Шпаргалка по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:33, шпаргалка

Краткое описание

1 Сущность этики деловых отношений.
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.

Вложенные файлы: 1 файл

этика организаций.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

 

7. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе

Коллектив — это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей н отдельных личностей. Личность — это данный конкретный человек со всей совокупностью его общественных отношений, психологических и физиологических реакций, индивидуальность которых выражается внутренним духовным миром человека.

Потребности, интересы, убеждения определяют направленность личности.

Производственный коллектив как первичная ячейка общества выполняет две взаимосвязанные между собой функции: экономическую и социальную.

Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в организации, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей в деятельности коллектива.

Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное вознаграждение, признание, общаться с членами коллектива; участвовать в управлении, общественной деятельности, рсализовывать свои права на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование культурными ценностями.

Процесс формирования и развития коллектива осуществляется в несколько этапов.

Первый этап представляет собой процесс формирования коллектива, когда люди присматриваются друг к другу и к руководителю, а он, в свою очередь, изучает подчиненных.

Второй этап характеризуется тем, что внутри коллектива формируются микрогруппы на основе личных особенностей и интересов, которые могут по-разному относиться к задачам коллектива и руководителю.

Третий этап характеризуется тем, что все члены коллектива предъявляют установившиеся требования, в том числе и этические, друг к другу и к себе. Это высшая стадия развития коллектива, к которой должен стремиться каждый руководитель.

Морально-психологический климат коллектива — это устойчивое состояние его внутренних связей, которое проявляется в эмоционально-этическом настрое коллектива, результатах его деятельности, формировании общественного мнения.

Различают следующие способы регулирования создавшихся сложных межличностных отношений в коллективе.

  1. Проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений
  2.  Учет социально-психологических процессов и явлений в кол- 
    лективах в интересах оптимального функционирования как под- 
    разделения, так и организации в целом.
  3. Целенаправленное систематическое обучение персонала современным технологиям правильного (нормативного с точки зрения этики) взаимодействия
  4. Регулирование межличностных отношений

 

 

8. Нормы этичного поведения руководителя

Нормы этичного поведения руководителя — правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

Имея в виду личный пример, в первую очередь отмстим, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:

•организатор трудового процесса;

•специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения;

•человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.

выполнение руководителем задач координационного характера:

    представительской, т.е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т. п.);

•мотивационной, т. е. функции проведения в подразделении эффективной мотивационной политики, распределения работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем и т. п.;

•консультативной, т. е. функции по обеспечению необходимой помощи подчиненным в решении задач, причем эта помощь должна выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкрепленных искренним желанием руководителя содействовать сотрудникам.

 Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем

 

Подавляющее большинство сотрудников любой организации в той или иной степени считают своего руководителя «трудным». Как правило, некоторые претензии по выполнению руководящей роли имеются к каждому начальнику. При этом достаточно часто подчиненные считают своего руководителя «трудным» во всех проявлениях его специфической должностной роли.

Под качествами, определяющими «трудного» руководителя, следует понимать проявление непрофессионализма и некомпетентности в решении большинства вопросов, относящихся к полномочиям данного руководителя, а также незнание и пренебрежение этическими нормами поведения и взаимоотношений с коллегами по работе.

«Трудный» руководитель — это мощный источник «антимотивации». Тем не менее имеются определенные модели поведения подчиненных сотрудников, способствующие смягчению этой сложной проблемы.

Надо стараться искать и находить благоприятные точки соприкосновения во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, которые могут являться компромиссными решениями возникающих проблем. При этом следует различать проблемы принципиального и непринципиального характера. Часто многие из нас склонны преувеличивать значимость тех или иных вопросов применительно к собственному психологическому благополучию.

Нахождение компромиссов во взаимоотношениях с «трудным» руководителем не должно нарушать жизненных принципов сотрудника и создавать проблем для его здоровья. В противном случае оправдан крайний шаг — подача заявления об увольнении. Работа с «трудным» руководителем не должна быть причиной нервного перенапряжения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

9. Общение как социально-психологическая категория

Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности. В едином процессе общения выделяют три стороны:

•коммуникативную (обмен информацией);

•интерактивную (взаимодействие общающихся);

•перцептивную (восприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.

Выделяют три формы барьеров общения:

  1. барьеры непонимания
  2. барьеры социально-культурного различия
  3. барьеры отношений

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами

 

Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стерсотииизация, эмпатия, аттракция);

2)познание самого себя в процессе общения (рефлексия); 3)прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Коммуникативная культура в деловом общении.

Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:

•психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;

•поддерживать общение, стимулировать активность партнера; •психологически точно определять «точку» завершения общения; •максимально     использовать     социально-психологические     характеристики   коммуникативной   ситуации,   в   рамках   которой разворачивается общение;

•прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;

•психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;

•овладевать и удерживать инициативу в общении;

•провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;

•формировать      и     «управлять»      социально-психологическим

настроением партнера по общению;

•преодолевать психологические барьеры в общении;

•снимать излишнее напряжение;

•психологически и физически «соответствовать» собеседнику;

•адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

•мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

•словарный состав

•словарный запас

• стилистика

•грамматика

•произношение

 

 

11.Виды делового общения.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

   Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное . Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

   Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение

осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды.

    Выделяют три основных стиля общения:

•ритуальный стиль главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом.

•манипулятивный стиль.Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

•гуманистический стиль предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.

Деловая беседа — передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам.

Деловые переговоры — основное  средство  согласованного  принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон.

Спор — столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу

Деловое совещшше — способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

Публичное выступление — передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории

Деловая переписка — обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

 

 

 

12.Управление деловым общением.

Управление общением — это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.

Управление общением — это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.

. Деловое общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира.

Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются:

•организация совместной деятельности; •формирование и развитие межличностных отношений; •познание людьми друг друга.

            Существуют социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение.

Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознатсльную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

 

13.Основы деловой риторики.

Риторика — это, в переводе с греческого, теория красноречия. Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики, ориентированным на обеспечение руководителей и специалистов правилами обращения со словом.

Невладение ею на должном уровне — одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах.

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сснсорность, экспрессивность, интенсивность.

    • Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта

     •Ассоциативность означает вызов сопереживаний и сораз-мышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих.

Информация о работе Шпаргалка по "Этика"