Эстетика искусства: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………
2. Эстетика. Задачи эстетики…………………………………………….
3. Эстетика искусства: сущность и функции……………………………
4. Эстетические категории……………………………………………….
5.Образование. Функции образования………………………………….
6. Виды образования………………………………………………………
7. Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………

2. Эстетика. Задачи эстетики…………………………………………….                                                                                                                                    

3. Эстетика  искусства: сущность и функции……………………………

4. Эстетические  категории……………………………………………….

5.Образование.  Функции образования………………………………….

6. Виды образования………………………………………………………

7. Литература……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «эстетика» — одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Многообразие  использования понятия «эстетика» за пределами науки — свидетельство  его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При  всем различии употребления на обыденном  и профессиональном уровнях («эстетика  интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий  единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное  качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика».

Однако история  эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах  чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и  явлений, способных сообщать чувства  эмоционального подъема, волнения, бескорыстного  любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось  представление о мире выразительных  форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии.

Активно обсуждалось  их строение и внутренняя структура  — связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, совмещенность в эстетическом явлении  осознаваемых и невыразимых с  помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившееся центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.п.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭСТЕТИКА (греч. Aisthetios) – наука о сущности чувственно-

эмоционального  восприятия действительности, об общих  законах образно-

эмоционального  освоения окружающего мира по «законам красоты».

Эстетика  – наука, изучающая природу, основные законы развития и

функционирования  эстетического в природе, обществе, в материальном и

духовном  производстве, в образе жизни, общении людей, формы

эстетического сознания (чувство, восприятие, потребности, вкусы, оценки,

идеалы, категории).

Истоки эстетики в первобытной культуре. В древних  пещерах Ляско,

Альтамир, Лортэ и др. археологи и спелеологи обнаружили наскальные

росписи первобытных  людей. Петроглифы –рисунки на стенах пещер.

Первобытный человек умел видеть понимать и творчески  воссоздавать

красоту живой  природы.

Задачи  эстетики: воспитание и развитие вкуса, способности различать ивоспринимать прекрасное. Изучение эстетики способствует развитию

творческих  художественных способностей человека и общества.

Эстетика  в своём развитии связана с  этикой, педагогикой, философией,

искусствознанием, культурологией и др. науками.

Термин «эстетика» введён в научный философский и историко-

культурологический  обиход немецким философом Александром

Баумгартеном в 1750 г. Но сама наука о категориях и функциях

 

красоты зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого

общества  в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Предметом эстетики с современной точки зрения является человеческая чувственность, ответственная  за целостное, образное постижение человеком  мира.

Эстетика - философская  наука:

 а) о  прекрасном;

 б) о  наиболее общих принципах эстетического  освоения мира в процессе любой  деятельности человека и, прежде  всего, в искусстве;

 в) о  природе эстетического и его  многообразии в действительности  и искусстве;

 г) о  сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития  искусства.

Задачи эстетики:

 а )  формировать в человеке созидательное начало;

 б)  формировать  способность воспринимать красоту.

 Эстетика  как наука - это система законов,  категорий и общих понятий,  осмысляющая эстетические свойства  реальности и процесс ее освоения  по законам красоты. Категории  - это такие понятия, которые  составляют основу той или  иной науки, являются ее теоретическим  фундаментом. Эстетические категории  всегда выступают в определенной  связи друг с другом и в  каждом конкретном историческом  периоде образуют свою упорядоченную  систему.

 Система  строится на основе эстетического - самой широкой и фундаментальной категории эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. В эстетическом воплощаются как природные, так и социальные особенности предмета. Например:

 Золото - блестящий металл, притягивающий  взгляд (природное).

 Золото - металл, олицетворяющий деньги, т. е. определенный тип общественных отношений (социальное).

 Итак, эстетическое - это общечеловеческая ценность. Эстетическое изменяется и совершенствуется в процессе исторического развития общества и природы.

 Объективные  состояния эстетического: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое (см. подробнее стр).

 Духовно-практическое  освоение мира: эстетический идеал,  эстетический вкус, эстетическое  чувство.

Эстетический  идеал – представление о совершенном, соединенное с действительностью, представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем  отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Идеал – это то, что видит  человек в своем воображении, прообраз желаемого. Идеал служит критерием  оценки уже существующего.

Эстетический  вкус – сложившаяся в сознании индивида система критериев и  способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности, способность непосредственно, по впечатлению, без специального анализа судить о прекрасном и безобразном в  искусстве и жизни. Эстетический вкус определяет уровень эстетического развития личности, степень ее способности адекватно оценивать эстетические и художественные ценности. Эстетический вкус может быть развитым и неразвитым, а также быть истинным или извращенным. Эстетический вкус носит как индивидуальный, так и культурно-исторический характер.

Эстетическое  чувство – непосредственное эмоциональное  переживание индивидом своего эстетического  отношения к действительности, фундамент  эстетического восприятия, представленное способностью воспринимать непосредственно  окружающий мир, переживать прекрасное и безобразное в жизни и  искусстве.  Эстетическое чувство  обусловлено такими психофизиологическими  явлениями, как зрение и слух, но является исключительно человеческим. Эстетическое чувство может быть развитым, глубоким, многогранным или  неразвитым, а следовательно, ограниченным. Эстетические чувства могут быть также извращенными.

 Субъект  социально-духовной жизни: искусство  (см. подробнее далее), художественный  образ, творчество.

Художественный  образ есть конкретно-чувственное, целостное видение явления или  процесса с позиций эстетической установки субъекта. Это особая конкретно-чувственная  модель, рожденная человеческим воображением, но обусловленная восприятием реальных вещей или событий, требующая  воплощения в конкретной форме. Художественный образ отличается условностью и  правдивостью одновременно, так как  он воплощает в себе то, что видит  художник (часть реальной действительности), то, что он при этом чувствует (часть  его субъективного мира) и то, о чем мечтает (интуитивно предчувствует).

Творчество  является одной из разнообразных  форм человеческой деятельности, направленной на создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Художественное творчество – процесс создания произведения искусства, в основе которого лежит  эстетическое переживание воспринимаемой действительности в художественном образе. Художественное творчество –  это еще и особый духовный акт. Поэтому его структуру можно представить как последовательность накопления духовно-чувственного напряжения, момента озарения, создания произведения, воплощения задуманного в конкретной форме и стадии осознания и наслаждения или удовлетворенности результатами своего труда.

 В процессе  духовно-практического освоения  мира «сталкиваются» объективные  состояния и субъекты социальной  жизни, природное (материальное) и идеальное (духовное). В результате  возникает и функционирует совершенно  новый объективный феномен - эстетическое.

 В действительности  категории очень редко отделены  друг от друга. Чаще они проявляются  бок о бок, дополняя и обогащая друг друга. Только в своем единстве они раскрывают эстетическое многообразие и богатство жизни.

 Как самостоятельная  и основополагающая для системы  эстетических знаний категория  эстетического стала изучаться  только во второй половине XX века. Ее сущность в истории эстетики  часто постигалась в ходе рассмотрения  прекрасного.

Эстетика  искусства: сущность и функции.

 

      Зарождение искусства в человеческом  сознании обнаруживается на заре

 

человеческой  цивилизации. Человек мыслящий видит  и воссоздаёт

 

художественные  образы видимого мира в пещерах на камне. По мере

 

совершенствования сознания и трудовых технологий совершенствуются

 

формы, сущность и функции искусства.

 

Сущность  эстетики искусства - развлекая обучать, обучая

 

развлекать  и будить мысль и сознание к  новым уровням совершенства. У

 

художественного искусства есть свои образы и формы, которые воплощают в

 

себе особенности  типического и единичного, идеального и порочного в

 

зависимости от задач, которые ставит перед собой  творец искусства или

 

импровизатор.

 

В художественном творчестве проявляется авторское  мастерство,

 

гениальность, талант или заурядность. Творческий процесс начинается с

 

вдохновения, замысла, творческого озарения и  завершается исполнением того или  иного произведения. В завершённом образце искусства (в картине,

 

скульптуре  и т.д.) проявляется авторский  стиль, манера, следованием старым

 

традициям или  поиск и открытие оригинального  новаторства.

 

Функции эстетики:

 

1. Визуальная  функция искусства. Наблюдение  – наслаждение зрительными

 

образами  искусства (пейзаж, натюрморт, портрет  и т.д.). В основе

 

эстетического восприятия лежит человеческая способность  реагировать на

 

красоту, распознавать её в действительности.

 

2. Функция  восприятия и отражения искусства. 

 

3.. Фоно-лексико-семантическая  (звуко-словесно-понятийная) функция

 

искусства. Прослушивание и наслаждение  художественным чтением или

 

пением (бас, тенор, сопрано, фальцет, хор).

 

3. Воспитательная, развивающая функция искусства.  («Полное отсутствие

 

добра и истин  в искусстве равносильно отсутствию искусства» Шарль

 

Бодлер (1821-1867)- французский поэт и критик.

 

4. Суггестивная (убеждение), гипноз художественно-эстетическими

 

средствами  искусства.

 

5. Коммуникативная  функция искусства.

Информация о работе Эстетика искусства: сущность и функции