Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 12:07, контрольная работа
Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности обще-ства, тем большую потребность оно испытывает в законах. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Через общие абстрактные и равные для всех правила государство принимает единые в различных сферах общественных отношений масштабы к разным людям
Введение……………………………………………………………3
Понятие источников (форм) права………………………………4
Правовой обычай…………………………………………………..6
Нормативно-правовой акт………………………………………...9
Юридический прецедент………………………………………….11
Договор нормативного содержания……………………………...14
Юридическая наука (доктрины и идеи)………………………….16
Заключение………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………….19
Российский государственный социальный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ
ТЕМА №1: «Источники права»
Выполнила: студентка Климова Е.Н
г.Каменск-Шахтинский
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие источников (форм) права………………………………4
Правовой обычай…………………………………………………..6
Нормативно-правовой акт………………………………………...9
Юридический прецедент………………………………………….11
Договор нормативного содержания……………………………...14
Юридическая наука (доктрины и идеи)………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………….19
Введение
Чем выше степень цивилизованности,
развитости и гуманности общества, тем большую потребность
оно испытывает в законах. Содержание
закона образуют первичные нормы, которые
в отдельных случаях получают дальнейшую
конкретизацию и развитие в подзаконных
актах. Через общие абстрактные и равные
для всех правила государство принимает
единые в различных сферах общественных
отношений масштабы к разным людям. Эти
правила, правовые нормы, выраженные в
специфической языковой форме, и составляют
содержание права.
Понятие источников (форм)
права.
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран.
Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компетентными государственными органами, а также принимаемых на референдумах в целях регулирования общественных отношений и выражающих первоначально волю определенных классов, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народов с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективности, реального существования и функционирования. В воле людей, которая воплощается в юридические законы, находят свое выражение программы, надежды больших социальных групп людей, то есть народа или его слоев.
Проблема наполнения юридических законов конкретным содержанием — это не что иное, как их последовательная волевая обусловленность, которая в свою очередь зависит от материальной жизни общества. Понятие «источник права» в юридической науке употребляются не только в формальном значении, то есть как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений.
Под идейным источником
права понимается правосознание
В правовой науке формы, при
помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются
юридические нормы, получили название
юридических источников.
В прошлом и сегодня к понятию
«источники права»
подходят, по сути, с двух позиций:
1. Как
материальному источнику права, то есть
откуда идет содержание нормы или правотворческая
сила;
2. Как
формальному источнику права — способу
выражения содержания правил поведения
или тому, что дает правилу общеобязательный
характер.
Понятие «источник права»
в юридической науке употребляются не
только в формальном значении, то есть
как форма выражения права, но также в
материальном и идеальном смыслах. Источником
права в материальном смысле рассматривается
само общество, его социально-экономическое,
культурное развитие, содержание общественных
отношений.
Под идейным источником
права понимается правосознание
Углубленный анализ приводит
к дифференцированному подходу рассмотрения
формы права, в частности, формы правовой
нормы. Д.А. Керимов, например, выделяет
внешнюю форму правовой нормы – «выражение
вовне внутренне организованного содержания
ее» [11, c.226]. Именно внешнюю форму – форму
выражения права – обычно называют источником
права. Д.А. Керимов при этом уточняет:
«источники права в так называемом формальном
смысле» [2, c.8].
Терминологические споры относительно
понятия “источник права” не всегда схоластические.
Одни ученые называют нормативные правовые
акты, обычаи, прецеденты формами права,
другие — источниками. Но разные определения
одних и тех же явлений только подчеркивают
многообразие проявления их сущности.
Поэтому можно использовать как то, так
и другое понятие, уяснив предварительно
содержание каждого.
