Законность и дисциплина в сфере деятельности органов исполнительной власти и способы их обеспечения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:23, реферат
Краткое описание
Исключение составляет часть 4 статьи 13; часть 3 статьи 14 и часть 5 статьи 14 Федерального Закона о Гражданстве РФ. Согласно указанным статьям, иностранный гражданин имеющий Разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, имеет право обратится в отдел УФМС России по месту постоянного жительства с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации без предоставления Вида на жительства.
Ветеран Великой Отечественной войны
Ковальский, воевавший на стороне Советской
армии с 1941 по 1945 г., являвшийся на этот
период гражданином Польши, проживая в
г. Санкт-Петербурге, обратился с заявлением
о принятии его в гражданство Российской
Федерации в упрощенном порядке. Определите,
подлежит ли удовлетворению заявление
Ковальского?
Порядок подготовки, принятия и вступления
в законную силу актов органов исполнительной
власти.
Законность и дисциплина в сфере деятельности
органов исполнительной власти и способы
их обеспечения.
1.
Ветеран Великой Отечественной войны
Ковальский, воевавший на стороне Советской
армии с 1941 по 1945 г., являвшийся на этот
период гражданином Польши, проживая в
г. Санкт-Петербурге, обратился с заявлением
о принятии его в гражданство Российской
Федерации в упрощенном порядке. Определите,
подлежит ли удовлетворению заявление
Ковальского?
В отношении ветеранов Великой
Отечественной вой ны, воевавшей на стороне
Советской армии, существует особый упрощенный
режим получения гражданства.
Исключение составляет часть
4 статьи 13; часть 3 статьи 14 и часть 5 статьи
14 Федерального Закона о Гражданстве РФ.
Согласно указанным статьям, иностранный
гражданин имеющий Разрешение на временное
проживание на территории Российской
Федерации, имеет право обратится в отдел
УФМС России по месту постоянного жительства
с заявлением о приобретении гражданства
Российской Федерации без предоставления
Вида на жительства.
Граждане государств, входивших
в состав СССР, проходящие не менее трех
лет военную службу по контракту в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках
или воинских формированиях, вправе обратиться
с заявлениями о приеме в гражданство
Российской Федерации без соблюдения
условий, предусмотренных пунктом "а"
части первой настоящей статьи, и без представления
вида на жительство.
Таким образом, на основании
вышеизложенного в гражданство Российской
Федерации принимаются в упрощенном порядке
без соблюдения условий, предусмотренных
пунктами "а", "в", "г" и "д"
части первой статьи 13 Федерального закона,
и без представления вида на жительство
ветераны Великой Отечественной войны,
имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие
на территории Российской Федерации.
2.
Порядок подготовки, принятия и
вступления в законную силу
актов органов исполнительной
власти
Порядок подготовки, вступления
в силу и опубликования правовых актов
управления устанавливается различными
нормативными правовыми актами в зависимости
от вида акта и издающих (принимающих)
их органов федеральной и региональной
исполнительной власти, а также органов
местного самоуправления. При этом можно
выделить характерные для всех производств
по изданию (или принятию) административных
актов элементы.
1. Наличие нормативной
установленной процедуры издания
или принятия актов управления.
2. Виды административных
актов, которые вправе издавать
те или иные органы исполнительной
власти, а также должностные лица.
3. Подготовка проекта
правового акта управления. На
этой стадии определяется срок подготовки
проекта правового акта управления и ведется
разработка проекта одним из органов исполнительной
власти (или несколькими органами по согласованию).
Подготовка акта управления производится
тем органом, в компетенцию которого входит
его издание, или по его поручению одним
или несколькими подчиненными ему органами,
организациями или должностными лицами.
Инициаторами проекта административного
акта могут быть различные организации,
структурные подразделения, должностные
лица, государственные и муниципальные
служащие, которые, основываясь на знании
практики, пытаются совершенствовать
ту или иную сферу своей управленческой
деятельности. В порядке инициативы проекты
актов управления могут быть подготовлены
любыми заинтересованными органами, организациями
и лицами. Однако для соответствующего
органа исполнительной власти это не создает
юридической обязанности их рассмотрения.
Например, проекты актов управления, поступившие
от граждан или общественных объединений,
могут квалифицироваться как подлежащие
обязательному рассмотрению; на них необходимо
давать ответы или принимать соответствующие
меры.
4. Определение структуры
проекта правового акта управления,
которая долж
на обеспечивать
логическое развитие темы правового регулирования,
и его обсуждение. Важное значение уделяется
собственно управленческим вопросам принятия
акта управления, т. е. здесь речь идет
об анализе конкретной ситуации в том
или ином вопросе. Чтобы получить важнейшие
данные для принятия решения, иногда приходится
запрашивать мнение многих организаций,
специалистов экспертов, общественных
объединений, граждан. В некоторых случаях
прорабатываются несколько вариантов
будущего административного акта с тем,
чтобы наиболее полным образом отразить
интересы как публичного управления, так
и других субъектов, общества в целом,
отдельных граждан.
