Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа
Цель – исследование основ юридической деятельности.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
дать определение понятию юридическая этика;
описать основные этико-правовые учения;
выявить цели и принципы формирования методологических основ юридической этики.
Введение 3
1 Юридическая этика как наука, изучающая взаимосвязи морали и права 5
2 Основные этико-правовые учения 9
3 Цели и принципы формирования методологических основ юридической этики 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Содержание
Актуальность темы. Воздействие, влияние человека на человека – исходное психолого-педагогическое и этическое явление, которое проистекает из активного характера общения. В отличие от социологии политологии, которые исследуют роль и место общения в структуре общественных отношений, от кибернетики, интересующейся общением как информационной связью, психология изучает формы и методы межличностных связей. Таким образом, взаимодействие, взаимовлияние в процессе общения подчинено определенной интерсубъектной целесообразности. Нормативный процесс общения, особенно характерный для правоохранительной сферы и являющийся по существу отражением законов и принципов жизнедеятельности общества, обеспечивает целесообразность, оптимальность, однотипность и стабильность поведения личности. В свою очередь этика занимается изучением регулятивных действий нравственных норм в процессе общения. Если правовые, административные и другие нормы общения предъявляют требования к личности, не учитывая ее субъективное отношение к ним, то мораль предполагает добровольное и сознательное принятие нравственных требований, осознание их необходимости, что в известной степени является гарантом правового поведения.
Психология изучает воздействие социально-психологических факторов на поведение личности (общественное мнение, подражание, внушение и пр.), этика же интересуется императивно-оценочной, ненормативной стороной общения и компонентами индивидуального морального сознания. Однако этическое познание исследует эти компоненты как носителей специфичного содержания, для него важны нравственные показатели человеческого поведения.
Объект – Юридическая этика.
Цель – исследование основ юридической деятельности.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
Структура работы. Контрольно-курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
юридическая этика мораль право
Социальные потребности – основа формирования науки. Во-первых, взаимоотношение морали и права обладает философской направленностью. Во-вторых, мораль и право сталкиваются и в процессе отправления правосудия. Так, суд присяжных – суд морали общества.
Возникновению науки юридической этики предшествовало появление науки судебной этики. Главной особенностью последней являлось морализаторство, то есть не зная этики морали юристы толковали норму права с точки зрения морали.
Основная ошибка автора судебной этики заключалась в том, что он исходил из правовой формы и при помощи этой формы определял что морально и что аморально при ее реализации.
Потребность в этике проявлялась и в теории права, где с точки зрения этики пытались рассматривать правосознание, правовые интересы и другие проблемы. Сейчас остро стоит проблема нравственной ответственности. В результате этого получила развитие такая наука как диантология – наука о долге. Сначала наука представлялась как единое целое, так, у Аристотеля этика занимала первоочередное место. Затем наука подверглась разделению, но в итоге ученые пришли к выводу о том, что только на стыке наук, при их взаимосвязи возможны новые открытия, новые прорывы. Этика воспитывает человека и право, организовывает человека, поэтому необходимо объединить этику и право для развития человечества.1
Прогнозирование научных исследований позволило сделать умозаключение о том, что изучение морали и права в комплексе может дать существенный импульс в познании способов регуляции человеческой жизни и деятельности. Естественно, что никакая наука не пойдет вперед без методологической основы.
Юридическая этика – это наука, призванная изучать взаимосвязи и взаимозависимости морали и права и разрабатывающая на этой основе пути развития целей права, юридической деятельности для активизации нравственного развития общества.
Юридическая этика призвана изучать право, где отдельному этическому исследованию подвергаются нормы права, принятые правовые решения, результаты принятых правовых решений.
Империческая основа включает в себя правовые оценки, социальные и жизненные ситуации, материальные объекты этих ситуаций, материализованные оценки этих ситуаций применительно к нормам права. То есть у нас появляется возможность изучать нравственные процессы общества и личности через все зафиксированные в документах элементы деятельности, находящиеся в правовой оценке.
Объектами юридической этики являются: право, моральные ценности общества, нравственные качества личности, процессы реализации этих ценностей и качеств.
Особенность данной науки заключается в изучении вышеперечисленных объектов и раздельно, и в комплексе.
Целями морали являются:
Функции морали:
Любая профессиональная деятельность – это моральный выбор. Самый поверхностный анализ моральных функций свидетельствует о том, что в настоящее время они не полностью обеспечиваются правовой регуляцией. Задача права – реализация в постоянном развитии каждой моральной функции.
Тщательный анализ и выявление всех функций морали необходим для того, чтобы определить пути развития правовой системы, которая изначально призвана обеспечивать всю систему функций морали.
Нравственные принципы обязательно закрепляются в праве, реализуются правом, защищаются правом. Право выполняет и функцию формирования моральных ценностей общества. Мораль определяет право, а право определяет политику и науку.
Мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. Право подразделяется на отрасли (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.) и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в кодексы. Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений. Сюда включается нравственность труда, нравственность быта. Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требование морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденности индивидом. Моральная санкция осуществляется, главным образом, мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно как нормами права, так и нормами морали. Возникающие иногда несоответствия между требованиями закона и нравственности в подавляющем большинстве случаев связаны не с различиями морали и права, а с противоречиями внутри самих этих форм: общественного контроля (между законодательством и его практическим осуществлением, между требованиями общества и личной совестью).
Моральные нормы существовали и эволюционировали в процессе исторического развития, как правило, в соотношении с правовыми нормами. Их отношения оказывались далеко не всегда внешним противостоянием, а обретали нередко форму взаимопроникновения.
Систематизация античной этики
Софисты впервые решительно сместили направление теоретико-познавательного интереса с природы на человека. В противоположность предшествующим философам, искавшим тайну человеческого бытия в природе, космосе, Протагор (490 – ок. 420 до н.э.) провозгласил свое знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Софисты принципиально иначе подошли к пониманию человека. Он для них больше, чем одно из проявлений универсума, он ее центр, творческое начало.
Протагор выделил в человеческом бытии особую область, которая в отличие от биологической природы созидается как бы самими индивидами. Он совершенно точно определил эту область как область общественного поведения, хозяйственной и государственно-политической деятельности. 2
Сократ (ок. 470-399 до н.э.) – первый в истории этики моралист – просветитель. Он делает предметом рассмотрения именно моральное бытие человека; предметом философии уже является ценностное содержание жизни – вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья. Сократ впервые в истории этики абсолютизирует мораль. Он рассматривает мораль как глубочайшую основу всей человеческой культуры. Высказывает твердое убеждение о существовании общих определений морали, достижение которых является гарантией добродетельности личности. Он обозначил ту линию в этике, сторонники которой не моральные принципы выводили из жизни, а жизнь подводили под моральные принципы.
Платон и Аристотель взяли на себя решение задачи превращения расходящихся и даже взаимоотрицающих этических идей в цельные системы, обоснования такого нравственного образца человека и общества, который тождественен разумности и имеет общеобязательную, принудительную силу для всех свободных граждан.
Платон впервые дал сознательное идеалистическое обоснование морали и тем самым мировоззренчески закрепил моралистический подход к действительности, исходящей из первичности моральных мотивов по отношению ко всем другим мотивам поведения человека. Он соединил самосовершенствование личности с идеей долга. К мысли Сократа, что человек должен руководствоваться убеждениями, которые он признает наилучшими, Платон добавил, что эти убеждения должны быть наилучшими, соответствующими единому божественному образцу. При этом он попытался всесторонне обосновать ту важную истину, что человек становится нравственным существом по мере того, как выходит за границы своего частного бытия, умеет взглянуть на себя в свете целого, всего общества, наполнить свою индивидуальную жизнедеятельность общезначимым общественным содержанием.3
В восточной и античной мысли этика была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, Он ввел и сам термин, обнаруживший себя в ряде работ: «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика». Этике Аристотель отвел место между учением о душе и учением о государстве: базируясь на первом, она является основанием второго, поскольку ее цель – формирование добродетельного гражданина государства. Хотя центральной частью этики у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности. Цель этики – не познание, а поступки. Она учит тому, как стать добродетельным.
Естественное право как справедливость по природе. Естественное право – понятие политической и правовой мысли, означающее и совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимым от конкретных социальных условий.
Еще Аристотель говорил о двух родах политической справедливости – естественной и юридической. Естественная справедливость присутствует везде в одинаковом объеме и ни в какой мере не зависит от людей. Юридическая справедливость в основе беспристрастна, но перестает быть таковой, когда она сформулирована в законе. Законы издаются для применения в конкретных условиях. Справедливость действия, считающиеся таковыми в силу соглашения, удобства или юридического акта, не являются везде абсолютно одинаковыми, в то время, как справедливость по природе совершенна и едина для всех мест и людей.
Аристотель различает юридическую беспристрастность и справедливость. Справедливость выше юридической беспристрастности. Такая корректировка необходима, когда закон недостаточен. Дефект закона заключается в том, что, в то время как он должен с необходимостью носить универсальный характер, это невозможно сделать без ошибок.
Естественное право как божественный закон
Внешним требованиям – юридической казуистике, политическим нормам, предписаниям традиционной религии, нравам и обычаям – христиане противопоставляли простой закон человеческого сердца. Иисус учит «не как книжники и фарисеи», а как человек, знающий некую сокровенную и безусловную истину.
Св. Фома Аквинский дает нам наиболее законченную концепцию естественного права с точки зрения христианской теологии.
Информация о работе Юридическая этика как наука, изучающая взаимосвязи морали и права