Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:56, контрольная работа
В современных условиях дефицита бюджетного финансирования науки ученые и специалисты промышленности все большее внимание уделяют коммерческой реализации своих разработок, в том числе за рубежом с целью поиска инвестиций. При этом стратегия маркетинга в условиях превышения предложения научного продукта над спросом должна непременно включать обеспечение правовой охраны разработок в соответствующих регионах, т.е. зарубежное патентование изобретений.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях дефицита бюджетного финансирования науки ученые и специалисты промышленности все большее внимание уделяют коммерческой реализации своих разработок, в том числе за рубежом с целью поиска инвестиций. При этом стратегия маркетинга в условиях превышения предложения научного продукта над спросом должна непременно включать обеспечение правовой охраны разработок в соответствующих регионах, т.е. зарубежное патентование изобретений.
Экономическую целесообразность этих мер обычно оценивают путем сравнения расходной и предположительно доходной частей соответствующей деятельности. Однако попытки применить этот простой алгоритм к определению целесообразности патентования, прежде всего зарубежного, осложняются неопределенностью оценки возможного эффекта патентования (в виде защиты продукции собственного производства, в том числе при ее экспорте, или продажи технологий по лицензии) на том раннем этапе жизненного цикла объекта техники, на котором происходит подача заявок.
Следует, однако, учитывать, что при
решении вопроса о
Итоговое решение заявитель
принимает зачастую исходя из посильности
соответствующих расходов, поскольку
в большинстве стран, входящих в
Содружество Независимых
1. СТОИМОСТЬ ЗАРУБЕЖНОГО ПАТЕНТОВАНИЯ
Суммы расходов на зарубежное патентование складываются в основном из трех составляющих:
— Первой составляющей является оплата официальных пошлин, взимаемых патентным ведомством соответствующей страны. Часто они состоят из двух наборов: какая-то часть действий заявителя облагается пошлинами, имеющими статус государственных пошлин и, следовательно, устанавливаемых парламентами или, по их поручению, правительствами, а другая часть — ведомственными патентными пошлинами (тарифами). Для плательщика это безразлично: важно, что он обязан платить соответствующие суммы, причем, как правило, перед совершением процедурных действий.
— Второй составляющей расходов на зарубежное патентование является оплата услуг зарубежных патентных поверенных (патентных агентов). Это связано с тем обстоятельством, что практически во всех странах, имеющих развитую систему охраны промышленной собственности, иностранцы обязаны вести дела только через зарегистрированных в данной стране патентных поверенных. Таким образом, для совершения любых действий в зарубежном патентном ведомстве необходимо прежде всего найти компетентного зарубежного патентного поверенного (при патентовании в нескольких странах — нескольких поверенных), заключить с ним соответствующий договор, выдать доверенность и передать ему необходимые документы. С учетом проблем ведения расчетов и получения платежей от российских клиентов зарубежные поверенные в последнее время часто отказываются вести дела без предоплаты своих расходов (включая официальные пошлины патентным ведомствам, оплата которых осуществляется также через патентных поверенных).
— К последней, третьей, составляющей надо отнести оплату услуг (или найма) специалистов внутри России на подготовку материалов заявок в соответствии с требованиями стран предполагаемого патентования, их перевод, патентный поиск, а также оплату почтовых и телефонных расходов. Соответствующие расходы составляют от 10 до 30% от суммы первой и второй составляющих; большей величине соответствует вариант использования услуг известных консалтинговых фирм. Однако в данном случае цель оправдывает средства.
Размеры официальных пошлин публикуются патентными ведомствами в их бюллетенях; патентные поверенные (и их ассоциации) предпочитают называть стоимость лишь отдельных (чаще рутинных) действий и общие принципы установления других своих тарифов, в числе которых:
— время, необходимое на выполнение работы, и соответствующая квалификация исполнителя;
— необходимость, в конкретных обстоятельствах, отказа поверенного от обслуживания других клиентов (например, при ведении спорной заявки поверенный на период контракта будет вынужден отказаться от ведения заявок конкурентов клиента по той же тематике);
— срочность работ, устанавливаемая клиентом;
— опыт, репутация поверенного (или бюро поверенных);
— тарифы, применяемые в других областях деятельности к аналогичным работам (перевод и т.п.).
