Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 07:37, доклад
Этикет (etuquette) - французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе. Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе. Более того, весьма желательным считалась также образованность - и это тогда, когда, например, Франция не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными.
У них существуют две формы обращения: вежливая («господин», «госпожа») и фамильярная (по имени). Если, знакомясь с человеком, Вы называете его «господин» или «госпожа», то, скорее всего, Вам придется обращаться к нему так всегда.
С одной стороны, швейцарцы по характеру
очень консервативны, с другой - очень
любопытны и легко
В Швейцарии следует быть очень пунктуальным, ибо эта черта - особенность швейцарцев. Они твердо держат данное слово. Грубостью и проявлением бестактности по отношению к швейцарцам является сравнение их с немцами.
2.2.7 Особенности делового общения в некоторых других странах Европы
Таблица 1 - Характерные черты делового общения в европейских странах
Страна |
Характерные черты делового общения и рекомендации |
Австрия |
Будьте пунктуальны. Не следует называть деловых партнеров по именам. Крепкие рукопожатия и прямой энергичный визуальный контакт. Во время трапезы следует держать обе руки на столе. Не стоит называть австрийцев немцами. |
Бельгия |
Бельгийцы очень пунктуальны. Умеют держаться и официально, и неофициально, обладают отличным чувством юмора. Не стоит при деловых переговорах держать руки в карманах. Не стоит путать бельгийцев с французами. При каждом подходящем случае следует говорить: «пожалуйста». |
Болгария |
Мало кто знает английский. Кивок означает «нет», а покачивание головой из стороны в сторону означает «да». Пунктуальность. О встречах следует договариваться заранее и подтверждать договоренность письменно. Приветствия - рукопожатия. |
Дания |
Датчане очень пунктуальны. Приветствия - крепкие рукопожатия, даже с детьми. Не стоит путать датчан со шведами или норвежцами. Застолья длительны и сопровождаются многочисленными тостами. |
Греция |
Деловые отношения очень официальные,
в них участвуют главным |
Венгрия |
Повсеместно распространены рукопожатия. Венгры очень вежливы и очень официальны. Не любят, когда хвалят их самих или их работу. |
Нидерланды |
О встречах необходимо договариваться заблаговременно. Одеваться следует консервативно. Не стоит называть Нидерланды Голландией: в состав Нидерландов, помимо собственно Голландии, входят Суринам и Нидерландские Антильские острова. Следует употреблять термин «нидерландцы». «Голландцы» - определение части жителей страны. В рабочее время Вам могут предложить выпить; не стоит отказываться, но следует пить немного. |
Норвегия |
Не стоит путать норвежцев со шведами или датчанами. Будьте очень пунктуальны. Обращения официальны. Могут называть по фамилии. |
Польша |
Очень ценятся такт и вежливость. Поляки гордятся своей историей и культурой. Приняты официальные приветствия и рукопожатия. Следует избегать разговоров о «социалистическом лагере», СССР и временах фашистской оккупации. |
Португалия |
Ни в коем случае не стоит путать португальцев с испанцами. Будьте исполнительны. Следует помнить о традиционных объятиях при встрече мужчин. Можно обсуждать дела за завтраком, но не за обедом. |
Румыния |
Много рукопожатий. Пунктуальность. Официальность в обращениях. |
Югославия |
Обменивайтесь рукопожатиями крепко и часто. Можно задавать больше вопросов личного характера, чем принято в других странах Европы. |
2.3 Особенности делового поведения и общения в США, Канаде, Австралии
Особенности поведения деловых
американцев обусловлены
В стиле делового общения преобладают
профессионализм и
Переговоры, как правило, идут один на один. Предложения начинают обсуждать с общего вопроса, постепенно переходя к деталям. Детали, т.е. «мелочи», для них очень важны, т.к. нет никаких мелочей при организации любого дела - будь то подготовка к переговорам или практическая реализация договора.
На формальности американцы времени не тратят, сразу переходят к сути дела, проявляя при этом здоровый прагматизм. Не любят пауз в разговоре, задают много вопросов, многие из которых весьма прямолинейны.
В США принято обращаться друг к
другу по имени независимо от возраста
и положения, что они переносят
и на гостей; это придает общению
или переговорам с американцами
дружеский характер и неформальную
атмосферу. Вместе с тем, не следует
американцев втягивать в
Американцы предпочитают заключать крупные сделки и преувеличивать значимость своей компании, однако сами предпочитают иметь достоверные сведения о тех, с кем вступают в контакт (в частности, они настаивают на предоставлении сведений об участниках переговоров: кто, где и кем работает), сведения об образовании, печатных трудах, изобретениях, ученой степени и т.д.
Американцы живут по расписанию, которое составляют на каждый день, а потому очень пунктуальны, на деловые встречи никогда не опаздывают. Время таких встреч и переговоров строго ограничено - не более часа.
Канада более склонна к
Приветствие в деловой обстановке - рукопожатие. Официальных языков - два: английский и французский. На английском говорят почти везде, кроме провинции Квебек и некоторых районов. Канадцы очень не любят, когда их принимают за американцев. Поэтому тот факт, что они говорят по-английски, вовсе не означает, что они считают себя американцами.
Деловые развлечения, как правило, устраивают в ресторанах, а не дома. На официальных мероприятиях обычно подают что-либо сугубо национальное, например, арктического гольца, тихоокеанскую нерку или семгу из Новой Шотландии.
В Австралии деловые люди одеваются,
практически так же, как и в
США или Канаде: костюм и галстук
для мужчин, костюм или платье для
женщин. В более жарких районах
или летом в любом районе одежда
бизнесменов имеет
Австралийцы дружелюбны, лишены чопорности. Знакомясь, следует называть свое имя полностью, затем крепко пожать руку.
