Экологическая этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:00, реферат

Краткое описание

Целью этого реферата является изучение понятия экологической этики, а также рассмотрением роли экологической этики в современном обществе. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время внимание многих ученых приковано к взаимоотношениям современного человека и природы.

Содержание

Введение
§1. Понятие и предмет экологической этики
§2. История развития экологической этики
§3. Антология экологической этики
§4. Глобальность современной экологической этики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическая этика.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

●сохранения качества ресурсов пресной воды и снабжения ею;

●экологически безопасного использования токсичных химических веществ и удаления опасных отходов.

Это все можно считать мировыми экологическими проблемами. Мы наблюдаем четкую связь между социально-экономическими и экологическими проблемами, и кризисы окружающей среды ставятся на один уровень с экономическими и социальными кризисами. Это является отличительной чертой современной экологической этики.

Здесь мы переходим от экологической этики к этике глобальной, в соответствии с которой человек ответственен за всю природу. В Древней Греции человек рассматривался как «микрокосм», который заключает в себе как в части всю Вселенную как «макрокосм». Эти представления переняли древнеримские стоики; известны они и в русской философии. Что необходимо ныне для человека — не только ощущать себя частью Универсума, но и чувствовать ответственность за все окружающее его. В этом суть экологической и глобальной этики.

Основной принцип своей философии — «благоговение перед жизнью» — А. Швейцер раскрывает как «безграничную ответственность за все живое на земле. Именно Швейцера признают наиболее ярким представителем экологической этики.

Наряду с ответственностью, стержнем экологической этики является любовь к природе. Часто любовь к природе считают чем-то несерьезным, чуть ли не выдумкой писателей. Как можно любить всю природу, в которой есть приносящие вред человеку виды? На самом же деле, как справедливо отметил В. Вундт, чувство скорее ведет к альтруизму, чем рассудок. «Чистый, не обоснованный на эгоизме альтруизм естественно мог развиться только при переходе от рассудочной морали к морали чувства, при допущении, что непосредственные чувства симпатии и любви являются основами альтруистического поступка. Рассудку трудно бывает побороть соображения собственной выгоды, а для чувства любви, жалости, сострадания достаточно бывает мгновения. Поэтому к экологической этике ближе путь через чувство любви, чем через расчет, через благоговение перед природой, чем через принятие экологического законодательства, которое еще надо приучиться исполнять.

Отвечая на вопрос, кто виноват в современных социально-экологических кризисах, следует назвать несколько причин. Во-первых, правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все остальные слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм, во-вторых, агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом, в-третьих, низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии. Отсюда как следствие и экологическое невежество, и неразработанность экологической теории, и слабость экологического движения.

Неизвестно, существуют ли какие-нибудь механизмы внутри человека как вида, которые гарантировали бы его спасение от катастрофы. Юридические законы важны, но гарантии их исполнения также отсутствуют, особенно в экологической сфере, в которой не усмотришь за действиями каждого отдельного человека. Необходимо чувство личной ответственности за состояние природной среды, которое возникает только при возрастании нравственного уровня человека.

Термин экологическая этика напоминает нам о комбинации экологии и этики, темах, которые переплетаются. Экологическая этика обговаривает как вести себя с глобальными проблемами человечества, как, например, истощение озонового слоя, которое увеличивает ультрафиолетовое излучение, влияющее на все живые организмы. Эта проблема могла бы решиться простейшими действиями каждого, прекращением использования озон-истощающих химикатов, если альтернативные пригодны для потребителей. Тем не менее, глобальное действие было произведено, чтобы управлять проблемой. Международная Конвенция, по прекращению производства хлорфторуглеродов является одним из наилучших примеров универсальной этики окружающей среды. Другая проблема парниковый эффект, который стал результатом, главным образом, использования большого количества энергетических ресурсов. Эта проблема, тем не менее, может решаться только индивидуальным действием каждого, путем уменьшения энергетического использования, из-за того, что нельзя запретить использование энергии. Мы могли бы сделать это с помощью выключения лишних лампочек, меньше используя нагреватели, фены и воздушные кондиционеры, осуществив более эффективные энергетические построения, закрывая двери, и работая, в основном, при дневном (естественном) освещении.

Это абсолютно простые действия, которые все должны делать, если мы обеспокоены состоянием окружающей среды и судьбой нашей планеты. Энергетическое потребление могло бы быть уменьшено на 50-80% с помощью изменения образа жизни, если люди этого бы хотели.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1.Чтобы спасти мир необходимо  перейти от агрессивной и потребительской  цивилизации к альтернативному  типу цивилизации, существенной  чертой которой будет раскрытие  глубинных возможностей человека, а не просто культивирование потребностей.

2. Самоограничение потребностей  и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на  принуждении, а на свободном волеизъявлении  индивидов.

3. Такое возможно только при  становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.

ХХ век «прославился» насилием и мировыми войнами. В то же время именно в ХХ, а также в ХХI веке мы стали свидетелями яркого призыва к ненасилию и попыток его практической реализации, как в межчеловеческих отношениях, так и в отношениях человека с природой. Это заставляет задуматься над сложностью феномена человека и не потерять веры в его будущее.

В последнее время наблюдается повышенное внимание к экологии и повышенной этики. В марте 2008 года Ватикан огласил новый список смертных грехов, в который наряду с убийством и воровством входит загрязнение окружающей среды.

 

 

Заключение

 

Таким образом, в моём реферате были рассмотрены основные проблемы, аспекты экологической этики, дал её антологию исходя из используемой литературы. Так же в данной работе было рассмотрено понятие экологической этики. Хотя экологическая этика является сравнительно новой областью знаний, но проблемы, которые она рассматривает, чрезвычайно, важны для нашего города, области и для человечества в целом. Преодоление существующих экологических трудностей в принципе возможно. Оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений человека и природы, так и из потенций современного этапа этих взаимоотношений, возможностей науки, техники, культуры, философии в широком смысле этого слова. Однако, для преодоления существующих экологических трудностей - и это второй вывод - необходимы существенные изменения в направлениях развития науки и техники (реформирование существующих дисциплин глобальной экологии и др., разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.), а также производства и управления.

В настоящее время человечество должно стремиться к гармонии с природой, и будущее состояние окружающей среды зависит от того, как мы ведем себя в повседневной жизни.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учебник. – М.: Гардарики, 2000. - 703 с.

2. Хлебопрос Р.Г., Фет А.И. Природа и общество: модели катастроф. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. – 343 с.

3. Горелов А.А. Жить в согласии с природой. – М.: Знание, 1990. – 62 с.

4. Горелов А.А. Социальная экология: [учебное пособие]. – М.: Московский лицей, 2005. – 406 с.

5. В защиту среды обитания / А.И. Краковский, С.П. Мукасьян, Г.И. Романова. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 170 с.

6. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: анализ философских оснований и глобальных вопросов. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 158 с.

7. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы. – Новосибирск: Лада Наука, 2001. – 540 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство науки и образования Украины

Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова

 

 

 

 

Доклад

На тему:

«Экологическая этика»

 

 

 

 

                                                         Выполнил студент 3111 гр.

                                      Заботина Елена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николаев 2014


Информация о работе Экологическая этика