Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:33, шпаргалка
1 Сущность этики деловых отношений.
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.
1 Сущность этики деловых отношений.
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.
Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.
Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облнк человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.
Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостыо их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.
Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.
2 Основные принципы этики деловых отношений
Принципы этики деловых отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают па необходимое поведение участников деловых отношений.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
• создание материальных ценностей во всем многообразии форм
рассматривается как изначально важный процесс;
•прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различныхобщественно значимых целей;
•приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
американского социолога Л. Хосмсра сформулированы современные этические принципы делового поведения,
1.Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании
2.Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное
3.Никогда не делай того, что не есть добро,
4.Никогда не делай того, что нарушает закон,
5.Никогда не делай того, что не ведет к большему благу,
6.Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим
7.Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других
8.Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона,
9.Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе
10.Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию
В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:
•ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров,
•экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
• этика бизнеса: от буквй закона к духу доверия; •уважение правовых норм:
•поддержка многосторонних торговых отношений; •забота об окружающей среде; •отказ от противозаконных действий.
3. Закономерности межличностных отношений
Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.
Закономерности межличностных отношений можно рассматривать в качестве психологических закономерностей управленческой деятельности, их действие проявляется, как правило, при выполнении функций управления, выраженных в различных организационных распоряжениях, указаниях, приказах, наставлениях и т. п.
Следует заметить, что закономерности межличностных отношений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности.
Одной из основных является закономерность неопределенности отклика
зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особенностей,
Модель мотивации по Вруму сводится к тому, что уровень действующей в той или иной управленческой ситуации мотивационной силы определяется совокупностью вероятностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:
•затраченные усилия принесут желаемые результаты; •результаты повлекут за собой определенное вознаграждение; •определенное вознаграждение будет удовлетворять человека.
В настоящее время разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания. Важнейшими среди них являются:
• принцип универсальной талантливости («нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом»);
•принцип
развития (способности развиваются в результате
изменений условий жизни личности и интеллектуально-
•принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).
4. Этика и социальная ответственность организаций.
Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности па работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.
Следовательно, с одной стороны, организация — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.
С другой стороны, организация — это нечто большее, чем экономическая система. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатсли акций.
Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества.
Существует различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования.
Организация, может считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие обязательства перед обществом.
Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации.
Традиционно называют следующие преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:
•формируется более привлекательный образ организации в обществе; •возрастает доверие к организации;
•увеличиваются товарооборот, количество клиентов и т.д., обусловленные улучшением отношения к организации; •появляется возможность получить более выгодные заказы; •благодаря возросшему авторитету организация может вести более активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность, в частности рынки сбыта;
•появляется возможность добиться снижения местных налогов и т. д.
Для успешного функционирования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной. Расходы на социальную ответственность оправданы фактором совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к организации.
5.Этические нормы в деятельности организаций
Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное доложенис и др.
Этические нормы — правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.
Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить самоуправлясмость человека.
Повышение этического уровня организации
Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.
Для повышения уровня этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников
проводятся следующие мероприятия.
- Разрабатываются этические кодексы
- Разрабатываются карты этики
- Создаются комитеты по этике
- Проводятся социальные ревизии
- Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников.
- Проводится этическая экспертиза
- Проводится этическое консультирование
6. Этические нормы организации и этика руководителя
Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования может складываться стихийно.
Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.
Важная роль в механизме регулирования поведения принадлежит нормативному регулированию, которое состоит из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Качество этических норм в деятельности организации во многом зависит от руководителя, его авторитета.
руководителю желательно придерживаться следующих правил:
•необходимо проявлять интерес к людям, быть внимательным к ним;
•нужно уметь давать указания своим подчиненным;
•нужно стараться запомнить имена подчиненных;
•в служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство
личного достоинства каждого работника, инициативу и творческий
подход к делу;
•нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить се"бя на
место осуждаемых;
•нужно уметь приветствовать людей;
•нужно уметь слушать людей.
Эффективность организации работы обеспечивается, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты и доложены, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективной организации труда.