Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:40, реферат
Рассмотрев точки зрения многих авторов, при рассмотрении и использовании понятия «источник права», я пришла к такому выводу, что между понятиями «источник права» и «нормативный акт» ставится знак тождества, им дается единое определение, которое, более того, как мне кажется, не отражает весь спектр правотворческой деятельности и, соответственно, не дает четкого разграничения нормативных актов от ненормативных.
«Акты правосудия, как источник административного права»
Являются ли акты правосудия источниками административного права? Представляется, что ответ на поставленные вопросы кроется в объеме понятия «правотворчество» и «источник права».
Рассмотрев точки зрения многих авторов, при рассмотрении и использовании понятия «источник права», я пришла к такому выводу, что между понятиями «источник права» и «нормативный акт» ставится знак тождества, им дается единое определение, которое, более того, как мне кажется, не отражает весь спектр правотворческой деятельности и, соответственно, не дает четкого разграничения нормативных актов от ненормативных.
Под источниками административного права понимаются акты органов государственной власти, которые содержат нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере управления.
Если рассмотреть российскую правовую систему, то можно выделить только один вид судебных актов, который следует отнести к источникам права – это акты правосудия о признании нормативных актов незаконными. В настоящее время подтверждением этого предположения может служить ст. 29 АПК РФ, в которой прямо закреплено «Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда». Суд, рассматривая нормативный акт, даёт ему юридическую оценку, которая показывает, что акт является незаконным и нарушающим права круга лиц.
Из вышесказанного следует вывод о необходимости дополнения понятия «источник права» с тем, чтобы отразить особенность правотворческой функции по аннулированию нормативного акта. Можно предложить следующее определение акта правосудия как источника права.
Акт правосудия как источник административного права – это постановление (решение), принятое судом при осуществлении конституционного, гражданского или административного судопроизводства в форме нормоконтроля, признающее незаконным и изменяющее, отменяющее или аннулирующее нормы административного права.
Данная схема дает возможность обосновать определение актов правосудия как источников конкретных областей права, в том числе административного, в зависимости от того, нормы какой отрасли права признаются судом не соответствующими закону. Поскольку нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, могут содержаться в нормативных актах любого уровня и любого органа государственной или муниципальной власти, источником административного права могут быть как акты правосудия о признании незаконным нормативного акта исполнительного органа, так и нормативного акта представительного органа власти.
В связи с тем, что нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, могут содержаться в нормативных актах любого уровня и любого органа государственной или муниципальной власти (не только в актах государственной администрации), источником административного права могут быть как акты правосудия о признании незаконным нормативного акта исполнительного органа, так и нормативного акта представительного органа власти.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что суды по отношению к закону выступают в двоякой роли: с одной стороны они подчиняются закону и применяют его, а с другой стороны суды проверяют разумность закона и, при необходимости, вправе его отменить. Поэтому понятие «акт правосудия как источник административного права» находит своё применение в российской правовой системе и подчёркивает наличие судебных полномочий на изменение или отмену норм административного права либо акта в целом.
Так как акты правосудия содержат в себе информацию о признании нормативных актов полностью или частично незаконными, то их место в системе источников административного права определяется местом признанного незаконным административно-правовым нормативным актом либо его части.
Информация о работе Акты правосудия, как источник административного права