Министерство внутренних дел Российской
Федерации
Краснодарский университет МВД России
Кафедра конституционного и административного
права
Факультет заочного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ
Выполнил Касумов Хайрудди Хусайнович
Факультет заочного обучения 2 курса
2 группы
Научный руководитель:
______________________________________
______________________________________
Допущена к защите «_____» _____________
______________________________________
Дата защиты «_____» ___________________
Оценка _______________________________
_____________________________________
Краснодар 2014
Содержание работы
Введение
- Задачи и права участкового уполномоченного
полиции
- Обязанности участкового уполномоченного полиции
- Обязанности участковых уполномоченных
нарядов полиции по осмотру мест возможного
укрытия правонарушителей, подготовка
к осмотру и тактика проведения осмотра
мест возможного укрытия правонарушителей.
Порядок производства наружного досмотра
- Обязанности участковых уполномоченных
и нарядов полиции по осмотру мест возможного
укрытия правонарушителей
- Полномочия участковых
уполномоченных по профилактике и предупреждению правонарушений
на участках
- Оценка обстановки и действия участковых
уполномоченных полиции. Первоначальные действия
на месте преступления. Выяснение данных о возможности преследования
“ по горячим следам” и задержании правонарушителя. Обеспечение охраны
места происшествия. Особенности задержания группы лиц
- Первоначальные действия на месте преступления
- Полномочия участковых уполномоченных
по предупреждению и пресечению правонарушений
среди несовершеннолетних
- Полномочия участковых уполномоченных
по предупреждению и пресечению правонарушений
среди несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы
Введение
12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме
была принята Конституция Российской
Федерации1, которая в статье 2 определила, что человек,
его права и свободы являются высшей ценностью,
а признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина - обязанность
государства. Одним из органов государственного
аппарата, на который возложена охрана
прав и свобод человека и гражданина является
полиция, деятельность которой регулируется
Законом РФ «О полиции2».
Многие ошибочно считают, что основной задачей
полиции является раскрытие преступлений
и привлечение виновных в их совершении
к ответственности. Однако, в этом случае
вред общественным интересам уже причинен.
Поэтому основной задачей полиции является
охрана общественного порядка и предотвращение
совершения преступлений и правонарушений.
Участковые уполномоченные полиции, являясь полномочными
представителями органов внутренних дел
на закрепленной за ними территории, обеспечивают
решение практически всего комплекса
правоохранительных задач, стоящих перед
полицией. В отличие от любого другого
сотрудника полиции, решающего, как правило,
одну из задач ОВД, участковые уполномоченные
работают по всем направлениям их деятельности.
При правильной организации работы всех
подразделений в лице участковых инспекторов
органы внутренних дел имеют источник
разнообразной и концентрированной информации
о различных сторонах оперативной обстановки
и жизни населения на той или иной территории,
что позволяет другим службам пользоваться
информацией для решения своих специфических
задач.
В настоящее время деятельность участкового
уполномоченного полиции регламентирована
Инструкцией по организации деятельности
участкового уполномоченного полиции,
утвержденной приказом МВД России от 31.12.2012
года № 1166 «Вопросы деятельности организации
деятельности участковых уполномоченных
полиции3».
Работа среди населения, постоянное общение
с людьми, решение различных житейских
проблем - все это предъявляет к участковому
уполномоченному полиции повышенные требования.
По ним граждане судят о работе органов
внутренних дел, в целом. Участковый уполномоченный
является представителем полиции общественной
безопасности, выполняющим возложенные
на него задачи по борьбе с преступностью,
охране общественного порядка на закрепленной
за ним в установленном порядке части
территории, обслуживаемой органом внутренний
дел.
Работа участковых уполномоченных полиции
– это многогранная деятельность, основанная
на соблюдении законов и подзаконных нормативно-правовых
актов. Ими определены полномочия сотрудников
этой службы, поставлены цели и задачи,
а также функции по реализации возложенных
на них обязанностей по охране общественного
порядка и профилактике правонарушений.
Деятельность участковых уполномоченных полиции
строится в соответствии с принципами
постоянной связи с населением обслуживаемого
административного участка, чуткого и
внимательного отношения к обращениям
граждан, гласности в работе, строгого
соблюдения законности.
Целью работы является исследование административно
– правового статуса участковых уполномоченных
полиции.
Задачи:
- Исследовать основные направления развития правового института в сфере регулирования статуса участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации;
- Рассмотреть содержание законодательной
базы, лежащей в основе данного правового
института.