Об источниках права говорят прежде всего
в смысле факторов, питающих появление
и действие права. Таковыми выступают
правотворческая деятельность государства,
воля господствующего класса (всего народа)
и в конечном счете, как уже отмечалось
выше, материальные условия жизни. Об источниках
права пишут также в плане познания и называют
соответственно: исторические памятники
права, данные археологии, действующие
правовые акты, юридическую практику,
договоры, судебные речи, труды юристов
и др. Однако есть и более узкий смысл понятия
«источник права»,
указывающий на то, чем практика руководствуется
в решении юридических дел. В континентальных
государствах это в основном нормативные
акты. Договор как источник права имеет
относительно небольшое распространение,
обычай почти не имеет места, а прецедент
континентальной правовой системой отвергается
[7, c.143].
Все
вышеизложенное во всяком случае доказывает
существование юридических (признанных
законом) источников. Можно допустить
и дальнейшее деление. Если имеются правообразующие
или первоначальные принципы, по значению
которых возможно установить, является
ли конкретная норма правовой, то напрашивается
деление на первоначальные и производные
источники. Можно также провести различие
между источниками, имеющими принудительную
или обязательную силу, с одной стороны,
и источниками, имеющими убеждающее значение,
– с другой [8, c.158].
В юридическом
(формальном) смысле формами (источниками) права признаются способы официального
выражения, закрепления (объективации)
правовых норм, придания им общеобязательной
юридической силы.
Форма показывает,
каким способом государство создает, фиксирует
ту или иную норму права, в каком виде эта
норма доводится до сознания людей. Воля
государства, выраженная в виде общеобязательных
правил поведения, должна быть изложена
таким образом, который обеспечивал бы
возможность ознакомления с этими нормами
самых широких слоев населения. Чаще всего
в этих целях используется нормативно-правовой
акт, письменный документ, содержащий
нормы права. Однако есть и иные.
В настоящее время наиболее
известны следующие виды источников права:
1. правовой обычай;
2. нормативный правовой акт;
3. юридический прецедент;
4. договор нормативного содержания;
5. юридическая наука (доктрины и идеи).
Правовой обычай
Правой обычай это неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Люди первообщинного строя
не знали права и руководствовались в
своей деятельности обычаями и традициями.
Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы,
обряды. В тот далекий период зарождались
моральные и религиозные нормы. Право
возникло гораздо позднее и его судьба
в значительной мере связана с появлением
такого важного института, как государство.
Самой первой формой права стал именно
правовой обычай. Отметим, что он все реже
используется, несмотря на то, что является
самым древним.
Данному юридическому источнику
присущ ряд следующих специфических черт,
отличающих ею от других источников:
а) Продолжительность существования
Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку общество — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности.
б) Устный характер
Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме.
в) Формальная определенность
Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение.
г) Локальный характер
Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);
д) Санкционированность государством
Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его юридической силы государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.
Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:
а) secundum legem (в дополнение к закону), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;
б) praetor legem (кроме закона), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;
в) adversus legem (против закона), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.
По юридической значимости
обычаи делятся на основные и субсидиарные (
В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы:
- первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах;
- во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях.
Так, в Индии по исторически сложившемуся правовому обычаю многие полномочия, которые конституция предоставляет президенту, осуществляет премьер-министр.
Преимущества и недостатки правового обычая
Таким образом, обычай проявляется как способ постоянного формирования права. Он сохраняется лишь в той мере, в какой факты выражают его реальность. Каждый новый случай применения является новым прецедентом обычая, каждая новая форма по-своему моделирует содержание обычая. Поэтому обычай по сравнению с другими источниками (формами выражения) права обладает большей гибкостью, пластичностью. Однако такая изменчивая форма существования права имеет недостаток: норма обычая не так формально определена, как, скажем, норма, содержащаяся в законе. Поэтому в современном мире обычное право уступило место письменным источникам. Теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые готовы ему уступить письменные источники. Однако часто закон опирается на обычай или возникает на его основе.
В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права. Отсылки к обычаю традиционно применяются в международном морском и торговом праве. Так, срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Lex mercatoria (торговое право) не что иное, как обычай, предписывающий разрешать споры в стране продавца.
В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая закон. Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.
В России также не исключается
применение обычая как источника (формы выражения)
права, но в первую очередь в сфере частного права, где у участников правоотношений прис
Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.
Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.
Нормативно-правовой акт.
По мере развития общества, государства