Эстетика русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:25, реферат

Краткое описание

В современном российском обществе происходят сложные и весьма противоречивые процессы. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, развитие широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами принесли в нашу жизнь и массу негативных последствий. Противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества и отдельных граждан в какой-то мере может помочь эстетическое воспитание населения.

Содержание

Введение
1. Русская эстетика XI - XVIII вв
2. Развитие эстетической мысли в России в конце XIX - начале XX вв.
3. Эстетика советского периода. Эстетика России на современном этапе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

estetikarusskoykultury.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

В 30-е годы формировалась  не только теория социалистического  реализма, но и многие его шедевры. Классиками социалистического реализма по праву считаются М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов, В. Вишневский, С. Эйзенштейн, А. Довженко, Д. Кабалевский, Б. Иогансон, А. Дейнека, В. Мухина и многие другие.

Великая Отечественная война на время затормозила развитие эстетической теории. Однако в послевоенные годы в советской науке начинают разрабатываться новые подходы к решению проблем искусства, осуществляющихся как часть общего исследования структуры общественного сознания, происходящего в рамках исторического материализма и марксистско-ленинской эстетики. Объективные предпосылки бурного развития эстетической мысли в этом направлении были связаны с тем, что наш народ начинает знакомиться с культурой других стран, значительно расширяя арсенал исследуемых эстетических мировых традиций.

С середины 50-х  годов начинается новый, весьма плодотворный период в развитии советской эстетики. Заметным явлением в эстетической литературе того периода стал выход монографии Г. А. Недошивина «Очерки теории искусства» (1953). В работе рассматривались вопросы специфики искусства, особенности его социального функционирования, причем подчеркивалась классовая природа художественного творчества, которая, как утверждал автор, «... всегда в своих образах выражает идеи, стремления, мысли и чувства того или иного класса, той или иной общественной группы».

Знаменательным  фактом для данного периода представляется и появление работ о соотношении  искусства с другими формами  общественного сознания: В.И. Толстых «Искусство и мораль» (М., 1973); Е.Г. Яковлев «Искусство и мировые религии» (М., 1972); Б.С. Мейлах «На рубеже науки и искусства» (Л., 1971) и др. Начиная с 60-х годов выходят в свет сочинения по истории эстетики: «Немецкая эстетика XVIII в.» В. Ф. Асмуса, первый том «Истории античной эстетики (ранняя классика)» А. Ф. Лосева. С 1962 г. начался выпуск пятитомника «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли».

60-е годы характеризуются  также и практической реализацией  идеи эстетического воспитания. По всей стране заработали народные университеты культуры, лектории, факультеты марксистско-ленинской эстетики; широкое распространение получило проведение конференций, семинаров, дискуссий.

В 70-80-е годы продолжалась разработка основных категорий  эстетического сознания: эстетического идеала, чувства, вкуса, потребности, восприятия. Подтверждением этому является выход в свет таких сочинений, как: Гольдентрихт О. С, Гальперин М. П. «Специфика эстетического сознания» (М., 1974); Раппопорт С. X. «Искусство и эмоции». (М., 1972); Скатерщиков В. К. «Об эстетическом вкусе» (М., 1974) и т. д.

В этот период советские  эстетики создали (или существенно  доработали) учебники «Марксистско-ленинская  эстетика» под ред. М. Ф. Овсянникова (М., 1973); М. С. Каган «Лекции по марксистско-ленинской эстетике»( Изд. 2-е. Л., 1971); А. Я. Зись «Искусство и эстетика (Изд. 2-е. М., 1975); Ю. Б. Борев «Эстетика» (Изд. 2-е. М., 1975); В. П. Шестаков «Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля» (М., 1979) и др.

К началу 90-х  годов в советской эстетической науке начинается процесс преодоления вульгаризаторства, догматизма в истолковании тех или иных эстетических феноменов. Предмет эстетики существенно расширяется. Сама действительность порождает новые эстетические объекты и надо видеть, как открываются эти объекты в реальной жизни. С другой стороны, сегодня в искусстве нет закрытых тем, возвращены многие имена, проявляется стилевое многообразие, что в свою очередь требует теоретического анализа и оценки. В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарастании общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. В утверждение новых подходов в эстетике России - целью становится утверждение всевременных и общечеловеческих ценностей.

Заключение

 

В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарастании общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно утверждение ценностей общечеловеческих и всевременных становится целью утверждения новых подходов эстетики России.

Самое пристальное  и заинтересованное внимание со стороны  наших писателей, теоретиков и философов  к этой новой науке, стремление разобраться  в ее сущности, предмете, назначении, выработать о ней по возможности  полное и всестороннее понятие предоставило нам возможность всесторонне ее изучить. Диапазон их исканий и представлений об эстетике был достаточно широк и разнообразен - наука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящных искусств, учение об изящном, наука о красоте или прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств и т. п. Основанием ее полагали и вкус, и психологию, и «патологию», и логику, и собственно философию. В одном лишь наблюдалось относительное единодушие, о том, что данная паука нужна всем, что она составляет основу эстетического воспитания, необходимого для дальнейшего совершенствования изящных искусств и повышения культурного уровня народа, общества.

В наш век, когда в течение  жизни одного поколения неоднократно происходят глобальные переломы в социальной, политической, психологической, мировоззренческой, культурной ситуации, неизбежно появление нового типа творчества  эстетика же (для тех, кто ценит и любит искусство и хочет лучше понимать его) не останавливаться на достигнутом, продолжая движение в современной литературно-критической, искусствоведческой и художественной мысли развивает духовный мир и культуру всего человечества.

 

Список  литературы:

 

 

1. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. Историко-проблемный очерк просветительской мысли.- М., 1983.

2. Радугина А.А. Эстетика М., 1998.

3. Карташов А.В. Русское христианство // Записки русской академической группы в США. Т. XXII.- Нью-Йорк, 1989.

4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.- Л„ 1984.

5. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Т. 41.

6. УК РФ.

7. Приказ МВД РФ от 25 мая 1998 г. N 315 «Об утверждении инструкции по  организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ».

 


Информация о работе Эстетика русской культуры