Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:45, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что сегодня становится актуальна проблема о моральном облике таможенника. Таможенник – это представитель Российской Федерации. По его внешнему виду, культуре, манерам поведения, граждане, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, судят о таможенной службе и о России в целом. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает свои некоторые права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др.
Введение………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. Морально-этические основы деятельности сотрудников таможенных органов……………………………………………………. 4 стр.
Глава 2. Примеры нарушений Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов ………………………………. 9 стр.
Заключение………………………………………………………………. 12 стр.
Библиографический список…………………………………………….. 13 стр.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности
Курсовая работа по этике делового общения.
Этические основы деятельности работников таможенных органов.
Студентка первого курса очной
формы обучения, 26гр.
Алексеева К.А.
Кандидат филологических наук
Тверь 2011г.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Морально-этические основы деятельности сотрудников таможенных органов……………………………………………………. 4 стр.
Глава 2. Примеры нарушений Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов ………………………………. 9 стр.
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….. 13 стр.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что сегодня становится актуальна проблема о моральном облике таможенника. Таможенник – это представитель Российской Федерации. По его внешнему виду, культуре, манерам поведения, граждане, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, судят о таможенной службе и о России в целом. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает свои некоторые права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это обусловлено тем, что этические нормы таможенного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной службы. Поэтому в 2007 году на коллегии ФТС России был принят Кодекс этики и служебного поведения лиц таможенных органов. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться таможенным служащим РФ, независимо от замещаемой должности.
Цель курсовой работы – рассмотреть этические основы профессиональной деятельности таможенной службы.
В соответствии с целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Изучить морально-этические
2. Рассмотреть примеры нарушений
Кодекса этики и служебного
поведения должностных лиц
Основным источником для данного исследования послужил Кодекс этики и служебного поведения лиц таможенных органов и курс лекций по этике государственной службы Л.Абрамова.
1.1 Морально-этические основы деятельности сотрудников таможенных органов.
Сегодня все более актуальна проблема о моральном облике таможенника.
Этика таможенного служащего - это система норм поведения, порядок действий и правил, взаимоотношений и принципов в государственно-служебных отношениях, которые представляют собой совокупность наиболее пригодных, глубоко осознанных и конкретизированных, принадлежащих данному обществу и являются нормами общечеловеческой морали. Этика таможенной службы представляет собой объединение универсальных правил, которые применяются во всем цивилизованном мире.
«Проблема профессиональной этики таможенного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и действующего законодательства, но и моральным принципам и нормам. Моральные нормы являются универсальными нормами в регулировании общественных отношений, поэтому таможенная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным видом таможенного служащего»1. Таким образом, таможенная служба - это такой уровень развития системы, в котором компетентность, профессионализм, моральные принципы таможенных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния на реальную жизнь граждан.
1.2 Профессиональный статус сотрудника таможенных органов
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы, посредством которого осуществляются функции, права и обязанности таможенных органов, входящих в систему правоохранительных. «Таможенник – это представитель Российской Федерации и в своей служебной деятельности должен воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих служебных обязанностей». С целью обеспечения высокого уровня выполнения своих должностных функций и для улучшения качества представляемых услуг должностные лица таможенных органов обязаны быть тактичны, корректны, внимательны к гражданам и участникам ВЭД, всеми своими действиями обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. По культуре речи, культуре поведения, интеллекту манерам, внешнему виду, форме одежды таможенника, граждане, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, судят о таможенной службе и о Российской Федерации.
Ключевым элементом для поддержания общественного доверия сотрудникам таможни является разработка, издание и принятие Кодекса поведения, который четко и ясно излагает правила поведения всех должностных лиц таможни. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов был принят в 2007 году на коллегии ФТС России. «В соответствии с Кодексом этики таможенники добровольно возлагают на себя ответственность и обязанность неукоснительно выполнять положения Кодекса, профессионально и честно с учётом определённых в Кодексе морально-этических принципов и правил поведения поддерживать и укреплять авторитет Федеральной таможенной службы».2
Основными принципами службы в таможенных органах являются равноправие, качество услуг, конфиденциальность, законность, лояльность, независимость и профессионализм. Каждый работник таможни должен соблюдать закон, манеры поведения, отвергать любые попытки или факты коррупции, незаконных действий и сообщать о них вышестоящему начальнику, исполнять служебные обязанности добросовестно и ответственно, быть во всех обстоятельствах объективным и беспристрастным, быть честным при выполнении служебных обязанностей, иметь опрятный внешний вид, содержать в чистоте форму одежды и носить ее соответствующим образом. Что касается опрятного вида, то одежда и внешность таможенника должны отражать профессиональный имидж службы. «Сотрудникам таможенных органов запрещается употреблять спиртные напитки, наркотики во время работы, курить в запрещенных для этого местах либо во время работы - в общественных местах.»3
1.3 Профессиональная честь и достоинство сотрудника таможенных органов.
Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству. «Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.»4
«Должностные лица таможенных органов Российской Федерации: должны быть преданны своему Отечеству, защищать его экономические интересы и безопасность, сохранять верность Конституции, Любовь к Родине, верность долгу, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, призваны дорожить духовными и нравственными ценностями, завещанными нашими предками, хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни, проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иностранных государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, обязаны не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности; должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины».5
Для сотрудника таможенных органов понятие «честь» и «достоинство» оказывают определяющее влияние на социальную направленность его профессиональной деятельности, задают те нормы социального поведения, которые не позволяют ему стать «человеком без чести», утратить свое достоинство.
Примеры нарушения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.
С принятием в 2007 году Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов наметилась тенденция стабилизации состояния правопорядка и служебной дисциплины в таможенных органах в одном из регионов России . По итогам 2011 года более чем на 8% снизилось количество нарушений служебной дисциплины. В тоже время, несмотря на имеющуюся положительную динамику в таможенных органах этого региона в 2010 и начале 2011 года имели место факты несоблюдения требований Кодекса этики. Так в 2011 году на таможенных постах таможенных органов региона зарегистрировано более 30 конфликтных ситуаций, большая часть из которых возникли при таможенном оформлении товаров, ввозимых физическими лицами. Основной причиной нарушений является ненадлежащий контроль со стороны руководителей среднего звена за соблюдением подчинёнными должностными лицами служебной дисциплины, порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, правил ношения формы одежды, а также соблюдения требований Кодекса этики.
Примеры нарушения Кодекса этики:
3) И еще один пример наиболее часто встречающийся на таможенных постах - это взяточничество. Огромные доходы, которые получают недобросовестные участники ВЭД, промышляющими аферами, контрабандой, связанными с незаконным таможенным оформлением товаров, уклонением от уплаты таможенных платежей и т.п., позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп должностных лиц таможенных органов. В Кодекс Этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации написано, что должностные лица таможенных органов Российской Федерации должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины.
1) Профессиональная этика включает в себя определенные категории этики и
моральные принципы, лежащие в основе деятельности людей той или иной
профессии, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности.
Информация о работе Этические основы деятельности работников таможенных органов