Конституция Мексики
(исп. Constitución Política de los Estados Unidos Mexicanos de
1917) — основной закон Мексиканских Соединенных
Штатов, нормативный правовой акт, обладающий
высшей юридической силой, закрепляющий
основы конституционного строя, государственное
устройство, образование представительных,
исполнительных, судебных органов власти,
права и свободы человека и гражданина.
Послужила моделью для других латиноамериканских
конституций, включивших в той или иной
степени в свои тексты такие положения
мексиканской конституции, как программа
земельной реформы, рабочее законодательство,
семейное законодательство.
История и содержание
Принята 5 февраля
1917 года в результате мексиканской революции.
Основанием для документа послужила Конституция
1857 года. Хотя обе конституции провозглашают
демократические права и свободы, Конституция
1917 года включает экономические, социальные
и культурные права, что было революционным
для своего времени.
Мексиканская
конституция основывается на следующих
принципах: права человека, национальный
суверенитет, разделение властей, представительная
система, федерализм, защита конституционных
прав и главенство государства над
церковью.
До революции
(1910) 97 % пахотной земли находилось в
руках 1000 семей, церкви и иностранцев,
тогда как мелким землевладельцам
принадлежало 2 % (1 % принадлежал муниципалитетам).
Конституция 1917 года наделила государство
первоначальной собственностью на землю,
при этом земля может быть передана
в собственность частных лиц:
Статья 27., § 1.
Первоначальная собственность на земли
и воды в пределах государственной
территории принадлежит Государству,
которое имело и имеет право
передать их частным лицам, создавая
тем самым частную собственность.
В соответствии
с частью I иностранцы могут приобретать
земли и получать концессии, только
если согласятся считать их в отношении
соответствующего имущества мексиканцами
и если они возьмут на себя обязательство
не обращаться к своим правительствам
за помощью по делам, связанным с
таким имуществом.
Согласно части
II данной статьи
Религиозные ассоциации,
именуемые церквями, независимо от
вероисповедания, ни в коем случае не
могут приобретать недвижимое имущество,
владеть или управлять им или
принимать его в залог…
Статья 123, состоящая
из 31 части, предусматривает гарантии
для рабочих. Провозглашается 8-часовой
рабочий день, ограничивается применение
труда подростков и женщин, устанавливается
минимум заработной платы, право на обязательный
отпуск и страховые выплаты, право на создание
профсоюзов и забастовки.
49 статья провозглашает
разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную ветви.
Каждая ветвь независима.
Две или все
три власти никогда не могут быть
объединены в руках одного лица или
одной корпорации.
Согласно статье
80 осуществление верховной исполнительной
власти возлагается на президента,
избираемого путем всеобщих прямых
выборов на 6 лет. Акты президента могут
касаться вопросов в диапазоне от порядка
сбора налогов до введения в действие
уголовного, гражданского и других кодексов.
В особых случаях президент может ввести
своим декретом в действие ежегодный бюджет
страны.
Законодательная
власть принадлежит Конгрессу, который
состоит из Сената и Палаты депутатов.
Выбирается по 2 сенатора от штата на
шестилетний срок, и по 1 депутату
на 250 тыс. человек на 3 года. Законодательной
инициативой наделяется как законодательная
так и исполнительная ветви. Законопроекты
о займах, налогах или сборах, а также о
комплектовании вооруженных сил могут
вноситься только Палатой депутатов. Священнослужители
не имеют права избирать депутатов или
быть избранными в законодательный орган.
Судебная власть
согласно Конституции Федерации
осуществляется Верховным судом, единоличными
или коллегиальными окружными судами
и районными судами. Также есть
суды, не входящие в эту систему
— налоговый, трудовой и военный
трибуналы.[10]
Федерация делится
на 32 штата и 1 федеральный округ,
в котором находится Мехико. Существует
как централизованное федеральное
правительство, так и правительства
штатов.
Политическая
конституция Мексиканских Соединенных
Штатов является действующей конституцией
Мексики. Она была составлена в Сантьяго-де-Керетаро
(штате Керетаро), конституционным собранием,
во время мексиканской революции. Конституция
была одобрена Конституционным конгрессом
5 февраля 1917 года.
Правовая система Мексики
Правовая система
Мексики в целом относится
к романо-германской правовой семье,
входя в ее обособленную латиноамериканскую
группу. Как и у многих других
государств этой группы, она сформировалась
на основе четырех правовых культур:
индейской, испанской, французской
и англо-американской.
Ее изначальной
основой выступила соционормативная
система коренного населения - индейцев,
сохранившаяся отчасти до сих пор, особенно
в сфере организации и деятельности сельских
общин. Испанские колонизаторы были вынуждены
их признать и санкционировать существование
индейских правовых и доправовых норм.
