Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:25, курс лекций
В настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности». Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности «сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии.
Владимирский государственный
Основы общей теории
Владимир 2002
Министерство образования
Владимирский государственный
П.Е. Матвеев
Основы общей теории морали
Ч а с т ь п е р в а я
Владимир 2002
ББК 87.715.4
М 33
Доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор
Заведующий кафедрой философии ВлГПУ,
кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного
педагогического университета
Печатается по решению
Владимирского государственного университета
Матвеев П.Е.
М33 Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим.
гос. ун-т. – Владимир, 2002. 51 с.
ISBN 5-89368-309-9
Курс лекций ставит своей целью ознакомить студентов с основами общей и
профессиональной этики. В первой части раскрываются темы, связанные с
природой, структурой, функциями морали. Во второй, планируемой, части
будут проанализированы нравственные ценности и основы профессиональной
этики, в частности, этики бизнеса. В книге дан библиографический список к
каждой лекции,
а также указаны
докладов и рефератов.
Предназначен для студентов гуманитарных, технических и экономических
специальностей очной и заочной форм обучения.
ISBN 5-89368-309-9
В настоящее время в российском обществе происходит определённая
«переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в
социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы
протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими
моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности».
Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит
рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения
различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности
«сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь
фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно
существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных
знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.
Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в
мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной
этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в
сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и
уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные
особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу
профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху.
Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно
оценивать.
Предлагаемый курс лекций ставит своей целью оказать помощь при
изучении дисциплин «Этика», «Этика бизнеса», «Этика предпринимательства».
В российской этике уже
профессиональной этике. Можно выделить такие учебники, как Гусейнов А.А.,
Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998; Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и
Е.Л. Дубко. - М., 2000; Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М., 2001 и др.
Предлагаемое учебное пособие дополняет текст учебников и может
рассматриваться как дополнительный источник. Это пособие ориентировано не
только на студентов гуманитарных специальностей, но и технических,
экономических. Автор при изложении материала обращался также к
религиозной этике, в частности, к православному нравственному богословию,
чтобы приобщить студентов к тем общечеловеческим нравственным ценностям,
которые отстаивает и развивает христианство.
Курс лекций предполагает две части. В первой, публикуемой,
раскрываются темы, связанные с природой, структурой, функциями и ценностями
морали. Во второй части курса лекций будут проанализированы основы
профессиональной этики, в частности, этики бизнеса.
Нам представляется, что в предложенном курсе лекций имеется
определённый пропедевтический элемент, поскольку автор старался дать
систематическое изложение важнейших проблем этики по возможности логически
последовательно и доступно. В книгу включён и необходимый методический
материал, поскольку после каждой лекции дан библиографический список, а
также указаны дополнительные вопросы для контроля, темы докладов и
рефератов.
В конце предисловия автор хотел бы заверить читателя, что высказанные
им замечания по дальнейшему совершенствованию предлагаемого курса лекций
будут с благодарностью приняты, внимательно изучены и учтены.
Лекция 1. ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика ?
Понятие научной, религиозной, профессиональной
этики ? Понятие морали
Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика
Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из
самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых
многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают
одними из самых важных для человека.
Так, великий немецкий философ И. Кант писал, что «все интересы моего
разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трёх
вопросах:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?»[1].
Первый вопрос гносеологический и решается чистым спекулятивным
разумом. Второй вопрос нравственный и решается чистым практическим
разумом. Первому вопросу посвящена, как многие считают, главная работа
Канта – «Критика чистого разума», представляющая собой очень глубокий и
сложный философский труд. Второму вопросу посвящены у Канта «Критика
практического разума» и др. этические работы. Но сам Кант отдавал
предпочтение чистому практическому разуму перед чистым спекулятивным
разумом, т.е. этика по нему имеет определённое первенство перед
гносеологией. «Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума с
чистым практическим в одно познание чистый практический разум обладает
первенством, если предположить, что это соединение не случайное и
произвольное»[2]. Таким образом, сложнейшая гносеология Канта может быть
рассмотрена как введение в этику.
Гениальный художник и великий моралист Л.Н. Толстой писал: «Мы все
привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь,
в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь
человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися
независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и
научная, и художественная, и торговая – не имеет другой цели, как большее и
большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной
истины»[3].
Итак, что такое мораль, нравственность, этика? Проще всего дать
определение этики. Этика есть учение о морали. Мораль предстаёт предметом
этики. Этика возникает в лоне философии и существует по настоящее время
как философское учение и философская учебная дисциплина. Основателем этики
признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).
Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328 до н.э.),
Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий
(121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И.
Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А.
Швейцер (1875 – 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители.
Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 –
1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900),
Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение
приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
На развитие морали и этики огромное влияние оказали идеи моралистов,
т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубокое понимание
известных нравственных принципов. К числу великих моралистов человечества
следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.
Существует, однако, и попытка сделать этику «научной», оторвав её от
такой мировоззренческой, «ненаучной» формы как философия. - Подобная
тенденция наблюдается в позитивизме, который пытается сделать из этики
строго верифицируемую научную дисциплину. Но в результате из их этики
уходит мораль и остаётся «этика без морали».
Считается, что термин «этика»
ввёл Аристотель для
добродетелей характера в отличие от дианоэтических добродетелей разума. Он
же создаёт и теорию об этических добродетелях – этику[4]. И здесь
содержится важная мысль, которая окажет влияние на дальнейшее развитие
этики и психологии, а именно: человеческий интеллект состоит из двух
важнейших частей – разума и нрава. Разум включает в себя мышление, память;
нрав – чувства, волю.
В отличие от во многом стихийно формирующейся нравственности, этика
представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятельность. Но
теоретически она решает и многие из практических вопросов, которые
возникают перед человеком в жизни и которые связаны с проблемами долга,
добра, зла, смысла жизни и т.п. Этика рационально осмысливает, развивает и
формализует некоторые интуитивно очевидные для нас истины о нравственных
ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус
научно обоснованных положений. И это очень важная, нужная и сложная
работа. Так, например, крупнейший американский этик XX века Дж. Ролз свою
довольно-таки сложную концепцию «справедливости как честности» строит на
двух, интуитивно принимаемых как справедливые, принципах – принципе
«равенства исходных позиций» и принципе «компенсирующего преимущества» для
менее преуспевающих членов общества. Поэтому традиционно этику ещё
называют «практической философией».
Этика, возникнув в философии, тем не менее не выделилась в особую
науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и
зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично
связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не
определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе
важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций!
В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два
рода проблем. Один род проблем связан с нормами, принципами, ценностями,
т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания
и т.д. Этими вопросами занимается нормативная этика. Именно нормативная
этика даёт нам специфическое моральное знание, для восприятия которого