Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:34, контрольная работа
Античная этика в основном развивалась как теория добродетелей. Добродетель в самом общем определении показывает, какой должна быть вещь для того, чтобы она соответствовала своему назначению.
Развитие этого тезиса первоначально шло по пути выяснения вопроса о том, каким должен быть человек для обретения максимального счастья, что лучше: быть аскетом или гедонистом, предаться спокойному созерцанию вещей, или, наоборот, активно относиться к миру, пытаясь приспособить его к человеческим нуждам. Затем в концепциях Платона и Аристотеля добродетели связываются уже не только с личными жизненными предпочтениями, но и с гражданским служением, с совершенной реализацией социальной функции.
Введение……………………………………………………………….……3
Этические учения Древнего Рима ………………………………..………5
Характеристика общих особенностей этики Древнего Рима……. 5
Этические воззрения Сенеки……………………………….…….…9
Основы этического учения Плотина…………………………...…14
Заключение…………………………………………………………….….21
Список литературы …………………………….…………………….…..23
В данной работе рассмотрим кратко данные положения этического учения Плотина.
Реальность эмпирического мира, в котором живет и субъект нравственной жизни, служит для неоплатоников лишь отправной точкой для восхождения к умопостигаемому миру, в котором мудрость и добродетель явлены в своем абсолютном, парадигмальном статусе.
Первый уровень осуществления добродетелей души — гражданские добродетели:
Вся концепция гражданских добродетелей у Плотина терминологически и структурно повторяет (с незначительными вариациями) схематику добродетелей платоновского «Государства».
Очистительные (катартические) добродетели способствуют очищению души от зла; добро и зло в данном контексте определяются диспозиционно, разными векторами душевных страстей (привязанностей): добро (благо) - обращенность души к высшему началу, а зло — в устремленности к низшему, телесному (в этом случае естественная для души забота о теле становится превалирующей над высшими энергиями души).
Третий род добродетелей уже близок к уму - он определен через мудрость («созерцание того, что есть в уме»).
И, наконец, высший, четвертый вид добродетелей - это уже не добродетели души, а добродетели ума. В уме мы находим не сами добродетели, а эйдосы, парадигмы нравственной жизни.
Эта схема Плотина, конечно, воспроизводит аристотелевское различение этических (душевных) и дианоэтических (умственных) добродетелей. Последние, по сути, и добродетелями-то не являются, поскольку утверждены в уме как абсолютные, чистые формы, чуждые патетически-волевых начал, принципиально значимых для моральной действительности16.
Плотин однозначно утверждает, что парадигмы добродетели, существующие в уме, первичнее самой добродетели, подобно тому, как ум онтологически и аксиологически предшествует душе. Эта глубокая интуиция античного ума ограничивает нравственную жизнь пространством души и, может быть, Плотин дает здесь еще один ответ на вопрос о границах этического интеллектуализма: в сфере чистого ума нет собственно нравственной жизни и реальной добродетели.
Если моральная действительность вписывается в сферу сущего, то одной из ее границ, верхней, будет область умопостигаемого — эйдосов бытия и нравственных абсолютов. Достигнув ее, душа, пресуществившаяся в ум, уже не нуждается в каком-либо свершении и достижении более совершенных состояний. Она становится божественной. Тогда оказывается, что подлинным и единственным субъектом нравственной деятельности - стремящимся к превосхождению своего наличного статуса, способным совершать выбор между противоположными движениями и к игре мотивов - оказывается та ипостась, которая опосредует отношения мира парадигм и мира образов, т.е. душа.
Гаджикурбанов А.Г. отмечает, что фундаментальная для этического учения Аристотеля идея «срединности» в определении объективного содержания добродетелей коррелируется у него представлением о срединном статусе субъекта морали — человеческой души17. При этом и проблематичность различения функций, специфичных для ума и души, выходит за рамки аристотелевской психологии и переносится в этику.
В заключение
параграфа можно сделать вывод
о том, что в целом этика неоплатонизма
остается интеллектуально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключение работы можно подвести следующие итоги. Среди основных особенностей этических учений Древнего Рима была отмечена преемственность уже существующих, например, в Древней Греции. Мыслителями Древнего Рима развивались далее уже сформулированные научные мысли, в частности по таким направлениям, как стоицизм, скептицизм, эпикуризм и т.д.
Однако, нельзя не отметить то факт, что философы и мыслители Древнего Рима не просто копировали этические идеи у других народов, а переосмысливали их, развивали и делали свои выводы, которые могли отличаться от идей, например, древнегреческих предшественников того или иного этического направления научной мысли.
В работе были рассмотрены основы этического учения Сенеки Луция Аннея крупнейшего римского философа, первого представителя стоицизма в Древнем Риме. Этика Сенеки противоречива. Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать, перед волей бога как личного мирового разума, идущего непознаваемыми для человека путями, несовместимы.
Кроме этого, в работе было отмечено, что в Древнем Риме существовали этические учения неоплатонизма. Центральной этической теорией, основанной на данном направлении являлось учение Плотина. Оно являлось по сути итоговым по значимости в развитии этики в античное время. Именно поэтому, в третьем параграфе были рассмотрены основы этического учения и взглядов Плотина.
Тяготение к интеллектуализации этической сферы проявляется у Плотина в том, что формулы нравственного совершенствования вписываются у него в императив самопознания.
Оставаясь по своим типологическим характеристикам античной, этика Плотина занимает в общих рамках античной этики особое место, - а именно является в ней последней, итоговой. Она итоговая не только в том смысле, что представляет собственно собой итог, синтез важнейших этических идей и учений Древней Греции. Она является ее итогом и в смысле завершения, конца. Речь идет о принципиальном, качественном завершении, а не о фактическом конце, который наступил немного позже.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: Мысль, 2010. — Т. 1 – С. 124
2 Канке В.А. Основы философии.М.: Логос, 2008. — С. 28
3 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Издательство: Инфра-М. – 2011. – С. 103
4 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Издательство: Инфра-М. – 2011. – С. 98
5 Губин В.Д. Основы философии.2-е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. — С. 23
6 Аверинцев С. С. Образ античности. Сб. - СПб.: Азбука-классика. 2004. – С. 116
7 Этика и Эстетика / Автор-составитель к. ф. н., доц., каф. Философии ПГУ А. М. Пронин, Изд-во ПГУ, - 2005. – С.22
8 Бахтин М. В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности. Предисловие А.М. Пронина. Издание четвертое, исправленное и дополненное. – Москва, 2005. – С.99
9 Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – С. 313
10 Сравнительные жизнеописания. / Пер. В. А. Алексеева. М.: Альфа-кн. 2008. – С. 942
11 Гусейнов А.А. История этических учений. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. - С. 97
12 Орлов С.В. История философии. Краткий курс. СПб.: Питер, 2009. — С.24.
13 Гаджикурбанов А.Г. Идея самопревосхождения в доктрине Плотина. Этическая мысль. – Вып. 4. – М., 2003. – С. 52
14 Этика и мораль в современном мире / А. А. Гусейнов // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 8
15 Гаджикурбанов А.Г. Идея самопревосхождения в доктрине Плотина. Этическая мысль. – Вып. 4. – М., 2003. – С. 53
16 Этика и мораль в современном мире / А. А. Гусейнов // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 12
17 Гаджикурбанов А.Г. Идея самопревосхождения в доктрине Плотина. Этическая мысль. – Вып. 4. – М., 2003. – С. 59-60