Предметом исследования являются нормы права,
регламентирующие правовой статус участкового
уполномоченного полиции и его служебную
деятельность.
Надо отметить, что в теоретическом плане
деятельность участковых уполномоченных,
как и всей полиции общественной безопасности,
исследована достаточно мало, что возможно
и является причиной отсутствия комплекса
нормативных актов, которые способны обеспечить
действительно обеспечить нормативно-правовое
регулирование деятельности участковых
уполномоченных полиции и финансовое
обеспечение деятельности.
Ввиду этого работа представляет собой анализ
нормативных актов, регламентирующих
деятельность участковых уполномоченных
полиции, а также содержит предложения
автора по улучшению работы службы участковых
уполномоченных, основанных на анализе
практической деятельности данной службы.
- Задачи и права участкового
уполномоченного полиции
Сегодня участковым уполномоченным принадлежит
ведущая роль в решении задач, возложенных
на полицию, и не только потому, что они
составляют одну из наиболее многочисленных
ее служб, но и потому, что находятся на
главных, передовых рубежах охраны общественного
порядка и борьбы с преступностью. Формы
и методы работы участковых уполномоченных
полиции, как правило, доступны для наблюдения
и оценки населения, поэтому именно они
во многом определяют социальный престиж
полиции. В своей деятельности участковые
уполномоченные полиции руководствуются
следующими принципами: соблюдение законности
и дисциплины; гуманизма; уважение прав
человека; гласности; опора в служебной
деятельности на граждан, общественные
организации, трудовые коллективы; учет
общественного мнения в работе. Инструкция
по организации работы участкового уполномоченного
к основным задачам участкового инспектора
относит:
- Обеспечение личной и имущественной безопасности
граждан;
- Охрана общественного порядка4 и обеспечение общественной безопасности;
- Предупреждение и пресечение преступлений
и административных правонарушений;
- Раскрытие преступлений по делам, о которых производство предварительного
следствия не обязательно, а также активное
участие в раскрытии преступлений по делам,
о которых производство предварительного
следствия обязательно;
- Оказание в пределах компетенции помощи
гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Иные задачи могут быть возложены только законом.
Участковый уполномоченный полиции в своей служебной деятельности
осуществляет ряд как организационных,
так и правоохранительных мер. Участковым
уполномоченным полиции для выполнения
возложенных на них задач предоставляется
право:
- Требовать от граждан и должностных лиц
прекращения преступления или административного
правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению
милицией своих полномочий; удалять граждан
с места совершения правонарушения или
происшествия.
- Проверять у граждан и должностных лиц
документы, удостоверяющие личность, если
имеются достаточные основания подозревать
их в совершении преступления или административного правонарушения; проверять у физических и юридических лиц разрешения на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми законодательством Российской Федерации возложен на полицию.
- Вызывать в установленном порядке в органы
внутренних дел, служебные помещения участковых
уполномоченных граждан и должностных
лиц по делам и материалам, находящимся
у него в производстве.
- Составлять протоколы об административных
правонарушениях5, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц, совершивших административные правонарушения; осуществлять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, административное задержание6; производить в установленном порядке личный досмотр
и досмотр вещей и документов, обнаруженных
при задержании.
- Получать в установленном порядке от
граждан и должностных лиц необходимые
объяснения, сведения, справки, документы
и копии с них.
- Производить в предусмотренных законом случаях и порядке соответствующие
уголовно-процессуальные действия.
- Принимать меры к доставлению в медицинские
учреждения либо в дежурную часть органа
внутренних дел лиц, находящихся на улице
или общественных местах в состоянии опьянения
и утративших способность самостоятельно
передвигаться или ориентироваться в
окружающей обстановке либо могущих причинить
вред окружающим и себе, если есть основания
полагать, что поведение указанных лиц
представляет опасность для их здоровья
и жизни.
- Осуществлять предусмотренные законодательством
учеты физических лиц, предметов, фактов
и использовать в своей деятельности данные
этих учетов, а также информационные системы,
видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру
и другие технические и специальные средства.
- Входить беспрепятственно в жилые и иные
помещения граждан, на принадлежащие им
земельные участки, на территорию и в помещения,
занимаемые организациями всех форм собственности,
и осматривать их при преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований
полагать, что там совершено или совершается
преступление, произошел несчастный случай,
а также для обеспечения личной безопасности
граждан и общественной безопасности
при стихийных бедствиях, катастрофах,
авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
О всех случаях проникновения в жилище
против воли проживающих в нем граждан
участковый уполномоченный немедленно
докладывает рапортом руководству органа
внутренних дел7.
