Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа
Цель – исследование основ юридической деятельности.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
дать определение понятию юридическая этика;
описать основные этико-правовые учения;
выявить цели и принципы формирования методологических основ юридической этики.
Введение 3
1 Юридическая этика как наука, изучающая взаимосвязи морали и права 5
2 Основные этико-правовые учения 9
3 Цели и принципы формирования методологических основ юридической этики 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Идеалистические теории права
Право как гармонизация добровольных действий: Иммануил Кант. В практической сфере разума реальность свободы может быть продемонстрирована практическими принципами, которые доказывают каузальность чистого разума в процессе детерминирования активности воли. На этой концепции свободы основаны некоторые безусловные практические законы, особенно моральные законы. Они выступают как императивы, которые поощряют или запрещают определенные действия. Как таковые, эти императивы являются категорическими или безусловными, в соответствии с которыми определенные действия разрешены или запрещены, как морально возможные или невозможные. Они не существуют в форме технического или гипотетического императива, который гласит: «Если ты хочешь этого, то делай то-то».
Это ведет к пониманию концепции долга. Соблюдение или нарушение долга сопровождается моральным чувством, удовольствием или болью своеобразного рода. Однако моральные чувства представляют собой всего лишь субъективные следствия, а не основание этих законов. Возможность категорических императивов возникает из того факта, что они относятся не к детерминации деятельности воли, а к ее свободе. Свобода не может быть объектом никакого теоретического знания. Таким образом, по Канту, мы обладаем чистой волей, являющейся источником всех моральных предписаний и законов. Моральные правила для Канта являются абсолютно императивными. Его категорический императив служит основой его моральной так же, как и правовой философии. Им также устанавливаются определенные различия между правом и моралью. Мораль выступает как внутренняя сфера мотивов индивида, а право как область практических действий в соответствии с внешним стандартом, установленным законом.
Право как идея свободы: Г.В.Ф. Гегель
Право относится к сфере объективного духа. Диалектическая триада объективного духа – это:
Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Мораль состоит в том, чтобы следовать всеобщему, когда воля обнаруживает посредством диалектического процесса, что любая воля, противопоставляющая себя универсальной воле, является безнравственной.
Социальная этика является синтезом абстрактного права и морали. В свою очередь она развертывается в триаде:
Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии с всеобщей волей.
Право как принцип эволюции: Джоржио Дель Веккио (1878-1970 гг.)
Неокатианец Веккио делает различие между понятием права и идеалом права. Он считает ошибкой принятие идеала за определение права. Концепция права является его логической формой, которая охватывает этот идеал так же, как и все другие возможные правовые системы. Поскольку юридические оценки подразумевают интерсубъективные и транссубъективные аспекты тех действий, которые субъект может юридически совершить в отношении другого, право есть объективная координация возможных действий между несколькими субъектами, в соответствии с этическим принципом, который определяет их и исключает препятствия этому процессу.
Моральные оценки являются субъективными и односторонними. Эти два вида этических установлений связаны друг с другом в самом фундаментальном смысле, а именно в том положении, что все являющееся долгом, всегда есть право, а то, что не может быть долгом, не есть право. Так, если в какой-либо определенной системе некоторое действие считается надлежащим, тогда препятствие этому действию со стороны других не должно быть возможным, или в противном случае, она не была бы этической системой.
Двусторонность является ключевым элементом права, поскольку закон сводит вместе по крайней мере двух лиц и предписывает норму поведения обоим. Отличительной особенностью морали является то, что она обращается к субъекту и предоставляет ему выбор между разными действиями, которые он может совершить.
В течение нескольких последних десятилетий произошло своего рода возрождение теорий, базирующихся на концепции естественного права. Современные разновидности теории естественного права включают такое видение этого права, как объективно данная ценность, как мораль, ка нечто, основанное на антропологии (А. Эдель), как этическая юриспруденция (Кохен), как отношение между моральной истиной и общими фактами (Браун) и как внутренняя моральность закона (Фуллер).
Естественное право как мораль: Жан Дабен (р. 1889 г)
Для дабена естественное право является естественной моральной нормой. Исторически в естественном праве все искали именно принципы морального поведения. Трактаты, посвященные использованию естественного права для решения различных проблем, были, как считает Дабен, не чем иным, как трактатами по различным отраслям этики.
