Герои летчики ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:29, реферат

Краткое описание

Гастелло Николай Францевич, советский лётчик, Герой Советского Союза, капитан. Член КПСС с 1928. Отец Николая Гастелло Франц Гастыло - рабочий перебрался в Москву в начале прошлого века из Белоруссии. Устроился на работу на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги. Что бы придать вид благородству происхождения, сменил незвучную фамилию Гастыло на более выразительное - Гастелло.

Вложенные файлы: 1 файл

герои ВОВ.docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

Гастелло  Николай Францевич 
(Герой Советского Союза)

 

Гастелло Николай Францевич, советский лётчик, Герой Советского Союза, капитан. Член КПСС с 1928. Отец Николая Гастелло Франц Гастыло - рабочий перебрался в Москву в начале прошлого века из Белоруссии. Устроился на работу на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги. Что бы придать вид благородству происхождения, сменил незвучную фамилию Гастыло на более выразительное - Гастелло.

 

26 апреля (6 мая) 1907 года родился  мальчик, назвали его Николай.  С 1914 по 1918 год учился в Сокольническом  городском мужском училище. Из-за  голода семья в 1918 году переехала  в Башкирию, но в 1919 году возвращаются  в Москву, где на следующий  год он закончил 5 классов. Трудовую  жизнь начал в 1923 году. Работал  учеником столяра в Москве, затем  слесарем на Муромском паровозоремонтном  заводе. В 1928 году был принят  в члены ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го мая. В 1932 году по специальному набору Московский комитет партии направляет Николая Гастелло в 11-ое Луганское летное училище. Через полтора года он – летчик самолета ТБ-3. В 1939 году становится командиром отряда тяжелых бомбардировщиков.Боевое крещение получил в боях под Халкин-Голом (1939г.), участник советско-финской войны (1939-1940г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском.

 

26 июня 1941 года его экипаж  по командованием капитана Гастелло выполнял боевое задание по уничтожению вражеской танковой колонны по дороге Радошковичи-Молодечно в Белоруссии. Но, возвращаясь назад самолет, был подбит и загорелся. Тогда летчики приняли решение направить горящую машину на скопление оставшихся танков, машин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с бомбардировщиком. Море огня, горы искореженного железа, масса убитых немецких солдат - таков был последний удар Николая Гастелло. Вместе с ним погибли и его товарищи - лейтенанты Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и старший сержант Алексей Калинин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кожедуб Иван Никитович

Кожедуб Иван Никитович - летчик истребитель. Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1943 года. Окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В РККА с 1940 года. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ней инструктором. С началом войны вместе с авиашколой эвакуирован в Среднюю Азию. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Свой первый боевой вылет  совершил 26 марта, но неудачно: его «Ла-5» (бортовой №75) получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый «Ла-5». Позже воевал на Степном фронте. Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик «Ju-87». На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя «Me-109». В августе назначен командиром эскадрильи.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир у эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (5-я воздушная армия, Степной фронт) старшему лейтенанту Ивану Никитовичу Кожедубу присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Никитович  воевал на «Ла-5ФН» (бортовой №14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В.Конева. Спустя несколько дней сбил на нём «Ju-87». В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой «Ла-5ФН» К.А.Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам перешёл в учебный полк. Однако уже в августе был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это время полк был перевооружён на истребители «Ла-7». Кожедубу достался самолёт с №27, на котором он воевал до конца войны.

Второй медали «Золотая Звезда» заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Кожедуб И.Н. удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника.

Однажды в воздушном бою  над территорией противника «Ла-7» Ивана Никитовича был подбит. Когда заглох двигатель, Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен, выбрал себе на земле цель и начал на неё пикировать. Когда до цели осталось совсем немного, двигатель вдруг снова заработал. Тогда Кожедуб вывел самолёт из пикирования и благополучно вернулся на свой аэродром.

12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13 «FW-190», наши лётчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолётов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два - его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель «Me-262» унтер-офицера К.Лянге из I./KG(J)54.

К концу войны гвардии  майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских «P-51», сбитых им весной 1945 года, которые первыми напали на него). Последний свой бой, в котом сбил 2 «FW-190», провёл в небе Берлина. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников.

Третьей медали »Золотая Звезда»  гвардии майор Кожедуб удостоен 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

После войны продолжал  служить в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1949 году окончил Краснознамённую  Военно-воздушную академию, в 1956 - Военную  академию Генерального штаба. Во время  войны в Корее командовал 324-й  истребительной авиационной дивизией (64-й истребительный авиационный  корпус). Но самому ему летать запретили. За год боёв лётчики дивизии сбили 239 самолётов противника.

В 1964-1971 годах был первым заместителем командующего ВВС Московского  военного округа. С 1971 года служил в  центральном аппарате ВВС, с 1978 - в  Группе генеральных инспекторов  Министерства Обороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание маршала  авиации. Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5 созывов, народным депутатом  СССР. Почётный гражданин городов  Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и  др. Автор книг «Служу Родине», «Верность  Отчизне». Награждён 2 орденами Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной  войны 1 степени, 2 орденами Красной  Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, медалями, иностранными орденами и  медалями.

Умер 8 августа 1991 года. Похоронен 12 августа в Москве на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его «Ла-7» (бортовой №27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

Девятаев Михаил Петрович 
(Герой Советского Союза)

 

Легендой он стал еще при  жизни. Совершив беспримерный подвиг, аналогов которого не было во время  Великой Отечественной войны, Девятаев навсегда вошел в историю страны.Судьба его была воплощением беззаветной преданности и любви к Родине, стойкости и готовности к самопожертвованию, беспримерной отваги и мужества, величайшим проявлением человеческого духа. В судьбе Девятаева, как в капле воды, отразилась судьба всей страны, ее трагическое и героическое прошлое.