Деловые отношения в Австралии
носят очень демократичный
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете - австралиец из-за этого никогда о Вас не будет думать хуже. Скорее, наоборот, он будет еще больше доверять, видя, что Вы не собираетесь пускать пыль в глаза.
Деловые трапезы устраивают в ресторанах,
а не в частных домах. Обмен
подарками не имеет повсеместного
распространения. Но, приехав в Австралию
на деловую встречу, вполне уместно
будет вручить маленький
2.4 Национальные особенности делового этикета в других странах и регионах мира
При деловом общении в Перу следует помнить, что перуанцы придерживаются всех формальностей делового этикета, а нарушение их расцениваются как оскорбление. Даже сев на непредназначенное место на званом обеде, Вы рискуете нанести серьезную обиду. Деловые отношения могут дать сильную трещину из-за того, что в приглашении холостяку будет приписка «с супругой» или неправильно названа должность приглашенного. В Перу практически все важные деловые вопросы решаются на званых обедах, поэтому это тоже нужно учитывать.
В Израиле большинство говорят по-английски, многие по-русски, а также еще на одном-двух языках, особенно в деловых кругах.
После одной-двух встреч можно переходить на «ты» (называть по имени). И даже при первом знакомстве израильтянин может предложить Вам называть его уменьшительным именем. К незамужней женщине обращаются, добавляя к ее имени «гиверет» (эквивалент «мисс»).
Основное качество израильтян - открытость
и прямота, откровенность, что они
привносят и в деловые
Рабочая неделя в Израиле начинается в воскресенье утром. Распространено обсуждение дел за едой - это одна из форм деловой активности. В традициях деловой жизни - приглашение деловых партнеров на ужин после работы. За трапезой принято говорить и о делах профессиональных, и о семейных. Этим Израиль отличается от других ближневосточных стран, где упоминание чьих-то родственников во время деловой беседы считается оскорбительным.
Приходить на деловой ужин в частный
дом с подарком не обязательно, но
не лишним будет букет цветов для
хозяйки или игрушка для
В странах Северной Африки господствуют арабские и мусульманские традиции. В большинстве стран говорят по-английски, однако в ряде государств господствующим остается язык бывших колоний. Следует избегать политических разговоров, особенно если они могут касаться стран, которые в прошлом оккупировали данный регион.
В ЮАР африканцы обычно приглашают своих деловых партнеров в ресторан или домой. В последнем случае в качестве подарка можно принести букет цветов и бутылку спиртного. Во время переговоров особое почтение следует выказывать старшему по возрасту. Через дверь первым, согласно местным обычаям, проходит хозяин, за ним - женщина или гость. Для поведения жителей этой страны в ходе бесед специфично то, что они часто могут касаться своего лица руками и прикрывать глаза, что, однако, не означает потерю интереса к обсуждаемой проблеме или усталость. Рукопожатие при встрече имеет важный смысл, т.к. демонстрирует отсутствие агрессивных намерений, расположенность к человеку, а также подчеркивает социальное равенство. При рукопожатии не принято смотреть прямо в глаза.
2.5 Основные характеристики деловой этики в Украине
Интеллигентность и умение держаться достойно в обществе деловых партнеров должны быть присущи всем современным предпринимателям. Важными являются такие элементы воспитанности, как вежливость, непринужденность, достоинство и тактичность.
Зайдя в помещение, где находятся люди, нужно поприветствовать легким наклоном головы всех незнакомых и пожать руку знакомым. На улице приветствуют легким наклоном головы без каких-либо восклицаний. Сидя за столом в кафе или ресторане, также принято приветствовать знакомых лишь наклоном главы. Мужчина первый здоровается с женщиной, младший по возрасту - со старшим, подчиненный - со своим руководителем и т.п.
К приветствию рукопожатием мужчинам
рекомендуется прибегать
Важным элементом вежливости в деловом общении является представление. Этикет предусматривает соблюдение и в этом вопросе определенных норм поведения, которые определяют, когда и как необходимо представлять и самому быть представленным. Большое значение имеет момент представления. Следует избегать при этом (не допускать) чрезмерной фамильярности, лучше употреблять простые фразы. Когда мужчину представляют женщине, он должен встать и слегка поклониться, а женщина остается сидеть.
Этикет делового поведения требует, чтобы бизнесмены, которые приглашены на прием, строго придерживались правил относительно одежды, поведения за столом, общение, обмена визитными карточками и т.п. Так, на все приемы, которые устраиваются до 20 часов, мужчинам можно надевать костюм любого неяркого цвета, а на приемы, которые начинают в 20 часов и позднее, рекомендуется костюм черного или другого цвета. На все виды приемов следует одеть белую (не трикотажную) рубашку с галстуком любого, но не яркого (можно черного) цвета. К строгим костюмам следует надеть ботинки темно-коричневого или черного цвета.
Важным моментов является внешность и одежда женщины-бизнесмена. Деловая одежда отличается классическим кроем, неяркими цветами, многофункциональностью. Основной деловой одеждой женщины является костюм. Платья носят лишь однотонные и только летом; прическа, макияж и бижутерия должны органически дополнять деловой костюм (юбку, жакет, блузку). Прическа должна быть строгой, но элегантной. Украшений лучше иметь немного, макияж очень скромный, почти незаметный. Следует чаще (по возможности всегда) улыбаться и внимательно слушать собеседника.
Обмен визитными карточками может
осуществляться точно по рангу должностей,
которые занимают деловые партнеры.
При этом обмен должен сопровождаться
взаимными легкими поклонами, получив
визитную карточку, следует прочитать
вслух имя и фамилию
Важным элементом делового общения
и обязательной предпосылкой успешной
предпринимательской