Этика государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:02, курс лекций

Краткое описание

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Вложенные файлы: 1 файл

Этические аспекты государственной службы.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

Основные качества, определяемые сказанным, следующие: преданность идее, преданность организации и товарищам, определённая степень аскетизма в личной жизни (чтобы не привлекать внимания к организации) и т.п.

Однако, как бы постепенно, последовательно не вёлся отбор, а затем приглашение к сотрудничеству новых членов, всегда есть возможность, во-первых, ошибиться в наличии у человека тех или иных качеств, они могут быть недостаточно выражены с точки зрения системы, могут быть негативные личностные качества, которые полностью девальвируют то хорошее или нужное для организации, что есть у человека. В связи с этим, все замкнутые идеологизированные системы имеют, как правило, многоступенчатую систему приёма новых членов. Например, вступлению в монастыри чаще всего предшествуют ступени воспитанников, затем послушников. В масонских структурах имеется не менее шести ступеней посвящения, в КПСС – кандидаты в члены партии, члены партии и т.д.

На первой ступени  закрытой идеологизированной системы, как правило, весьма ограничено знакомство вступивших с большинством окончательных целей, с деталями структуры, иногда и с большинством членов организации, а также руководителями. Делается это в целях сохранения замкнутой идеологизированной системы, если вновь принятые окажутся по своим нравственным личностным качествам неподходящими и с ними придётся расстаться.

Кроме того, все  замкнутые идеологизированные системы  имеют внутренние структуры, подсистемы, задача которых отслеживать нравственное состояние членов организации, формировать и углублять уже имеющиеся нравственные качества, необходимые для успешного достижения стоящих перед такой структурой целей. Часто имеется и хорошо проработанная практика наказаний, действующая внутри замкнутой идеологизированной системы, в том числе нечто вроде тюрем, ссылок, и даже иногда смертная казнь.

Например, в КПСС структурой, ответственной за соблюдение норм морали членами партии были партийные  комиссии, в качестве одной из норм наказания одно время существовал перевод из членов партии ВКП (б) назад, в кандидаты в члены партии. В церковной практике существует как мера наказания перевод в более отдалённый приход, приход с меньшим числом прихожан, перевод в отдалённые монастыри с более строгими уставами, в Русской православной церкви существовала также практика заключения в монастырях. Такого рода функции религиозной тюрьмы около двух столетий исполнял Соловецкий монастырь. Смертная казнь обычно используется только в сверх замкнутых системах: например, террористические организации, партизанские отряды, вольные суды в Германии, которые существовали с XIII до XVIII века.

Существует и  практика назначения специальных официальных  лиц, ответственных за нравственность членов организации. Так, в секте  мормонов священнослужители делятся на две группы: первые отвечают за культовую, обрядовую деятельность и за финансовую деятельность общины, вторые – за нравственность членов общины, причём вторые по своему статусу выше первых.

Воздействие этики замкнутых идеологизированных систем на мораль государственных служащих.

Существуют три  направления влияния этики замкнутых  идеологизированных систем на мораль государственных служащих:

