Задачи и функции муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

Органы местного самоуправления – это самостоятельная часть профессионального публично-властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Названная деятельность – служба – понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании. Местное самоуправление осуществляет свою власть на местном уровне, в реализации этой власти ей помогает специальная служба, именуемая «муниципальной службой».

Вложенные файлы: 1 файл

Задачи и функции муниципальной службы.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Органы местного самоуправления – это самостоятельная часть профессионального публично-властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Названная деятельность – служба – понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании. Местное самоуправление осуществляет свою власть на местном уровне, в реализации этой власти ей помогает специальная служба, именуемая «муниципальной службой». 
Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих. Муниципальная служба является механизмом реализации функций и задач органов местного самоуправления.  
    В рамках совершенствования института муниципальной службы в России был  принят  Федеральный  закон  от  2 марта  2007  г.  N 25-ФЗ  "О муниципальной службе в Российской Федерации"[1].  
Отличительной чертой данного Закона является более унифицированное правовое регулирование на федеральном уровне организации муниципальной службы во всех субъектах Российской Федерации. В то же время Закон содержит значительное число положений, которые позволяют конкретизировать условия муниципальной службы нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актам.  
 

 

 

Глава 1. Понятие муниципальной службы

1.1. Понятие и  правовые источники муниципальной службы

    В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”. После принятия в 90-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих. 
До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие “муниципальная служба” в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления. 
   Статьей 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы.

    С содержательной точки зрения, профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядительных, административных, информационно-аналитических и других функций.  
    Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). 
    Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.  
    Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе, основах  муниципальной службы.  
    В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц, должностные инструкции и т.д. 

 

 

1.2. Задачи  и функции муниципальной службы

Основными задачами муниципальной службы являются:  
  ·  обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;  
  · обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного  значения;  
  ·  подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах  полномочий   органов местного самоуправления;  
  · защита прав и законных интересов муниципального образования.  
С точки зрения задач, эта служба представлена: 
 - в социальном аспекте - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;  
- в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений; 
- правовом - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих. 
    Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов. 
    Если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего, это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета: 
 - разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации;  
- разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения;  
-   управление и распоряжение муниципальной собственностью. 

 Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. И наконец, важнейшая функция - осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.  
    Следовательно, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.  
    Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Муниципальная служба – это сложный, комплексный, социальный, правовой и организационный институт. В  ходе  проделанной работы  можно  сделать  вывод,  что  в  соответствии  с  законом  РФ  и  законами  субъектов  Российской  Федерации  правовая  основа  муниципальной  службы  определяется  не  только  перечисленными выше  законами,  но  и  уставами  муниципальных образований,    муниципальными  правовыми  актами,  куда  включаются  требования  к  должностям,  статус  муниципального служащего,  условия  и  порядок  прохождения  муниципальной  службы,  ответственность  должностных  лиц.  Устав муниципального  образования  и  муниципальные  правовые акты  утверждаются  представительным  органом  местного самоуправления.   Каждый  гражданин  Российской  Федерации,  достигший  возраста  18  лет,  имеет  право  поступить  на муниципальную  службу,  если  он  соответствует  всем  требованиям  согласно  законодательства.  Муниципальная  служба – это профессиональная  деятельность,  которая  осуществляется  на  постоянной  основе  на  муниципальной  должности. 
 
На основе анализа существующих подходов к пониманию служебной деятельности предлагается следующее определение службы как вида профессиональной деятельности. Служба – это разновидность социальной трудовой деятельности, которая осуществляется на постоянной основе, заключается в обработке информационных потоков и регулируется правовыми нормами непосредственно в процессе своего осуществления. В данном определении соединены те признаки службы, которые характерны для всех ее видов. Вместе с тем служебная деятельность является достаточно неоднородной.  
 
Качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты принципы.  
 
В работе подробно проанализированы принципы муниципальной службы, закрепленные действующим законом о муниципальной службе. Подводя итоги, отметим, что принципы муниципальной службы в целом схожи с принципами государственной гражданской службы, что подчеркивает взаимосвязь этих видов публичной службы.  
 
Правовой статус муниципального служащего, представляет собой центральный элемент специфики правового регулирования труда муниципального служащего. Именно нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего, соответственно, от обычного работника. И, наконец, правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени из всех законодательных норм о муниципальной службе сближает его с государственным служащим. 
 
Муниципальная служба обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами профессиональной деятельности, которые, обусловлены ее публичным характером. В этой связи действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу. 
 
Муниципальная служба - одна из ветвей местного самоуправления. Для нормального функционирования демократического государства необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Европейская Хартия   о местном самоуправлении трактует, что "органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя". Оно признано  и гарантировано Основным законом нашего государства. 

Список литературы

 
 
Нормативно-правовые акты 
 
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)  - М.,1995. - 61 с.  
 
2. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //Российская газета// - N 47. - 07.03.2007 
 
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 
 
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г.) 
 
5. Закон Рязанской области от 17.10.2007 N136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области» 
 
6. Устав г. Рязани 2009г. 
 
7. Европейская Хартия Местного Самоуправления 1985 года  
Источники 
 
1.     Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: "Юристъ"- 2006г 
 
2.     Володин A.M., Немчинов А.А. Муниципальная служба. Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2002. 
 
3.     Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - "Юстицинформ", 2008 г. 
 
4.     Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2007. 
 
5.     Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. 
 
6.     Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Норма,Инфра, 2007. 
 
7.     Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации / Под ред. В.В. Бакушева. Часть. 1. М., 2007.  
 
8.     Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -- 399 с. 
 
9.     Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. – Ростов н/Д: АООТ “Ростиздат”, 2001 
 
10.    Система муниципального управления (под ред. В.Б. Зотова). - "Питер". - 2007г.  
 
11.    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // "Гарант". 
 
12.    Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного и муниципального самоуправления в России. – М.: Омега, 2004. - 120 с.

 

 

 
[1] Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

 
[2] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 
[3] Система муниципального управления (под ред. В.Б. Зотова). - "Питер". - 2007г.

 
[4] О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Российская газета от 7 марта 2007 г. № 47. 

 
[5] Закон Рязанской области от 17.10.2007 N136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области»

 
[6] Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //Российская газета// - N 47. - 07.03.2007

 
[7] Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Норма,Инфра, 2007

 
1.     [8] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // "Гарант".


Информация о работе Задачи и функции муниципальной службы