорт. Естественно, руководитель довёз девушку, выслушав по дороге её объяснения о вранье.
После всего услышанного, начальник задался вопросом об увольнении девушки, но исходя из её продуктивной работы, не смотря на отсутствие пунктуальности, он решил оставить её на работе, с изменением её графика работы.
Конфликтное взаимодействие
Мотивы сторон. Целью работодатёля было привлечение новых перспективных кадров, которые смогут внести в коллектив новые идеи для развития компании и иное видение рынка производства. Для работника же целью явилась необходимость в денежных средствах. Действия сторон. Действия руководителя заключались в предъявлении работнику выговора за опоздание, и последующее увольнение. Работник же, из – за, отдалённости места работы не мог приезжать вовремя.
Динамика конфликта.
Предконфликтная ситуация. Описанные выше обстоятельства создали напряженную обстановку в организации.
Инцидент. Начальник, в очередной раз, уличил работника в опоздании.
Завершение конфликта. Т.к. для работника данное место работы было не только местом получения зарплаты, но и местом реализации и карьерного роста, дабы сохранить данную работу, она начала развивать такие качества как пунктуальность и дисциплинированность.
Стратегия поведения в конфликте.
Конфликт решился путём сотрудничества работника и работодателя. Работодатель не потерял ценного сотрудника, а работник сохранил за собой занимаемую должность.
Конфликты в организации
Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.
Организация - это не только
производственно-
В обществе функционируют различные типы организаций: пред-приятия, учреждения, университеты, институты, финансовые структуры, общественные организации (например, политические партии, профсоюзы и др.), ассоциативные организации (например, семья). Организации структурно состоят из целого ряда подразделений: цехов, смен, отдельных служб, бригад и др. Эти объединения выступают как первичные группы, т.е. являются социальной средой, в которой человек непосредственно контактирует с другими людьми.
Являясь важнейшей ячейкой
общества, организация соединяет
и координирует поведение людей,
специализирующихся на разных типах
деятельности, включает их в единый
трудовой процесс, решает не только производственные
задачи, но и создает условия для
развития своих членов. Здесь в
среде непосредственного
Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряженности.
1) Социальная напряженность
в реальной жизни выступает
как осознание большинством
2) Социальная напряженность
представляет собой
3) Социальная напряженность
- это нарушение нормальных
При анализе конфликта важно понять, какие действия лежит в его основе.
Субъектами, или сторонами, конфликта в организации могут выступать как частные, так и официальные лица (представители учреждений и организаций), как отдельные сотрудники, так и целые группы.
Степень участия сторон в
конфликте может быть различна: от
непосредственного
1) основных участников,
2) группы поддержки,
3) других участников.
Основные участники - это противодействующие стороны. Их интересы несовместимы и действия направлены друг против друга.
Группы поддержки - участники конфликта, но играющие, скажем, второстепенную роль. Они могут:
- влиять на ход конфликта и иметь свои интересы;
- не преследовать корыстных
интересов и не влиять на
ход борьбы. Но они могут быть
случайно втянуты в конфликт
или могут манипулировать
- содействовать развитию конфликта советами, помощью или другими средствами;
- являться организаторами
конфликта, планировать
К другим участникам относятся посредники и судьи. Это строго нейтральные лица. Они стремятся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
В организациях различают:
1) внутренние конфликты;
2) конфликты с внешней средой.
1. Внутренние конфликты
возникают в рамках
1) межиндивидуальный конфликт - расхождение личных целей сотрудников. Примером такого конфликта может служить конфликт между авторитарным стилем управления руководителя и стремлением некоторых подчиненных к инициативе и творчеству;
2) внутригрупповой конфликт - между соперничающими сотрудниками внутри подразделения или между руководителями подразделений по вопросу "Кто важнее в иерархии отдела или предприятия?". Здесь часто возникают смешанные мотивации, связанные с амбициями, карьерными целями;
3) межгрупповой конфликт - например, конфликт между совла-дельцами предприятий. Эта ситуация особенно сложна, если собственность поделена между органами власти (федеральная, муниципальная собственность) и частными лицами.
2. Конфликты с внешней
средой - это конфликты в большинстве
своем руководителей и
Конфликты в организациях
порождаются определенной конфликтной
ситуацией, которая может существовать
задолго до прямого столкновения
ее участников. Понятие конфликтной
ситуации не совпадает с понятием
конфликта, ибо характеризует лишь
предпосылку, создает почву для
возникновения реального
Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в организациях могут быть:
- унижение достоинства
личности в официальной и
- уклонение от выполнения указаний, распоряжений непосредственных руководителей;
- негативные высказывания в адрес члена коллектива, словесные или физические оскорбления;
- замкнутость, равнодушие,
уединение, подавленность
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии действий обеих сторон. Такими действиями могут быть:
1) внешние поведенческие акты и 2) действия, которые осознаются противостоящей стороной как направленные против нее.
Конфликтные действия - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать противостоящей стороне достичь ее целей. Они резко обостряют сам фон протекания конфликта: могут усложнять конфликт, порождать тенденцию к его зкскалации.
Условиями, влияющими на возникновение конфликтов в орга-низациях, могут быть:
- сохраняющиеся в трудовых
коллективах отрицательные
- недоверие начальника
к подчиненному (которое может
проявляться в излишней опеке
подчиненных при выполнении
- предвзятое отрицательное
отношение одного члена
- снисходительное отношение
к людям, проявляющееся в
- наличие в организациях неформальных микрогрупп, характе-ризующихся дисфункциональностью, которая может выражаться в недовольстве высокой требовательностью руководителя, в проявлении межличных антипатий.
Конфликты в организациях являются результатом противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей. Среди них следует, прежде всего, выделить следующие типы противоречий: организационные, производственные, деловые, инновационные.
В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организациях:
- организационные;
- производственные;
- трудовые;
- инновационные.
Организационный конфликт - это столкновение противоположно на-правленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит:
1) когда работник не
выполняет, игнорирует
2) когда требования, предъявляемые
к работнику, противоречивы,
3) когда имеются должностные,
функциональные обязанности,
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки "лучших", "худших"; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д.