5. Согласование акта управления
с заинтересованными ведомствами
и должностными лицами; согласование
может являться обязательной стадией
разработки акта управления, если это
устанавливается в специальном нормативном
акте (например, обязательность согласования
постановления федеральных органов исполнительной
власти, в котором затрагиваются финансово-экономические
вопросы, с министерством финансов и министерством
экономики). Все проекты нормативных актов
органов исполнительной власти, а также
проекты иных актов управления, имеющих
общее юридическое значение, должны быть
согласованы с юридической службой соответствующего
органа публичного управления. Проекты
некоторых правовых актов подлежат обязательной
экспертизе в соответствующих органах
и учреждениях. Например, проекты правовых
актов РФ нормативного и ненормативного
характера, реализация которых может привести
к негативным воздействиям на окружающую
природную среду, подлежат обязательной
государственной экологической экспертизе,
проводимой на федеральном уровне (ст.
11 ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической
экспертизе").
6. Подготовка предложений
об изменении и дополнении
или признании утратившими силу
соответствующих ранее изданных актов
или их частей в связи с изданием нового
административного акта.
7. Издание (подписание, утверждение)
правового акта управления. Издание
актов управления — это стадия, на которой
подготовленный проект приобретает юридическую
силу, становится официальным документом.
В коллегиальных органах публичного управления
моментом издания (принятия) акта является
голосование по предложенному проекту
и принятие членами данного коллегиального
органа решения большинством голосов;
в единона-чальных органах моментом принятия
акта является момент его подписания (утверждения)
руководителем соответствующего органа
публичного управления. В принятое коллегиальным
органом решение (правовой акт управления)
до его официальной публикации нельзя
вносить какие-либо изменения или дополнения.
Это становится возможным только после
нового голосования по данному проекту
решения. Если акт управления был принят
руководителем органа исполнительной
власти в единоличном порядке, то он может
изменить его в любое время; при этом важно
соблюдать установленную процедуру внесения
изменений и дополнений в административный
акт и своевременное доведение всех изменений
(новшеств) до сведения соответствующего
круга лиц. Принятый акт управления должен
быть надлежащим образом оформлен, т. е.
должны быть соблюдены его формальные
признаки и атрибуты.
8. Доведение принятого
административного акта до сведения
лиц, которые будут его исполнять
или соблюдать его требования
и положения, является необходимой
стадией принятия акта управления. Процедура
ознакомления с принятым актом управления
сложилась на практике давно и, как правило,
проявляется в следующих формах: устное
ознакомление; ознакомление "под расписку";
направление по почте соответстующим
ведомствам и должностным лицам; опубликование
в периодических изданиях; комментирование
в средствах массовой информации, по радио
и по телевидению; издание специальных
сборников как на уровне федеральных органов
исполнительной власти, так и в субъектах
РФ, а также в муниципальных образованиях.
9. Направление принятого
(утвержденного) правового акта управления
в Министерство юстиции РФ для его государственной
регистрации (если в силу действия специальных
нормативных актов это является обязательным).
10. Официальное опубликование
правового акта управления и
вступление его в силу имеет
особо важное значение, поскольку оно:
1) влечет серьезные правовые последствия,
ибо является важнейшим основанием (предпосылкой)
вступления правового акта в юридическую
силу; 2) выполняет процессуальную функцию,
так как факт опубликования во многих
случаях является моментом вступления
его в силу; 3) обусловливает правильное
применение правовых актов государственными
органами, организациями, должностными
лицами и гражданами; 4) выполняет важную
информационную функцию, ибо только после
опубликования субъекты права имеют возможность
ознакомиться с административными актами;
5) обеспечивает демократизм, доступность
и открытость административного нормативного
материала.
Порядок опубликования административных
актов устанавливается в различных нормативных
правовых актах, т. е. он достаточно четко
определяется законодателем как в федеральных
и региональных законах, так и в подзаконных
нормативных правовых актах. Акты Президента
РФ, имеющие нормативный характер, и акты
Правительства РФ, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина
и устанавливающие правовой статус федеральных
органов исполнительной власти, а также
организаций, вступают в силу одновременно
на всей территории РФ по истечении семи
дней после дня их первого официального
опубликования. Любой акт управления (акты
федеральных органов исполнительной власти,
постановления глав администраций субъектов
РФ и других органов публичного управления
и должностных лиц) вступает в силу с момента
его издания (принятия, утверждения, подписания),
если в самом акте не оговорено иное, т.
