Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:44, доклад
Рост и дифференциация современного научного знания в его позитивистском варианте, по сути дела, не имеет пределов, и поэтому каждая научная отрасль стремится противопоставить этой тенденции свое устремление к объединению, синтезированию и новому упорядочению разрозненных по тем или иным причинам фрагментов знаний. Каждая крупная отрасль современного права испытывает и дробление и синтезирование предмета регулирования и точно такая же ситуация наблюдается в современных отраслях правоведения общего назначения– юснатурализме, юридическом позитивизме и социологической юриспруденции.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Юридический
факультет
Реферат
на тему:
«Интегративная юриспруденция»
Работу
выполнил
Казань 2011г
Рост и дифференциация современного научного знания в его позитивистском варианте, по сути дела, не имеет пределов, и поэтому каждая научная отрасль стремится противопоставить этой тенденции свое устремление к объединению, синтезированию и новому упорядочению разрозненных по тем или иным причинам фрагментов знаний. Каждая крупная отрасль современного права испытывает и дробление и синтезирование предмета регулирования и точно такая же ситуация наблюдается в современных отраслях правоведения общего назначения– юснатурализме, юридическом позитивизме и социологической юриспруденции.
Продолжающаяся идейная конфронтация и новые размежевания между позитивистским юридическим анализом и естественно-правовым анализом сопровождается сегодня, как и в прошлые исторические эпохи, некоторыми взаимными уступками и нередкими попытками в той или иной форме сблизить несходные методологические позиции и установки. Подобные попытки были предприняты и в рамках синтезирующего (интегративного) правоведения (Виноградов, Ященко, Холл).
На
рубеже XIX–XX вв. социологическая философско-
Право
как социальное явление и как
часть социального опыта
«Мы хорошо знаем,— писал Виноградов,— в какой степени наше поведение и характер подвержены иррациональным порывам, нашим пристрастиям и предубеждениям, нашим привычкам и институтам, неосознанным и подсознательным элементам нашей натуры. В качестве индивидов мы склонны к тому, чтобы обратиться за пояснением к биологам и психологам. Противоположность биологии и психологии в изучении социальной жизни образуют политика и синтетическая юриспруденция» (Обычай и право. Осло, 1925).
Правила
поведения в обществе являются результатом
поведения самого общества, и нет
необходимости чрезмерно
По замыслу американского философа права Джерома Холла, автора термина «интегративная юриспруденция», естественно-правовая традиция может быть обновлена сегодня за счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным) подходом в праве. Ценности должны при этом рассматриваться как непременный атрибут правовой нормы, а нормы должны восприниматься как «защищенные ценностные суждения».
Традиционная естественно-правовая теория мало интересовалась разработкой основных юридических понятий, которые на самом деле должны составлять исходную базу всякой юридической теории. Этот раздел наилучшим образом разработан, по мнению Холла, в кельзеновском нормативизме. С учетом новой роли ценностного начала в правоведении интегративную юриспруденцию можно назвать также правовой аксиологией. Ценности в праве— это то, что в норме права, подобно наставнику, «формирует психические состояния и внешнее поведение». Исключительно плодотворными в этом плане являются, по его оценке, определения права как этической в своем существе категории, данные в свое время Платоном и Аристотелем (Исследования по юриспруденции и криминальной теории. Нью-Йорк, 1958).
В литературе последних лет появились констатации того, что западная традиция «закона и порядка» переживает в настоящее время кризис, вызванный, с одной стороны, тем обстоятельством, что глобальной проблемой становится сегодня не проблема отдельного региона, как это было до самого недавнего времени, а весь мир, и потому Запад становится всего лишь его составной частью.
Интегральная юриспруденция берет свои начала в философии права, социологии и теории права. Поэтому попытаемся продемонстрировать взаимосвязь, звенья которой используются разными способами одного и того же юридического опыта, способного к пониманию современной правовой действительности.
Среди
интегративных концепций
1) Право как феномен не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия
2)
Такое итерсубъектное
3)
Право предоставляет собой
По сути, коммуникативная концепция Полякова является в должной степени абстрактной, в ней автор пытается осмыслить право, как многоединство, существующее в разных ипостасях, формах и видах. Он не предлагает создание единственно верной теории права, пригодной на все времена и находящейся вне определенных социокультурных рамок, которую, собственно, вряд ли возможно предопределить. Концепция Полякова имеет некоторую неопределѐнность в понимании права, она скорее больше ставит вопросы, чем на них отвечает. Но автор видит особенность в своей теории и говорит о том, что в ней «речь … идет лишь о векторе развития правовой мысли к началу нового тысячелетия, и история XX века подтверждает, что это направление остается главным».
Напротив, более конкретное интегративное правопонимание можно обнаружить в работах В.В. Лазарева. Рассматривая существующие концепции правопонимания, он находит в них много ценного и приемлемого. В этой связи он говорит о соблазне соединения в одно понятие всех признаков более всего отвечающих интересам правоприменительной практики. Автор исходит в своем интегративном понимании из того, что есть и такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Но если уж и искать существенные признаки права, то делать это надо по отношению к содержанию и форме права, и тогда справедливые меры свободы будут характеризовать содержание права, а формальным свойством существенного характера будет общеобязательность. Лазарев считает, что попытки интегрировать существующие типы правопонимания в единое определение вполне уместны, если это диктуется практической необходимостью. В своих работах автор приводит , как одно из возможных определений права, следующее определение: «Право-это совокупность нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».
Подводя некоторый итог в оценке интегративных теорий, можно сказать, что среди ученых не наблюдается единства относительно того, что следует понимать под интегративной концепцией правопонимания. Общим в понимании является то, что под интегративным правопониманием следует иметь ввиду принципиально новый, а не дополненный элементами из других теорий тип понимания права, основанный на объединении традиционных вариантов толковании права с целью разборки более концентрального определения права. Для чего в современной юридической науке необходимо выработать критерии таких теорий, а также установить, какие концепции подлежат объединению, какие положения следует синтезировать и т.д.