Этикет делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 03:43, реферат

Краткое описание

Тема этикета делового общения возникла и развивалась в связи с формированием и разработкой проблем деловой этики. Они связаны с развитием рыночных отношений, увеличением числа контактов различного рода между странами и народами, глобализацией всех сторон общественной жизни. В связи с тем, что этикет делового общения имеет множество граней, сторон, возникает необходимость междисциплинарного подхода к его изучению.

Вложенные файлы: 1 файл

Этикет 2.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)


                                                        ВВЕДЕНИЕ

В первые годы XXI века международные  отношения и сотрудничество между  странами развивались в условиях всеобщей глобализации. Всё большее  количество разных стран оказывается  взаимосвязанным друг с другом различными способами. Мощным фактором этого процесса являются бурные научно-технические изменения, неизбежная специализация и кооперация, возможность решать мировые проблемы общими усилиями.

Глобализация, основанная на экономических  взаимосвязях, распространяется на многие стороны нашей жизни. Интеграционные процессы появляются и в науках, однако каждая культура стремится сохранить свой неповторимый облик в культуре общемировой.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы межкультурной (профессиональной) коммуникации. Специфика и сложность возникающих здесь проблем связана с тем, что коммуникация осуществляется в условиях несовпадающих национально-культурных стереотипов мышления и поведения, в том числе и в ситуациях профессионального взаимодействия.

Всегда и во все времена в  обществе ценили правила хорошего тона, воспитанность, хотя это и носило в те или иные периоды истории  социально окрашенный характер.

В последнее время возрождается интерес к культуре этикета. Появляется большое количество практических изданий, рассматривающих вопросы этикета делового общения.

Взаимодействие людей, в том  числе и деловое, в различных  ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и  правилами этикета. Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

Тема этикета делового общения  возникла и развивалась в связи  с формированием и разработкой  проблем деловой этики. Они связаны  с развитием рыночных отношений, увеличением числа контактов различного рода между странами и народами, глобализацией всех сторон общественной жизни. В связи с тем, что этикет делового общения имеет множество граней, сторон, возникает необходимость междисциплинарного подхода к его изучению.

                                          

                                          1.Этика делового общения

Деловой этикет определяет взаимоотношения между начальником  и подчиненными, между сотрудниками внутри учреждения, между работниками  и посетителями.

Взаимоотношения между начальником и подчиненными во многом определяют атмосферу в коллективе. Существует несколько правил, которые должен выполнять руководитель, который хочет, чтобы в коллективе царила дружеская атмосфера, помогающая лучше и быстрее справится с порученным делом.1

Хотя человеческое общение  всегда лежало в основе социального  бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа  оно стало только в XX в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать  как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и  для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций может быть четыре 3:

* цель общения - вне  самого взаимодействия субъектов;

* цель общения - в  нем самом;

* цель общения - приобщение  партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

* цель общения - приобщение  самого его (инициатора) к ценностям  партнера.

Нас будет интересовать только первый вид общения - деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения  его эффективности.

Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина - принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения  заключаются в том, что партнер  в деловом общении всегда выступает  как личность, '' значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее  взаимопонимание в вопросах дела; основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения  для деловой деятельности, говорил: «умение общаться с людьми - такой  же покупаемый за деньги товар, как  сахар или кофе. И я готов  платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь  общаться? Это значит уметь разбираться  в людях и на этой основе строить  свои взаимоотношения с ними, что  предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. В данной главе предлагается анализ общения в единстве трех его сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие.

Деловое общение - это, прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно  ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.2

Все средства общения  делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%.

К таким же выводам пришел и профессор  Бердвиссл, который установил, что  словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному - отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

                                          

                                           2.Понятие делового имиджа

Имидж - это не только внешний вид человека. Специалисты выделяют несколько видов имиджа:

- связанный со средой, где находится  человек (квартира, кабинет, автомобиль), ближайшим окружением (семья, друзья, коллеги, членство в клубах, досуг);

- габитарный - связанный с внешностью, ее статическими (одежда, прическа, аксессуары, парфюмерия), среднединамическими (конституция тела) и экспрессивными (мимика, жесты, взгляд, поступь) компонентами;

- вещевой - связанный с материальными  или интеллектуальными предметами  и вещами, созданными лично (письмо, статья, выступление и тому подобное);

- вербальный - определяет что и  как Вы говорите или пишете,

- кинестетический - охватывает  характерные движения, пластику  тела, жестикуляцию.