Естественное право и конкретная мораль предписывают одинаковые правила и закладывают фундамент для одних и тех же институтов. Нет никакой разницы между индивидуальным естественным правом и семейной моралью, или между политическим естественным правом и политической моралью. Даже в самом узком смысле этого термина, как выражение требований природы, естественное право представляет собой основу для решения моральных проблем в самых разнообразных областях. Более того, считает Дабен, нет различия между моралью индивидуальных поступков и институциональной моралью общественной жизни, так как мораль определяет все человеческое, включая и общественные отношения.
Таким образом, естественное право есть моральный принцип, взятый в его единой всеобщности.
Для Дабена является непреложным фактором существование морального естественного права, являющегося основой всех видов морального поведения, будь то отдельных индивидов или общественных институтов. Существует также и политическое естественное право, основанное на политическом инстинкте человека, зависящего от морального естественного права, так как мораль управляет всеми человеческими действиями.
Основываясь на этом анализе, Дабен утверждает, что не следует говорить об отношениях между естественным правом и действующим правом, и между моралью и действующим правом. Естественное право означает мораль, но не покрывает ее ценностную основу.
Естественное право как деонтология: А.П. Д’Энтрев (1902-1985 гг)
Концепция естественного права как деонтология, т.е. теории долга или морального обязательства, заключается в установлении элемента обязательства, заставляющего нас чувствовать, что мы подчиняемся закону потому, то в нем содержится элемент истины, а не просто из-за его принудительной силы. По Д’Энтреву, человеческой природе присущи некоторые фундаментальные ценностные установки, которые определяют наши представления относительно справедливости или несправедливости того или иного закона, и, следовательно, испытываем ли мы в согласии со своей совестью обязанность ее выполнять или не выполнять.
Это, по Д’Энтреву, не означает, что поскольку это вопрос веры, то невозможно рациональное обоснование конечных ценностей. А также, что если принцип справедливости где-то и когда-то в истории нарушался, то это нарушение можно оправдать.
Он считал, что опасения из-за претензии ценностного подхода на абсолютность, что может привести к фанатизму и лицемерию, возможно сгладить проповедью смирения и искренности. На исторических примерах он показывает, что ссылка на естественное право свидетельствует о серьезном стремлении человека к взаимопониманию.
Естественное право как внутреннее моральное ядро закона: Лон..Л. Фуллер (1902-1978 гг)
Фуллер считает, что понимание целевого поведения человека или целевой деятельности, такой, как издание законов, невозможно без знания самих целей этой деятельности. Поэтому в целевой интерпретации человеческого поведения разница между фактами и ценностями исчезает. Ценностный элемент является внутренне присущим фактом целевой деятельности.
Право содержит внутренне моральное ядро, дедуцируемое из самой природы правовой системы.
Он подробно рассуждает о принципах этой внутренней морали права.
Эти принципы таковы:
По мнению Фуллера, только посредством этих принципов можно создать законы, моральные по существу. Требование ясности закона является моральным принципом, поскольку определенные отрицательные намерения не могут быть открыто выражены в законе. Внутренняя этика, считает Фуллер, является моральной, так как она имплицитно рассматривает человека в качестве ответственного субъекта.
Задачи методологии:
Юридическая этика использует в качестве методологии совокупность подходов научного исследования, которая составляет методологическую основу.
Первый подход – диалектический, который позволяет изучать объект в его развитии, противоречии. Диалектика включает в себя понимание того, что многие явления дополняют другие, и развитие явлений происходит только из-за дополнения - принцип дополнения.5
Особенность методологии юридической этики – выявление и изучение как мораль дополняет право и как право дополняет мораль.
Следующий подход – системный. Существует два вида систем:
В данном случае обязательно изучение не целого, а поиски взаимосвязанных вещей. Поэтапное сопоставление систем морали и права убедительно показывает действие принципа дополнительности при каждой конкретной связи.
Целью исторического подхода является установление первоначального происхождения того или иного социального явления.
Деятельностный подход включает изучение деятельности человека и в морали, и в праве.
Разработка методологии позволяет сформировать новую систему методов:
С развитием обязательных отношений постоянно увеличивались, расширялись моральные представления человека: определение отношений в племени и т.д.
Развитие моральных отношений в обществе обязательно приводило к формированию действующих норм, которые были правовыми и решали проблемы регуляции отношений, санкций за нарушение регуляции отношений. Таким образом, право – результат развития морали в обществе. В идеале право представляет собой закрепление в его нормах, законах морали данного общества. Обеспечение развития морали – первоочередная функция права.
Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим «объектом» именно человека Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Между тем учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики, явно недостаточно. Учебника по юридической этикета стране нет Публикации, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в определенной степени не отражают современных представлений.
Информация о работе Юридическая этика как наука, изучающая взаимосвязи морали и права