- Изымать у граждан и должностных лиц
документы, имеющие признаки подделки, а также
вещи, предметы и вещества, изъятые из
гражданского оборота, находящиеся у граждан
без специального разрешения.
- Использовать транспортные средства
предприятий, учреждений, организаций
всех форм собственности, общественных объединений или граждан, кроме
принадлежащих дипломатическим, консульским
и иным представительствам иностранных
государств, международным организациям
и транспортных средств специального
назначения, для проезда к месту стихийного
бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся
в срочной медицинской помощи, преследования
лиц, совершивших преступления, проезда
к месту происшествия или сбора личного
состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих
отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления
этими средствами.
- Использовать беспрепятственно в служебных
целях средства связи, принадлежащие предприятиям,
учреждениям, организациям всех форм собственности,
общественным объединениям и гражданам.
- Хранить и носить табельное огнестрельное оружие и специальные
средства, применять их и физическую силу
в случаях и порядке8, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Задерживать и доставлять в орган внутренних
дел в соответствии с законодательством лиц, подозреваемых
в совершении преступления либо уклоняющихся
от исполнения уголовного наказания, административного
ареста, а также лиц, в отношении которых
мерой пресечения избрано заключение
под стражу.
- Направлять или доставлять при необходимости лиц, подозреваемых
в совершении преступления или административного
правонарушения, в медицинское учреждение
для освидетельствования.
- Временно ограничивать или запрещать
движение транспортных средств и пешеходов
на улицах и дорогах, а также не допускать граждан и транспортные
средства на отдельные участки местности
и объекты, обязывать их оставаться там
или покинуть эти участки и объекты в случае
возникновения опасности для их жизни
и здоровья.
- Отстранять от управления транспортным
средством водителей и иных лиц, в отношении которых
имеются достаточные основания полагать,
что они находятся в состоянии опьянения
или в силу физического состояния не способных
управлять транспортным средством, а равно
не имеющих документов на право управления
или пользования транспортным средством.
- Останавливать транспортные средства
и проверять документы на право пользования
и управления ими, а также документы на
транспортное средство и перевозимый
груз, производить досмотр транспортных
средств при подозрении, что они используются в противоправных
целях9.
2 Обязанности участкового уполномоченного
полиции
В процессе несения службы, участковые
уполномоченные полиции обязаны:
- Защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
- Отвечать за состояние охраны общественного
порядка на закрепленном за ним участке.
Докладывать начальнику и дежурному ОВД
об изменении оперативной обстановки;
- Предотвращать и пресекать преступления
и административные правонарушения. Рассматривать административные правонарушения
в пределах своей компетенции;
- Рассматривать заявления, сообщения и
жалобы и своевременно принимать соответствующие
меры;
- Оказывать помощь должностным лицам и
гражданам в осуществлении их законных
прав и интересов в пределах своей компетенции;
- Контролировать несение службы патрульно-постовыми
нарядами на административном участке. Информировать их об оперативной
обстановке на обслуживаемой территории.
Обучать милиционеров тактике несения
патрульно-постовой службы;
- Вносить предложения о расстановке и использовании
сил и средств ОВД на административном
участке. При необходимости осуществлять
маневрирование патрульно-постовыми нарядами
по согласованию с руководством или дежурным
по ОВД;
- Изучать оперативную обстановку, вести учеты, планировать свою работу.
Принимать неотложныё меры в условиях
чрезвычайных ситуаций. Оказывать помощь
пострадавшим и лицам, находящимся в беспомощном
либо ином состоянии, опасном для их здоровья
и жизни;
- Взаимодействовать с сотрудниками других служб и подразделений ОВД путем
обмена информацией, участия в планировании
и реализации совместных мероприятий
по борьбе с правонарушениями и розыску
подозреваемых в совершении преступлений,
по поддержанию общественного порядка
и обеспечению общественной безопасности на административном
участке;
- Контролировать на своем административном участке соблюдение
правил паспортно-визовой и лицензионно
- разрешительной системы, правил административного
надзора за некоторой категорией лиц,
освобожденных из мест лишения свободы, а также правил, действующих
в сфере обеспечения безопасности дорожного
движения.
- Участковый уполномоченный должен изучать
и анализировать складывающуюся на административном
участке оперативную обстановку.