Источники конституционного права Республики Беларусь (общая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов. Источники конституционного права (конституция, закон, указ и другие правовые акты) характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому институту соответствует какая-то одна форма.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Юридический факультет

Кафедра конституционного права

Курсовая работа

Источники конституционного права Республики Беларусь (общая характеристика)

Выполнила:

студентка 1 курса, 8 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

дневной формы обучения

Сержанова Виктория Игоревна

_________________

(подпись студента)

Научный руководитель:

Бодак Алла Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент

Минск

2013 
Содержание

 

 

Введение

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов. Источники конституционного права (конституция, закон, указ и другие правовые акты) характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому институту соответствует какая-то одна форма.

Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте. Место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства. В одних государствах судебный прецедент, например, однозначно воспринимается в качестве источника права (более того его роль, подчеркивается таким крылатым выражением: закон – это то, что о нем говорят судьи), в других только идет процесс признания судебного прецедента. Источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права.

В Республике Беларусь источники конституционного права отличаются множественностью, которая обусловлена тем, что в условиях разделения властей нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения, издаются чаще всего не одним, а несколькими органами государства. Для предотвращения возможных коллизий важно установление (желательно на уровне Конституции) иерархии действующих нормативных актов [11, с. 28].

К источникам конституционного права Республики Беларусь относятся:

  1. Конституция
  2. Международные договоры
  3. Кодексы
  4. Законы
  5. Декреты Президента
  6. Указы Президента
  7. Постановления Палат Национального собрания
  8. Постановления Совета Министров
  9. Нормативные акты министерств и иных республиканских органов госуправления
  10. Решения органов местного управления и самоуправления

          Приведённый перечень источников  конституционного права не является  исчерпывающим. В качестве их  могут выступать и иные нормативные  правовые акты.

Целью моей работы является изучить и охарактеризовать источникои конституционного права.

 

Глава 1. Понятие формы (источника) права

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права [1, с. 20].

Будучи одним из фундаментальных понятий теории права, источник права сам по себе и в соотношении с другими, сопредельными категориями и понятиями, имеет большое теоретическое и практическое значение. Именно поэтому сначала римские юристы, а затем и последующие поколения правоведов неизменно уделяли ему повышенное внимание. Еще в начале XX  в. И.В. Михайловский писал, что термин «источник права» до сих пор еще понимается различно, и по поводу его ведутся споры. 

Между тем эти споры основаны на недоразумении, нет ничего проще, чем устранить эти недоразумения и согласиться с общим пониманием термина, которым столь часто пользуется наука. В сущности, почти все ученые одинаково понимают «источники права» как факторы, творящие право, а разногласия начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими факторами. При этом одни говорят, что это - объективные условия данной среды, другие - что это высший этический закон, третьи - что это психические переживания личности, четвертые - что это те формы, в которые облекается высшим внешним авторитетом известное содержание.

Источники конституционного права – формы закрепления (внешнего выражения) конституционно-правовых норм. Основными видами источников конституционного права являются нормативно правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи (т.н. конституционные соглашения), а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на законы, нормативные акты (органов) исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления[2, с. 58].

В ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение     [3, с. 8].

Среди важнейших источников (форм) права следует назвать: 1) нормативные правовые акты государственных органов ( в том числе ставшие обязательными для Республики Беларусь в силу ратификации, присоединения, утверждения международные договоры); 2) правовые обычаи; 3) судебные и административные прецеденты. [1, с. 20].

Тенденции развития правовых систем государств, в том числе и Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что в качестве источников права следует рассматривать и общие принципы права. Возрастающую роль играют также международно-правовые акты.

 

Глава 2. Иерархия нормативных правовых актов Республики Беларусь

Место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства.

Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов.

Иерархия нормативных правовых актов Республики Беларусь выглядит следующим образом: 1) Конституция Республики Беларусь; 2) заключения Конституционного Суда Республики Беларусь; 3) конституционные законы (например, акты толкования Конституции); 4) международные договоры, действующие на территории республики; 5) законы, декреты и указы Президента (при этом указанные кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы; аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам, в частности к закону о бюджете, они также должны стоять  над всеми иными законами); 6) указы Президента, изданные на основе законов; 7) постановления Правительства и Национального банка Республики Беларусь; 8) нормативные акты министерств и ведомств. Замыкают эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами.

Определяя иерархию нормативных актов, следует помнить о норме, закреплённой в ст. 8 Конституции Республики Беларусь, согласно которой Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу, эта норма является вектором развития правовой системы Беларуси, осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Особую специфику  имеет вопрос о соотношении законов, принятых народом и Парламентом, о месте регламентов палат Парламента и иных органов в системе актов [4, с. 8]. 
Глава 3. Общая характеристика источников конституционного права

3.1 Конституция

Конституция Республики Беларусь занимает первое место в иерархии нормативных актов. Она является основным источником конституционного права. Её роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение конституций среди других источников конституционного права. Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства.

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов) обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в её преамбуле [6, с. 35].

Анализ содержания Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

Конституция выступает наивсшей силой формой воплощения государственной воли народа. Она принимается народом или от имени народа. Конституция устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. [7, с. 13]. Согласно ст. 3 Конситуции, единственым источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией [8, с. 115].

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.

Конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права. Нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу  правового регулирования всех общественных отношений [7, с. 13].

Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе Конституции. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Контитуция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст. 137).

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнени Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трёх месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путём референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесённых в списки для голосования[8, с. 123].

3.2 Закон

Закон – это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболе важные общественные отношения. Закон составляет основу системы права государства. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование [2, с. 44-45].

Закон обладает наибольшей юридической силой после Конституции и является самым распространённым источником конституционного права. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционн-правовые нормы [9, с. 12].

Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти. Реализацией принципа верховенства закона обеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связи понята недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающих одинаковой юридической силой. Но нередко на одном уровне с законами могут стоять и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента. 

Признаки закона:

  1. Закон призван регулировать общественные отношения, определяемые исключительной компетенцией высшего органа государственной власти. Он должен иметь точный, чётко выраженный и ясный характер;
  2. Закон представляет собой нормативный акт, который устанавливает общие правила поведения, обязательные для всех граждан, государственных органов, общественных организаций и движений, должностных лиц;
  3. В силу своей высшей нормы, закон является наиболее устойчивым, стабильным и изменяется, дополняется или отменяется в исключительных случаях в связи с явно назревшей объективной общественной необходимостью;
  4. Принятие закона происходит в соответствии с требованиями Конституции и регламентом Парламента [8, с. 76].

Конституция закрепляет принцип верховенства закона в системе источников права [10, с. 7]. Это означает, что закон не может противоречить Конституции, но все остальные нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств, решения судов) должны приниматься на основе и во исполнение законов. Никто не вправе отменить, изменить или приостановить закон, кроме самого органа, который его принял.

Информация о работе Источники конституционного права Республики Беларусь (общая характеристика)