Основные эстетические принципы деловой риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно – значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Лексические и синтаксические средства выразительности речи…….…..5
Композиционные, речевые и методические приемы привлечения внимания слушателей……………………………………………………..…8
Заключение………………………………………………………...……………12
Список использованной литературы………………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

Деловой этикет.docx

— 31.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Лексические и синтаксические средства выразительности речи…….…..5
  2. Композиционные, речевые и методические приемы привлечения внимания слушателей……………………………………………………..…8

Заключение………………………………………………………...……………12

Список использованной литературы………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Свобода общественной жизни  требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь –  это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника  гуманитарной сферы, каждого активного  гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному  отсутствию умения вести диалог, дискуссии  в разных ситуациях, неспособности  построить монолог, предназначенный  именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно  активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и  навыков. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения  ситуации в стране, поскольку способность  к ведению коммуникации – вопрос жизни и смерти для нашего общества. Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и  кончая гражданскими войнами – это, как правило, печальный итог нежелания  и неумения вести грамотный диалог.

Нельзя забывать и еще  об одной стороне риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время  неумение и нежелание слушать  и анализировать речь другого  подчас приводит к трагическому непониманию  между участниками общения, напоминая  больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно  научиться понимать коммуникативные  намерения выступающего, а также  видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным  ораторским приемам. Следовательно, в  нашей стране риторика превращается в общественно – значимую дисциплину, способную помочь людям научиться  адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лексические и синтаксические средства выразительности речи.

К  лексическим средствам  выразительности относят:

А) Синонимы

а) семантические (исполин, гигант, титан),

б) стилистические (пришёл, прибыл, притащился),

в) стилевые (глаза, очи),

г) семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться);

Б) Устаревшие слова:

- историзмы (городовой, асессор);

- архаизмы (вежды, брег, десница).

В) Неологизмы – новые слова:

- языковые

- окказионально-авторские 

- индивидуальные, единичные

Г) Тропы — специальные художественно-изобразительные средства, обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной выразительности.

Д) Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений:

- по форме (головка лука, зубчик чеснока, кольцо садов);

- по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли);

- по расположению (Наш вагон в хвосте поезда);

- по схожести выполняемой функции  — функциональный перенос (дворники автомобиля, ручка с золотым пером).

Разновидностями метафоры являются олицетворение  и эпитет.

Е) Олицетворение — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало. Метафора является источником многозначности слов.

Ж) Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, возникающее в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд. Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое: солнце красное, тучи чёрные.

З) Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними:

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе);

б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!);

в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять»; Утреннюю почту уже принесли);

г) между действием и орудием  этого действия (Труба звала в поход);

д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил...);

е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал);

ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Аудитория шумела; Весь дом высыпал на улицу);

з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе).

Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; Слива у нас уже отцвела).

И) Ирония — «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу)»; Он в шестьдесят ещё шустрый мальчик.

К) Гипербола — преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

Л) Мейозис — «троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом), это вам влетит в копеечку, ...не первой молодости, ... детинушка пустил в ход кулачки» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), недурно (хорошо); Немалых (больших) денег стоит всё это).

Разновидностью мейозиса является литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагахживу от школы).

В одной и той же единице языка  может совмещаться несколько  видов тропов: «весенний ливень бурных слёз» (метафора + литота).

 

К синтетическим  средствам выразительности относят:

  • ряды однородных членов предложения;
  • предложения с вводными словами, обращениями, обособленными

членами;

  • экспрессивное использование предложений разного типа.

 

 

 

 

 

  1. Композиционные, речевые и методические приемы привлечения внимания слушателей.

Для успеха публичного выступления оратору необходимо, прежде всего, овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя. Однако управлять  вниманием слушателей не просто, и  успех зависит не только от самого оратора (его способностей, профессионализма, подготовленности), но и от объективных фактов, на которые выступающий не может воздействовать.

Чтобы слушатели могли  внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи-то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.

Для привлечения внимания слушателей особой значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Потом выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.

Многовековая риторическая практика показала, что внимание аудитории  трудно удерживать более 45 минут (именно поэтому такова продолжительность  академического часа и школьного  урока). Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести  до слушателей, слишком велик, то лучше  из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.

Завершая выступление, нужно  четко выделить заключение. Нельзя речь обрывать на полуслове. Акцентируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом. Косвенный  итог выступления можно подвести, цитируя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи. Не следует  только возвращаться к сказанному (даже если осталось время), нельзя «прощаться много раз».

Заключение обязательно  должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может  быть много грустных мотивов, в конце  оратор должен настроить аудиторию  на оптимистический лад. Последний  аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим.

В конце выступления (если позволяет время) можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет  способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт  оратора с аудиторией.

Приемы установки контакта с  аудиторией

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления – это  контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора  и аудитории. Эта общность возникает  на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит  наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать  аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь  вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания  между коммуникантами – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт – величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно  поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают  небольшую психологическую паузу  – 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься  с разной интонацией. Они разделяются  паузами.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание  логико-аналитических и эмоционально–образных  языковых средств.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

  • Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
  • Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
  • Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
  • Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
  • Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
  • Показ практической значимости информации.
  • Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
  • Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
  • Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
  • Прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
  • Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
  • Прием апелляции к собственным мыслям.

Информация о работе Основные эстетические принципы деловой риторики