Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:49, доклад
Как известно, существуют два основных регулятора общественных отношений: мораль и право. Мораль (нравственность) регулирует через индивидуальное личное представление человека о добре и зле. Право организует, направляет поведение людей посредством системы запретов и разрешений, которые принимаются внешними для отдельного человека силами. В цивилизованных, подлинно демократических государствах оба этих регулятора, соотносясь друг с другом, действуют достаточно эффективно, чем и создают благоприятную атмосферу общественной жизни.
материальным. При закономерной для нынешней социальной системы высокой роли в жизни материального (достаток, деньги, собственность и т.д.) ее значимость не должна проповедоваться как главная и тем более единственная. ■ Социальная справедливость. Она понимается не как уравниловка, а как справедливое распределение общественных богатств (земли, ее недр, созданных всем народом материальных ценностей и т.д.), как одинаковые стартовые возможности для развития личности, как не только декларированная, но и осуществляемая на практике равная ответственность всех перед законом и общепринятыми нормами общежития.
■ Государственность как доминанта мироустройства. Возвышая личность, поднимая ее роль, значимость в социальном устройстве общества, нужно всегда помнить, что «русский народ – народ государственный» (Н. Бердяев). И поныне это объясняет позитивное отношение россиян к понятиям «сильное государство», «великая держава». Патриотизм. Его сущность не в чувстве превосходства одной нации над другой, а в гордости за свой народ, за свое государство, за его историю, желание
служить Отечеству. ■ Коллективизм. В силу объективных обстоятельств (трудностей жизни в суровых природных условиях, перманентной необходимости защищать свою землю, отстаивать свою независимость) всегда преобладал у россиян над индивидуализмом. ■ Ценность общественного, социального поведения. Естественно вытекает из государственных и коллективистских основ российского менталитета.
Конечно, это далеко не полный перечень особенностей нравственности россиян. Многие из перечисленных черт общественной морали за последние годы утеряны или извращены, зачастую другое, прямо противоположное им начинает властвовать в душах наших людей. Это так. Но в том-то и заключается пафос этих полемических заметок, что сегодня, как никогда ранее, необходимо всемерными усилиями возрождать самую суть нравственных основ граждан, развивать их далее, трезво осмысливая новые реалии. Без этого невозможно ни единение власти и народа, ни движение России вперед, ни само существование российского этноса.