Административное правонарушение – основание административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Российское федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, представления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
1. Административное правонарушение как основание административной ответственности……………………………………5
2. Состав административного правонарушения………………………..9
3. Отграничение административного проступка от преступления, дисциплинарного и гражданского правонарушения……...………….18
3.1. Разграничение преступлений и административных правонарушений в российском и зарубежном законодательствах……………………………………………….21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

административное (2).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Филиал  г. Юрга

Кафедра теории и истории государства  и права,

административного права

 

 

 

 

 

 

        КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине: Административное право

 

Тема: Административное правонарушение – основание административной ответственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Руководитель

                                                         К.ю.н., доцент

                                                        

                                                         Автор работы

ст-ка 2 курса

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрга 2013 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3

    1. Административное правонарушение как основание административной ответственности……………………………………5
    2. Состав административного правонарушения………………………..9
    3. Отграничение административного проступка от преступления, дисциплинарного и гражданского правонарушения……...………….18
      1. Разграничение преступлений и административных правонарушений в российском и зарубежном законодательствах……………………………………………….21

Список использованной литературы………………..……….…………..33

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исходя из общих  принципов права основой государственного управления при  любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.

В современном  Российском государстве более часто  применяется административная ответственность, нежели уголовная, гражданская или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом. В частности, согласно КоАП РФ, к сфере ее регулирования - родовому объекту правонарушения - относятся такие виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

защиты прав и законных интересов граждан  и общества (гл. 5, 6);

охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);

охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);

сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);

транспорта (гл. 11);

дорожного движения (гл. 12);

связи и информации (гл. 13);

предпринимательской деятельности (гл. 14);

финансов, налогов  и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

посягательства  на институты государственной власти, порядка управления общественного  порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);

защиты Государственной  границы Российской Федерации и  обеспечения режима пребывания иностранных  граждан или лиц без гражданства  на территории РФ (гл. 18);

воинского учета (гл. 21).

Как было сказано, сходные правоотношения и их нарушение  относятся также к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского. Однако по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентирует и запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а не административные проступки. В свою очередь, гражданское право, гражданский и арбитражный процессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Российское  федеральное законодательство и  законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, представления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административное правонарушение как основание административной ответственности

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Дословно трактуя  эту правовую норму, следует сделать  вывод, что правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектов РФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив - указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали. Примером действия может служить нарушение правил дорожного движения путем установления заведомо подложных номерных знаков (ч. 3 ст. 12.2 КоАП РФ), а бездействия - невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ).

Если расширительно  толковать п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, необходимо заметить, что следствием совершения противоправного деяния должно стать наступление неблагоприятных последствий для определенного объекта административного права, либо для личных имущественных или неимущественных прав и свобод личности, общества и государства в целом.

Под юридической  ответственностью понимается "возникшее  из правонарушений правовое отношение  между государством в лице его  специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность  претерпевать соответствующие лишения  и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права".1 Законное правоотношение в одной той же отрасли права, где были нарушены законодательные нормы, исходя из сути права не может возникнуть из нарушенного правоотношения, так как базисом возникновения любого правоотношения являются исключительно основанные на праве основания, что вытекает из аналогии с нормами гражданского права, содержащимися в п. 1 ст. 8 ГК РФ.

В гл. 2 КоАП РФ отсутствует понятие "административная ответственность". Согласно ст. 2.1 КоАП РФ  административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения.

Руководствуясь  гл. 1 "Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях" КоАП РФ, следует отметить, что в понятие "административная ответственность" включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.

Таким образом, "административная ответственность - это реализация предусмотренных  административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц)"2.

 Административная  ответственность является видом  государственного принуждения, результатом  ее применения становится возникновение неблагоприятных последствий для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности. Обычно выделяется три основания административной ответственности:

 нормативное  (систему норм, регулирующих ответственность);

 фактическое  (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);

 процессуальное (акт компетентного субъекта о  наложении конкретного взыскания  за конкретное правонарушение).

 Законодательное  определение понятия "административное правонарушение" дано в ст. 2.1 КоАП РФ, которая определяет: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Все правонарушения согласно законодательному определению  характеризуются следующими основными  чертами:

1. Административное  правонарушение - это деяние, т.е.  действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия является правонарушение, состав которого сформулирован в ст. 16.16 КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.

2. Административное  правонарушение всегда противоправно,  т.е. нарушает нормы действующего  административного законодательства. Зачастую в теории подчеркивают, что административная ответственность наступает за нарушения норм не только административного, но и других отраслей права. Однако, в свете существующего соотношения одной из ведущих отраслей права, административного права, и вновь выделившихся в самостоятельные отрасли права отдельных фактически подотраслей административного права данное утверждение представляется несколько условным.

3. За указанное  деяние установлена административная  ответственность. Административная  ответственность может быть установлена  исключительно КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.

4. Указанное  деяние совершено физическим  или юридическим лицом. Этот  признак существенно отличает  административное правонарушение  от уголовного преступления и  дисциплинарного проступка.

5. В совершении  данного деяния обязательно наличествуют  признаки вины субъекта. Вина - сознательно-волевое  отношение к совершаемому деянию, осуждаемое правом. Отсутствие вины  подразумевает неспособность или  фактическую невозможность осознать  характер и возможные последствия совершаемого правонарушения. В КоАП РФ ответственность юридического лица также связывается с понятием вины, т.е. законодателем предложена условная конструкция вины юридического лица, что представляется несколько спорным, учитывая то обстоятельство, что вина - это субъективное отношение к совершаемому деянию. Ранее привлечение юридического лица к административной ответственности основывалось на идее объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности независимо от доказательств вины юридических лиц.

 Следует  иметь в виду, что ранее законодательство  об административных правонарушениях  наделяло административное правонарушение  также свойством общественной  опасности, свойственной, к слову,  и преступлениям (т.е. уголовно  наказуемым правонарушениям). Данное свойство административного правонарушения тесно связано с предусмотренной и новым КоАП РФ возможностью освобождения от административной ответственности по признаку малозначительности деяния, что подразумевает малую общественную опасность совершаемого административного проступка.

 Общие признаки, свойственные всякому административному  правонарушению, определенным образом  преломляются в отношении каждого  конкретного проступка. Характеристика (вернее, квалификация) административного  правонарушения осуществляется посредством такого понятия, как состав правонарушения, совмещающем в себе все ключевые черты административно наказуемого деяния.

Информация о работе Административное правонарушение – основание административной ответственности