  1. Точечное внедрение членов замкнутой идеологизированной системы в систему государственной службы. Происходить это внедрение может разными путями: введение людей в систему государственной службы по итогам выборных кампаний, по конкурсу, в результате предоставления мест в госслужбе союзникам по выборам. В этих случаях не известны истинные убеждения принимаемого человека. Союзники могут отличаться от ведущей политической силы по своим целям, т.е. они временные попутчики. Опасность этого направления в том, что идут в госслужбу лидеры, представители ядра замкнутой идеологизированной системы. Это очень убеждённые люди, обладающие лидерскими и организационными качествами. Они преданы идеям, которые разделяют. В государственном аппарате они часто начинают играть роль неформального лидера, консолидируя вокруг себя часть аппарата. У этой части аппарата возникает своя политическая линия. Если политическая сила ведёт в данном направлении активную деятельность, то лидер может проводить через подразделения аппарата на местах свои решения, либо тайно, либо открыто, ссылаясь потом на то политическое образование, в которое они входят.
  2. Технология выборных кампаний. Сегодня в обществе сформировалось огромное количество групп людей, объединённых самыми различными интересами. Поэтому возникает большое количество политических партий, движений, выражающих эти интересы. Однако в ряде случаев численность таких партий крайне невелика. По подсчётам же аналитиков завоевать власть может политическая сила, которую поддерживает 20 – 35% населения. Но даже партия, имеющая 35% сторонников, не может выиграть выборы в одиночку. Поэтому на период предвыборной кампании она вынуждена искать соратников, и чем больше, тем лучше. Но конечные цели сотрудничающих партий могут не совпадать. Поэтому, в период предвыборной агитации для предводителей партий самым правильным будет не обнародовать своих конечных целей, которые могут оттолкнуть от них союзников. Также нужно стараться не обнародовать средств и методов достижения политических целей, так как по средствам и методам легко просчитать и конечные цели. Предпочтительнее говорить о том, что не будут делать соперники, а не о том, что будем делать мы. Начинается война компромата. Длительное время руководящий состав политической силы, который идёт во власть, вынужден скрывать свои цели, средства и методы их достижения. Он живёт в рамках двух моралей: одна для себя и сторонников по партии, а другая для народа. Но, даже выиграв выборы, представители политической силы не могут сразу или в короткое время отказаться от позиции, занятой ими на выборах, и продолжают жить в системе двух моралей. Это оказывает влияние и на всю мораль государственной службы.
  3. Связанное с периодом, который называется «период социальной катастрофы», когда все основные ценности общества меняются на противоположные. Предыдущий уклад жизни разрушается и вводится новый, чаще насильственными методами. В этот период, чтобы новые ценности усваивались быстрее, намеренно уничтожается вся знаково-символическая система предыдущего периода. Период социальной катастрофы часто вызван тем, что к власти приходит политическая партия, до этого находившаяся в непримиримой оппозиции к официальной власти. Она была замкнутой идеологизированной системой со всеми её отличительными качествами, в том числе – малым числом членов и очень строгими правилами приёма новых. Но, придя к власти, любая партия должна на кого-то опираться. Отсюда необходимость быстрого набора новых членов и вынужденное снижение моральных требований к ним. Например, партия большевиков в 1917 году за три месяца (январь-март) выросла в 2,5 раза. Но принятые на льготных условиях новые члены правящей партии могут не разделять её конечных целей, так как они не прошли прежней многоступенчатой системы отбора. Из-за нехватки проверенных членов для занятия всех государственных должностей, партия вынуждена использовать людей из этого «балласта». Таким образом, в этот период в государственной службе параллельно действуют несколько систем ценностей: старого строя, новой пришедшей во власть партии и случайных членов этой партии, которые вовсе могут быть представителями каких – то третьей и т.д. идеологизированных систем. Точнее – полностью не действует ни одна. Но старое право, второй регулятор деятельности государственной службы, разрушено вместе со старой системой ценностей. Выход из этой ситуации таков: нужно срочно создавать новые правовые основы деятельности государственного аппарата, так как это можно осуществить в сравнительно короткие сроки (в России этот процесс идёт с 1991 года и пока не завершён), а мораль государственных служащих в новых условиях будет выстраиваться долго. Новое право будет ориентиром в ускоренном приобретении, формировании новой этики государственной службы.

П. Этика  в традиционной организационной  структуре государственной службы.

    1. Основные этические принципы и нормы в традиционной государственной службе.

Государственная служба как социальный институт прошла длительный многовековой путь развития, воплотилась в ряде типических систем, обогатилась многими национальными особенностями и воплотилась в нескольких моделях, оптимальных для данных конкретных условий. В рамках европейской культуры сложилась традиционная организация государственной службы, близкая во многом российской. Соответственно, сформировалась и определенная совокупность специальных нравственных норм, сопровождающих и обеспечивающих процессы административного управления. Эта совокупность специфических моральных норм и предписаний получила название профессиональной этики.

 В дальнейшем  речь пойдет преимущественно  о европейской традиции организации  государственной службы и ее этическом сопровождении

Профессиональная  этика в любой сфере деятельности не создает новые принципы и понятия  морального сознания, она приспосабливает  уже известные принципы, понятия  к специфическим сферам жизнедеятельности  человека. Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных.

Профессиональная  этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д. Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом.

Первостепенное  значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская  честь. По словам философа А. Шопенгауэра, который посвятил проблемам государственной службы специальный трактат, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет  и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими  своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная  честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная  нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие  «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит  выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики  государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом  гуманизма пересекается принцип  оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия  и принципы профессиональной этики  государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

Критерием оценки профессиональной пригодности человека к государственной службе как виду деятельности, является совокупность нравственных норм.

П. П. Степанов выделяет три основных блока:

Нормы общечеловеческого  характера - честность, доброжелательность, уважение к личности, скромность и т.д., регулируют весь спектр служебных отношений, также особое значение они приобретают в процессе регулирования отношений между государством и обществом.

Нормы внутриаппаратного  поведения - дисциплинированность, коммуникабельность, умение хранить государственную тайну, лояльность и т.д., регулируют отношения между государственными служащими внутри государственного аппарата.

Нормы разрешения служебных конфликтов - отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и т.д., помогают не только в принятии решений, но и в их реализации.

Служение общественному  долгу, честность, принципиальность, ответственность  за свои слова и действия, являются нравственными качествами, которые  играют решающее значение для государственных служащих.

Информация о работе Этика государственной службы