 

М.П. Девятаев родился 8 июля 1917 года в поселке Торбеево Мордовской АССР. В 1938 году окончил Казанский речной техникум, работал помощником капитана баркаса на Волге. Михаил Петрович участвовал в советско-финской войне 1939 -1940 годов. В 1940 году окончил Чкаловское высшее военное авиационное училище и с первых дней войны, как и тысячи его сверстников, попал на фронт.

 

Был младшим летчиком истребительного  авиаполка авиационной дивизии  Западного особого военного округа, командиром авиационного звена истребительного  авиационного, позже бомбардировочного  полка Юго-Западного фронта. С 1943 года - командир авиационного звена  санитарного авиаполка Второго Украинского фронта. Гвардии старший лейтенант Девятаев защищал небо над Минском, Могилевом, Львовом, в воздушных боях сбил несколько вражеских самолетов.

 

В неравном воздушном  бою 13 июля 1944 года Михаил Девятаев был сбит и с тяжелыми ожогами попал в концлагерь, а 8 февраля 1945 года «хейнкель» с 10 узниками приземлился на нашей земле. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне, где производилось и испытывалось ракетное оружие фашистского рейха. Еще оставалось два дня до намеченной фашистами расправы над Девятаевым. Его спасло небо, в которое он был бесконечно влюблен с детства.

Клеймо военнопленного сказывалось  долго. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадежность. Лишь после вмешательства уже  получившего широкую известность  генерального конструктора космических  кораблей Сергея Павловича Королева дело сдвинулось с мертвой точки. 15 августа 1957 года подвиг Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а участники перелета награждены орденами.

Сафонов Борис  Феоктистович 

Дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель  морской авиации Военно-воздушных  сил Северного флота -  Борис Феоктистович Сафонов Родился 13 (26) августа 1915 года в селе Синявино ныне Плавского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. После окончания 7-ми классов, в конце 20-х годов поступил в железнодорожное ФЗУ в городе Туле. В период обучения, с 1931 года начал заниматься в Тульском аэроклубе: сначала в кружке планеристов, а через год зачисляется курсантом-летчиком. Его инструктором была В.С. Гризодубова. 

 

В ряды Красной Армии призван  в 1933 году, и направлен в Первую авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова, которую окончил в ноябре 1934 года, с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, материальной части. Член ВКП(б) с 1939 года.  

 

С 1934 по 1940 годы рядовой пилот, инструктор парашютно-десантной службы, помощник военкома эскадрильи по комсомольской  работе Б.Ф. Сафонов служил в 106-й  авиационной эскадрилье 40-й авиационной  бригады Белорусского Военного Округа, где целеустремленный летчик сразу  был замечен не только командиром отряда И. Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником  ВВС РККА дважды Героем Советского Союза Я.В. Смушкевичем. Сослуживцев Сафонова удивляли его исключительная настойчивость, стремление к основательности во всём: весь свой досуг он отдавал самообразованию. Круг его интересов включал как специальные авиационные дисциплины, так и общеобразовательные - физику, историю, литературу. Все отмечали его ораторский талант - умение убедительно, ярко и красиво передавать свои мысли другим…

В 1940 году, по личному рапорту Сафонова Б.Ф. его направили в распоряжение ВВС Северного флота командиром звена авиационного полка.

Великую Отечественную войну Б.Ф. Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка  Северного флота, в котором ни одно боевое задание не выполнялось  без непосредственного участия  её командира. Войну летчики полка  начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника). На левом борту фюзеляжа своего И-16 (бортовой № 11), Сафонов Б.Ф. вывел крупными буквами - "За Сталина!", а на правом - "Смерть фашистам!".

В первый день войны, 22 июня 1941 года Сафонов  в группе с лётчиком-истребителем Воловиковым у полуострова Рыбачий вышел на перехват гитлеровского бомбардировщика. Несмотря на то, что вражеский самолёт имел прямое попадание и задымил, но всё-таки сумел оторвался от преследования и ушёл на свою территорию…

24 июня 1941 года старший лейтенант  Сафонов Б.Ф. первым из лётчиков-североморцев  добыл первую победу в воздухе  - им был сбит "хейнкель" - фашистский бомбардировщик "Хе-111", участвовавший в налёте на военно-морские базы в районе Полярное (ныне город Полярный) и Ваенга (ныне город Североморск). В первой же атаке Сафонов удачным выстрелом реактивным снарядом - "эресом" повредил самолёт противника. Тот ушёл в море, преследуемый Сафоновым до бухты Зеленцы, где "хейнкель" ударился о воду и разломился… Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, погнутые от удара пулемёты…

Эта победа имела и неожиданное  последствие… Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, выяснив, что немецкие лётчики даже на сухопутных самолётах имеют резиновые шлюпки и на них аварийные радиостанции, дал указание снабдить таковыми все колёсные самолёты, летающие над морем ("Полезное надо перенимать"). И в дальнейшем резиновые шлюпки спасут немало жизней советских морских лётчиков.

К концу лета 1941 года Б.Ф. Сафонов, награждённый 14 июля 1941 года первым орденом Красного Знамени, совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолетов противника. Только за 5 дней августа он одержал 5 личных побед.

15 сентября 1941 года семерка истребителей  под его командованием, вступила  в схватку с превосходящими  почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолетов,  не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в  боях с немецко-фашистскими захватчиками, командиру эскадрильи 72-го сводного авиаполка ВВС Северного флота  капитану Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 533).

Информация о работе Герои летчики ВОВ