Общие расходы существенно
В целом зарубежное патентование является довольно дорогостоящей процедурой. Сугубо приблизительно, для целей общего планирования, можно принять стоимость патентования одного изобретения в одной стране (от подачи заявки до выдачи охранного документа), равной 3,5 тыс. долларов США при значительном числе стран патентования. В то же время в таких регионах, как Западная Европа, Япония и США, цены патентования могут в два—три раза превышать названную цифру.
Единственным нормативным
Ввиду последующей децентрализации работ по зарубежному патентованию, осуществленной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1990 г. №300 "Вопросы правовой охраны изобретений, промышленных образцов и товарных знаков за границей" и в связи с принятым позднее национальным патентным законодательством России и других стран СНГ, современных столь же представительных данных о стоимости патентования не существует, хотя отдельные данные содержатся в [2].
Разумеется, приведенные в вышеупомянутом приложении данные должны быть скорректированы на инфляцию в сторону увеличения официальных патентных пошлин. Например, в США так называемая "основная пошлина" при переводе международной заявки на национальную фазу в ноябре 1990 г. составляла 630 долларов США, в 1995 г. — 960 долларов, а с октября 1996 г. равняется уже 1040 долларам.
Для регионов, наиболее часто интересующих российских заявителей, данные упомянутого приложения [1] приведены в табл.1.
Таблица 1. Издержки на зарубежное патентование | ||
Регион |
Подача заявки |
Получение патента |
Европатент (немецкие марки) |
12000 (8250) |
[9000] 20000 |
США (доллары США) |
1500 (1500) |
[1800] 5000 |
Япония(японские иены) |
324000 (3150) |
[4700] 600000 |
ИТОГО [15500]
В столбце "подача заявки" в круглых скобках приведены необходимые издержки, пересчитанные в доллары США для удобства оценки общих расходов. В квадратных скобках приведены суммы в долларах США, скорректированные на произошедшие изменения с 1991 по 1995 г.; ввиду неполноты публикуемых данных (см. выше) ЗДЕСЬ УЧТЕНЫ НЕ ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, хотя они уточнялись при ознакомлении с ответами и счетами патентных поверенных.
Под стоимостью подачи заявки здесь понимаются расходы непосредственно перед подачей или сразу же после нее; последующие расходы (показанные в табл.1 как расходы по получению патента) в некоторых странах откладываются по желанию заявителя на достаточно длительный срок (например, в Японии до семи лет с даты подачи международной заявки), в некоторых наступают после определенного действия Патентного ведомства (например, в США — примерно через два года после перевода заявки на национальную фазу), в некоторых требуются немедленные ежегодные выплаты (европатент).
Следует отметить, что приведенные выше суммы расходов рассчитаны исходя из минимального использования услуг зарубежных патентных поверенных, что не всегда оправдано, поскольку иногда оборачивается большими издержками на стадии переписки с экспертизой.
2. СТРАТЕГИЯ ПАТЕНТОВАНИЯ
Стратегия зарубежного патентования изобретений определяется в конечном итоге коммерческими интересами заявителя. Процедура патентования не должна становиться тем "хвостом, который виляет собакой", а должна всегда служить этим интересам.
2.1. Патентование для защиты экспорта
С оговоркой об опасности общих
рассуждений в коммерческой сфере
можно отметить, что если зарубежное
патентование осуществляется с целью
защиты уже подготовленного экспорта,
особенно если это относится к
простым и воспроизводимым
В связи с этим напомним, что "временная правовая охрана", предоставляемая заявителю после публикации его заявки в странах с отсроченной экспертизой (см., например, статью 22 Патентного закона России) и предусмотренная также рядом международных и региональных соглашений по охране промышленной собственности, не дает ему главного права патентовладельца: права отстранять других от использования изобретения. Лицо, пользующееся временной правовой охраной, может лишь потребовать от пользователя выплаты денежной компенсации, причем это право наступает лишь после (и в случае) выдачи патента.
Временная правовая охрана еще не
позволяет воспрепятствовать
При патентовании для защиты экспорта
в целях максимально
2.2.
Патентование для привлечения
инвестиций или продажи
Когда речь идет о защите перспективных
разработок, практическое использование
которых только предполагается, всякое
удлинение процедуры
Представляется, что данная ситуация
характерна для большинства современных
российских разработок, и, следовательно,
патентование должно осуществляться с
максимальным использованием существующих
международных соглашений в области
промышленной собственности
Определенные особенности
Соответствующие соглашения о финансировании
обычно предусматривают права и
обязанности сторон по получению
и использованию прав промышленной
собственности в зависимости
от их материального и