Одной из составляющих успеха делового человека есть умение создать позитивное первое впечатление о себе, которое может иметь решающее значение в последующих отношениях с деловыми партнерами, ведь оно создается в первую очередь на уровне чувств и эмоций. В бизнес среде есть такая пословица: «Если Вы экономите на деловом костюме, то все другие пожелают сэкономить за Ваш счет». Известный многим Рокфеллер начинал свой бизнес с того, что на последние деньги приобрел себе дорогой костюм и стал членом престижного гольф-клуба.

Мощная индустрия бизнеса сегодня  активно использует эффективное управление, изучает пути и способы влияния в условиях жестокого социального отбора.

Технологии создания позитивного  имиджа очень широко используются в  политике, но там руководствуются  не только советами имиджмейкеров и  стилистов, а ориентируются на систему ожиданий, существующую в обществе на данное время.3

Создание собственного имиджа - это  есть желание сознательно оценивать  свои поступки, свою внешность, сделать  акцент на позитивных качествах и, соответственно, заняться коррекцией негативного. Однако изменить или откорректировать свой внешний вид очень часто бывает слишком сложно, почти так, как пересмотреть свои эстетичные вкусы и мировоззрение. Но недопустимо, например, руководителю структуры на своей должностной «орбите» иметь низкий уровень вкуса. Во всем мире считается высшим пилотажем вкуса - выглядеть «на все времена», то есть ваша внешность не должна удивлять тех, кто увидит ваши фото через 10, 20 и больше лет. Не существует такого понятия, как «деловая мода». Имеет смысл отбросить все стереотипы и создать свой собственный стиль, не забывая о том, что внешность не допускает дилетантства. Коко Шанель считала что «мода существует для тех, у кого отсутствует вкус».

Конечно, стоит учитывать тенденции  современной моды, использовать новые  технологии в создании одежды. Но нужно помнить, что «китайское чудо» (дешевая одежда и аксессуары, которые наполнили рынки многих стран) не пользуется уважением в деловом мире. Металлические, стеклянные и другие дешевые украшения на одежде во многих случаях являются неуместными. Если на вас разноцветная одежда, значительное количество ярких украшений, то лучше стать гостем карнавала, чем офиса.

Одежда создает нам настроение, особенно её соответствие ситуации (в  сандалиях в театр не ходят). А  магия хорошей одежды в том, что она не только изменяет осанку и походку, но и самооценку. Аксессуары - это эмоции, их количество и качество свидетельствует о состоянии души. Во всех ли ситуациях стоит «открывать душу»? Психологи не советуют этого делать, ведь любой аксессуар является очень информативным. Осведомленный деловой партнер сможет «вести вас за собой», даже манипулировать вами.

Многие специалисты  во всем мире работают над проблемой  делового имиджа руководителя. Существуют определенные стандарты, которые не стоит нарушать. Стиль одежды влияет на успех в деловых кругах. В первую очередь это классический, консервативный стиль в одежде, которая считается символом успеха и богатства его владельца. Одежда должна быть качественной, дорогой, практичной, элегантной и универсальной.

                                   

                                       3.Внешний облик делового человека

Одежда отражает и  подчеркивает индивидуальность, характеризует  делового человека как личность. Решение  о приеме на работу зависит от внешнего вида соискателя. Если он одет неподобающим случаю образом, то вряд может рассчитывать на успех. Выбор одежды обусловлен сферой предстоящей деятельности и должностью: так, одежда банкиров отличается консерватизмом, который не приветствуется в творческих кругах. «Встречают по одежке, провожают по уму», - гласит народная мудрость. Многие люди это правило очень часто игнорируют. Однако сознательно или неосознанно, но мы судим об окружающих по их внешнему виду. Встречая человека в первый раз, мы судим не только о том, как он одет, как выглядит, но и о том, кто он. И наоборот, зная, с каким человеком нам предстоит познакомиться, мы можем мысленно представить его себе. Полагая, что каждая категория людей выглядит определенным образом, и, видя человека, соответствующего этим представлениям, мы автоматически относим его к той или иной категории. А потом ждем от него определенных поступков, соответствующего поведения. Следует помнить, что внешний облик делового человека - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается в западном бизнесе весьма неэтичным явлением. Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие - «деловой костюм». Осуществляя подбор костюма в широком смысле слова (т.е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: единство стиля; соответствие стиля конкретной ситуации; разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»); сопоставимость цветов в цветовой гамме; совместимость фактуры материала; сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды; соответствие качественного уровня аксессуаров качеству основного костюма.

Информация о работе Этикет делового человека