Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:06, реферат
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах "великих peк". Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность
Этические учения Древнего Востока 3
Этика йоги 6
Античная этика как учение о добродетелях и совершенной личности 7
Этические взгляды Аристотеля 9
Этические учения Древнего Востока 3
Этика йоги 6
Античная этика как учение о добродетелях и совершенной личности 7
Этические взгляды Аристотеля 9
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах "великих peк". Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. На Востоке мудрость идет "от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:
Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.
Этико-философские системы Древней Индии
Окончательно они оформились в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы. ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм (Брахма. - верховное божество Древней Индии, имя которого означает "благочестивая жизнь", "благоговение" представляет мир как соединение духовной субстанции (Брахма) с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины":
Восьмеричный путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильное стремление; 3) правильную мысль; 4) правильную речь; 5) правильное действие; 6) правильный образ жизни; 7) правильныe усилия; 8) правильную концентрацию. Нравственным идеалом является мудрец - архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.
Похожим образом раскрывается
и этика джайнизма, в основу которой
положен принцип "ахимсы" - непричинения
вреда живому. Материалистическое направление
локаята-чарвака в этике
Каждая из неортодоксальных школ по-своему стремится снять социальную напряженность, возникшую в Индии в середине 1 тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе. Уводя человека от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориентиры, они периодически приобретают актуальность и в более поздние эпохи, в частности, в наше время.
Этико-философские учения Древнего Китая
Эти учения тоже можно условно разделить на древнейшие традиционные - ортодоксальные направления, опирающиеся на Пятикнижие (У-цзин) конфуцианского канона, и более поздние - неортодоксальные школы (даосизм, легизм), возникшие в VI-IП вв. до н.э.
Основоположник конфуцианства
философ Кун Фу-цзы, Конфуций (551-479
до н.э.), и его последователи обо6щили
духовное наследие более ранних эпох,
придали ему законченный вид
и сделали основой системы
образования, необходимой для занятия
любой государственной
Даосизм в лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) и его последователей, авторов сборника "Сокровищница дao", основной частью которого является знаменитая "Книга о дао и дэ" (Дао дэ цзин), нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути - дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Таким образом он реализует принцип "деятельного недеяния": "ничего не делая - и всего достигает", безгранично усиливает собственный духовный потенциал и в конечном итоге приобретает качества мага, бессмертного чудотворства. В дальнейшем даосизм активно взаимодействовал с китайским 6уддизмом, выполняя сходную с ним социально-этическую функцию.
Представители легизма - школы
" законников", возникшей в период
окончательного объединения Китайской
империи, основной упор делают на понятие
закона (фа), который должен проводиться
в жизнь самыми жестокими средствами.
По их мнению, средоточием морали является
полубожесивенная личность императора,
который через государственных
чиновников должен держать подданных
в постоянном страхе. Только тогда
все правонарушения исчезнут, и в
обществе воцарится порядок и
гармония. Господство этики легизма
длилось недолго. Первоначально
вступив в конфронтацию с конфуцианством,
идея жестких, незыблемых законов в
дальнейшем диалектически дополнила
выдвинутый Конфуцием принцип
По-иному - и в древности, и в настоящее время - выстраивалась система этической аргументации и моральных регулятивов на Западе. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению этики античности - этики Древней Греции и Древнего Рима, следует остановиться на особенностях, отличающих развитие западноевропейской этики (которая и станет основным предметом нашего изучения) в целом.
Йога, ее теория и практика, означает прекращение действий и модификаций ума. Предназначение йоги – это не давать модификациям ума отождествляться с собой. Однако, это невозможно, пока есть место читте, потому что при этом собственная личность не видит отличий от этих модификаций. Этика йоги означает изучения в теории философию духовной жизни.
Есть пять состояний, которые именуются ступенями духовной жизни. Зависят они от присутствия и действий в нем элементов, которые дают толчок для читты. Состояния ума называются:
Каждое из этих состояний в некоторой степени подавляет модификацию ума. Но, одновременно, они и исключают друг друга. Например, как ненависть и любовь являются противоположными чувствами.
Существует много вопросов, которые решает йога. Но все они связаны одним – избавлением собственной души от кармы, которую человек нанес себя сам. Ведь, кроме собственной личности, никто не поставит на тот путь, по которому идет человек. Но, благодаря йоге и ее этике, каждое живое существо имеет возможность поменять свое направление, изменить зло на добро, и тогда его ждет полное освобождение и умиротворение.
Этика йоги выступает важной составной частью классической йоги. Ее относят к следующим этическим проблемам: соотношение добра и зла, моральный долг, сущность и последствия эгоизма, соотношение насилия и мира, осмысление страдания и счастья с моральной точки зрения.
Одним из важных вопросов этики йоги является сущность зла и добра. Принимая во внимание, что йога подразумевает под добром и злом, вытекает образ главного морального долга человека. Этика йоги подразумевает под ним стремление и желание освобождения личного духа от постоянных факторов, которые имеют место в низших мирах. Одним словом, освобождение и есть главная цель человека и всех живых существ в жизни.
Все, что способствует освобождению духовной личности от негативных характеров, йога определяет, как благо. А препятствия, которые не дают человеку освободиться от переживаний, называют злом. Именно поэтому, этика йоги дает человеку возможность выбрать свой путь – либо в сторону хорошего, либо в сторону плохого. Значение в этом имеют даже стремления человека встать на правильный путь. Если он пытается высвободить свою душу от негатива, значит, он служит добру. А если же он способен к лени и безразлично относится к своей духовной личности, значит, он злой.
Этика Античности
Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus – древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI–IX вв. до н. э., времени становления античного общества в Греции и до V н. э. – гибели римской империи под ударами варваров.
Античная этика признавала
две главные категории –
Стремление к бессмертию,
свойственное героям и героическому
эпосу, было вдохновляющей основой
всего античного
Греческая античность усмотрела отличительный признак человека в его разуме, понимая под этим не только способность познавать мир, но и решимость рассматривать знания в качестве высшей, последней инстанции по всем спорным вопросам человеческой жизни.
Первые попытки философского обобщения моральных процессов, являются прямым продолжением этических размышлений в рамках героического и дидактического эпосов (Гомер и Гесиод), практической мудрости (Семь мудрецов).
Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Другой ее особенностью было формирование рабовладельческой демократии как формы социальной жизни.
Обе предпосылки обусловили:
Особенности древнегреческой этики: