Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:22, курсовая работа
Целью исследования является определение особенностей и проблем этики в государственной службе.
Задачи исследования:
- изучить понятие и основные принципы государственной службы в Российской Федерации;
- дать определение понятию «этика», рассмотреть этические кодексы;
- проанализировать особенности этики государственного служащего.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Общая характеристика государственной службы
1.2 Принципы государственной службы
2 ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1 Понятие и специфика этики
2.1 Профессиональные этические кодексы
3 ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
3.2 Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Эти роли
могут вступать в противоречие друг
с другом, следствием чего являются
нравственные дилеммы и конфликты,
которые не всегда имеют однозначное
решение. Этический кодекс призван
помочь государственному служащему
правильно разобраться в
В этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.
Государственная
служба не является привилегией. Гражданин,
поступая на государственную службу,
добровольно ограничивает некоторые
свои права, в частности, право на
критику, предпринимательскую
Таким образом,
профессиональный этический кодекс
государственного служащего есть система
моральных норм, обязательств и требований
добросовестного служебного поведения
должностных лиц
Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб. [7 C. 193].
Пути
повышения этики
3.2 Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ
Предлагаемый этический кодекс государственного служащего (Приложение А) позволит повысить этические нормы поведения государственных служащих. Кодекс основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на девятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Кодекс
выступает основой для
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим
Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного и муниципального служащего, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих. Он призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих.
Знание и соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.
Этический
кодекс состоит из 4 глав, в каждой
из которых регламентируются те или
иные важные аспекты этического поведения
государственных и
В первую главу Этического кодекса включены основные положения кодекса, такие как:
Во второй главе Этического кодекса изложены основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим. Она состоит из таких статей:
Статья
3. Основные принципы служебного поведения
государственных и
Статья 4. Соблюдение законности, регламентирует, на какие нормативно-правовые акты государственный служащий должен опираться в своей деятельности.
Статья 5. Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.
Государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Обращение со служебной информацией.
Статья
7. Этика поведения государственных и муниципальных
служащих, наделенных организационно-
В третьей главе Этического кодекса даны рекомендательные этические правила служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
Государственные
служащие признаны способствовать своим
служебным поведением установлению
в коллективе деловых взаимоотношений
и конструктивного
Государственные
и муниципальные служащие должны
быть вежливыми, доброжелательными, корректными,
внимательными и проявлять
Глава состоит из 2 статей:
Статья 8. Служебное поведение.
Статья 9. Внешний вид государственного и муниципального служащего:
внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
В четвертой главе Этического кодекса оговаривается ответственность за нарушение данного кодекса:
Нарушение государственным или муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Таким образом, пути совершенствования повышения этического уровня государственного служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.
Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать ряд выводов:
Таким образом,
основная проблема формирования этики
– это подготовка и переподготовка
кадрового потенциала. Необходимость
введения жестких норм, регламентирующих
поведение на государственной службе,
стала одной из наиболее значимых
проблем. Повышение уровня этики
государственных служащих, путем
повышения профессиональной деятельности,
формирование этических норм, путем
внедрения в программы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательств РФ 2003 № 2812 Ст.13