е. не указан другой срок введения его
в действие. В последнем случае он вступает
в действие с того срока, который указан
в акте. Порядок опубликования правовых
актов управления устанавливается соответствующими
законами субъектов РФ. Например, Закон
Воронежской области "О порядке опубликования,
вступления в силу нормативных правовых
актов органов государственной власти
Воронежской области" определяет порядок
опубликования не только законов области,
но и других правовых актов, принятых областной
Думой и администрацией области. Принятые
административные акты подлежат обязательному
опубликованию в установленных нормативными
актами изданиях, например: акты Президента
РФ и Правительства РФ публикуются в Собрании
законодательства РФ, акты федеральных
органов исполнительной власти — в Бюллетене
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, акты региональных
органов исполнительной власти — в соответствующих
изданиях этих субъектов РФ, различных
периодических изданиях. Порядок подготовки,
принятия (издания, утверждения) правовых
актов управления (актов Президента РФ,
Правительства РФ, федеральных и региональных
органов исполнительной власти) рассматривается
ниже в специальных параграфах, посвященных
этим вопросам. В качестве примера рассмотрим
порядок подготовки и издания актов Правительства
РФ, который устанавливается ФКЗ "О
Правительстве Российской Федерации"
и Регламентом Правительства Российской
Федерации, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 604 (в
ред. постановления Правительства РФ от
5 октября 2000 г. № 760). Проекты решений Правительства
РФ вносятся в Правительство его членами,
руководителями центральных органов федеральной
исполнительной власти, главами исполнительной
власти краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие
в Правительство РФ предложения граждан,
организаций и предприятий о принятии
решений Правительства РФ направляются
для предварительного рассмотрения указанным
органам исполнительной власти. Проекты
постановлений и распоряжений Правительства
и иных актов, требующих решения Правительства,
вносятся членами Правительства, федеральными
органами исполнительной власти и иными
органами государственной власти. Предложения
о принятии решений Правительства, поступающие
от граждан и организаций, направляются
для предварительного рассмотрения в
органы исполнительной власти. Проекты
постановлений и распоряжений Правительства
и иных актов, требующих решения Правительства,
до их внесения в Правительство подлежат
обязательному согласованию с заинтересованными
органами государственной власти, а при
необходимости — с государственными и
другими организациями. Согласованные
проекты актов визируются руководителями
указанных органов и организаций. Проекты
постановлений Правительства и других
актов, имеющих нормативный характер,
после их согласования с заинтересованными
органами и организациями и до внесения
в Правительство подлежат согласованию
с Министерством юстиции РФ, которое согласовывает
проекты указанных актов не более чем
в 10-дневный срок с момента их поступления.
Проекты постановлений и распоряжений
Правительства, предусматривающие расходы
из федерального бюджета, подлежат согласованию
с Министерством финансов РФ. Правительство
РФ направляет в органы государственной
власти субъектов РФ проекты своих актов
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ. Предложения
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ по таким проектам
подлежат обязательному рассмотрению
в Правительстве. Проекты постановлений
и распоряжений Правительства и иных актов,
требующих решений Правительства, вносятся
после проведения необходимой, в том числе
юридической, экспертизы с пояснительной
запиской, содержащей необходимые расчеты,
обоснования и прогнозы социально-экономических
и иных последствий их реализации. Если
подготавливаемый акт Правительства влечет
за собой изменения или дополнения других
актов Правительства, эти изменения или
дополнения включаются в проект подготавливаемого
акта или представляются в виде отдельного
акта одновременно с последним. Обращения
в Правительство федеральных министров,
руководителей государственных органов
по вопросам издания постановлений и распоряжений
Правительства, разработки иных актов,
требующих решения Правительства, рассматриваются
Председателем Правительства или его
заместителями (в соответствии с распределением
обязанностей). Проекты постановлений
и распоряжений Правительства РФ и иных
актов, представленные с отступлением
от установленных Регламентом Правительства
РФ правил: государственными органами
по их инициативе — возвращаются руководством
Аппарата Правительства для внесения
в установленном порядке без доклада Председателю
Правительства и его заместителям; во
исполнение поручений Правительства,
Председателя Правительства и его заместителей
— возвращаются на доработку поручениями
Председателя Правительства и его заместителей,
а в случаях, не требующих решения о продлении
сроков исполнения, могут быть возвращены
руководством Аппарата Правительства
по договоренности. Постановления и распоряжения
Правительства РФ принимаются в порядке,
установленном ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации". Подготовка
к рассмотрению внесенных в Правительство
РФ проектов постановлений и распоряжений
Правительства и иных актов, требующих
решения Правительства, осуществляется
Аппаратом Правительства. При подготовке
указанных проектов к рассмотрению в Правительстве
Аппарат Правительства руководствуется
федеральным законодательством, Регламентом
Правительства РФ (утв. постановлением
Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 604 (в
ред. постановления Правительства РФ от
5 октября 2000 г. № 760)), Положением об Аппарате
Правительства РФ (утв. постановлением
Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 604 (в
ред. постановления Правительства РФ от
5 октября 2000 г. № 760))', а также Инструкцией
по делопроизводству в Аппарате Правительства
РФ. Проекты постановлений и распоряжений
Правительства и иных актов, требующих
решения Правительства, внесенные в установленном
порядке без разногласий, докладываются
Председателю Правительства или его заместителям
(в соответствии с распределением обязанностей).
Аппарат Правительства проводит экспертизу
проекта и обоснований к нему, а также
необходимую проработку и редактирование
текста. На подготовку проекта к рассмотрению
предоставляется, как правило, до 15 календарных
дней. Если в процессе экспертизы проекта
выявляется необходимость внесения в
него существенных изменений, он подлежит
доработке и повторному визированию руководителями
заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, других органов
и организаций. Проекты, внесенные с разногласиями,
докладываются Председателю Правительства
или его заместителям (в соответствии
с распределением обязанностей) с предложениями
о порядке дальнейшей работы с ними. Проекты
актов Правительства по кадровым вопросам
федеральных органов исполнительной власти,
деятельностью которых руководит Президент
РФ, подлежат согласованию в порядке, установленном
Президентом РФ. Подготовленный проект
постановления или распоряжения Правительства,
иного акта, требующего решения Правительства,
визируется Заместителем Председателя
Правительства (в соответствии с распределением
обязанностей) и передается Руководителю
Аппарата Правительства для доклада Председателю
Правительства. Решения, принятые на заседании
Правительства, оформляются протоколом.
В случае необходимости доработки проектов
постановлений и распоряжений Правительства,
иных рассмотренных на заседании актов,
по которым высказаны предложения и замечания,
Правительство дает поручения соответствующим
федеральным органам исполнительной власти
и при необходимости образует в установленном
порядке рабочие группы. Руководители
федеральных органов исполнительной власти
или лица, возглавляющие указанные рабочие
группы, организуют и обеспечивают доработку
проектов и их внесение в Правительство
в установленные сроки. Если эти сроки
специально не оговариваются, то доработка
проектов осуществляется в срок до десяти
дней. Структурные подразделения Аппарата
Правительства РФ (например, департаменты)
проводят экспертизу внесенных в Правительство
проектов постановлений и распоряжений
Правительства и иных актов, требующих
решения Правительства, необходимую проработку
текста этих проектов, подготавливают
их обоснования. Нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
устанавливающие правовой статус организаций
или имеющие межведомственный характер
(далее именуются - нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти), прошедшие государственную регистрацию
в Министерстве юстиции Российской Федерации,
подлежат обязательному официальному
опубликованию, кроме актов или отдельных
их положений, содержащих сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера.
9. Нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти подлежат официальному
опубликованию в "Российской газете"
в течение десяти дней после
дня их регистрации, а также
в Бюллетене нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти
государственного учреждения - издательства
"Юридическая литература" Администрации
Президента Российской Федерации, который
издается еженедельно. Официальным также
является указанный Бюллетень, распространяемый
в электронном виде федеральным государственным
унитарным предприятием "Научно-технический
центр правовой информации "Система"
Федеральной службы охраны Российской
Федерации, а также органами государственной
охраны.
10. Нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти,
кроме актов и отдельных их положений,
содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные,
но не опубликованные в установленном
порядке, не влекут правовых последствий,
как не вступившие в силу, и не могут служить
основанием для регулирования соответствующих
правоотношений, применения санкций к
гражданам, должностным лицам и организациям
за невыполнение содержащихся в них предписаний.
На указанные акты нельзя ссылаться при
разрешении споров.
11. Контроль за правильностью
и своевременностью опубликования нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной
власти осуществляет Министерство юстиции
Российской Федерации.
12. Нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти вступают в силу одновременно
на всей территории Российской
Федерации по истечении десяти дней
после дня их официального опубликования,
если самими актами не установлен другой
порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера и не подлежащие в связи с этим
официальному опубликованию, прошедшие
государственную регистрацию в Министерстве
юстиции Российской Федерации, вступают
в силу со дня государственной регистрации
и присвоения номера, если самими актами
не установлен более поздний срок их вступления
в силу.
13. Правительству Российской
Федерации: в 2-месячный срок подготовить
совместно с Главным государственно-правовым
управлением Президента Российской Федерации
и представить на утверждение Президента
Российской Федерации перечень сведений
конфиденциального характера; в месячный
срок привести свои нормативные акты в
соответствие с настоящим Указом.