В специальном королевском акте от 6 августа
1555 г. предписывалось соблюдать "законы
и добрые обычаи, которые с древних времен
индейцы использовали для своего хорошего
управления", но при непременном условии,
что "они не противоречат священной
религии и законам". В то же время активная
колонизаторская деятельность привела
к утверждению на территории Мексики испанской
правовой культуры, построенной на традициях
римского права и римского юридического
мышления. Постепенно нормы, действовавшие
в колониальной Мексике - испанское и новоиспанское
законодательство ("индейское право")
и право индейцев, составили единый правовой
корпус.
Добившись
в 1821 г. независимости, Мексика,
как и другие государства региона,
приступила к созданию национальной
правовой системы. При этом
в качестве модели было избрано
законодательство не бывшей метрополии
полуфеодальной Испании, а буржуазной
Франции. Идея создания логически
стройной системы кодифицированного
права, выдвинутая французскими
просветителями и юристами, была
созвучна либеральным настроениям
молодой мексиканской буржуазии.
Однако замене колониального
права современными кодексами
долгое время препятствовали
феодально-клерикальные круги. Только
после революции 1854-1857 гг. возникла
реальная возможность приступить
к рецепции французского законодательства.
В 1854 г. принят первый мексиканский
Торговый кодекс по образцу
французского Торгового кодекса
1807 г., замененный в 1889 г. новым
ТК. В 1859 г. правительство Б.
Хуареса издало "Законы о реформе",
предусматривавшие отделение церкви от
государства, введение гражданского брака
и др., был разработан проект гражданского
кодекса. Первый федеральный ГК Мексики
был принят в 1870 г., второй - в 1884 г.; оба
следовали модели Кодекса Наполеона 1804
г. с его индивидуалистической концепцией
собственности.
Если после
завоевания независимости моделью
для частного права Мексики
послужило законодательство Европы,
то образцом для публичного
права явилась Конституция США,
которая в течение длительного
времени была единственной действующей
писаной республиканской конституцией.
К числу этих идей, воспринятых
мексиканской правовой системой
под влиянием североамериканского
конституционализма, относится концепция
разделения властей, системы сдержек
и противовесов с сильной президентской
властью, федерализм и т.д. Все
эти идеи, ранее апробированные
в США, были восприняты первыми
конституциями Мексики, а затем
развиты Конституцией 1917 г.
Новый этап
в развитии мексиканской правовой
системы начался с победой
буржуазно- демократической революции
1910-1917 гг., носившей антифеодальный
и антиимпериалистический характер.
Пришедшее к власти правительство приступило
к глубоким социальным реформам в духе
национал-реформизма. Основы новой правовой
системы заложила демократическая Конституция
1917 г., пронизанная духом антиклерикализма,
этатизма и идей солидарности. Конституция
Мексики раньше, чем это имело место в
развитых капиталистических странах,
признала (ст.123) важные социальные права
трудящихся: 8-часовой рабочий день, особые
условия для женщин и подростков, еженедельный
день отдыха, ежегодные отпуска, послеродовой
отпуск для женщин и т.д. Впервые провозглашалось
право рабочих объединяться в профсоюзы
и право на забастовку. Конституция предоставила
государству возможность экспроприировать
частную собственность в интересах общества,
активно вмешиваться в экономические
и социальные процессы, заложила правовую
основу ликвидации латифундизма. Будучи
внушительной по объему, Конституция содержит
основные начала почти всех отраслей мексиканского
права. Ярким отражением перемен, произошедших
в мексиканском обществе после революции,
стал третий по счету федеральный Гражданский
кодекс, принятый 28 мая 1928 г. и вступивший
в силу с 1 октября 1932 г. По своему содержанию
и структуре он значительно отличается
от классических гражданских кодексов
латиноамериканских стран, принятых во
второй половине XIX в. Концепции либерального
индивидуализма, характерные для обоих
его предшественников, были в заметной
степени вытеснены идеями социальной
солидарности.
В развитие
положений Конституции 1917 г. издано
обширное реформистское законодательство:
Кодекс о труде 1931 г., законы
о национализации 1938 г., об аграрной
реформе 1971 г. и др. Эти законы
позволили несколько смягчить
социальные противоречия в мексиканском
обществе, на определенном этапе
способствовали индустриальному
развитию страны, укреплению ее
экономической самостоятельности.
Они свидетельствовали об усилении
роли государственной власти
в решении ключевых проблем
экономического развития и социальных
реформ. Лишь в 1990-е гг. мексиканское
государство стало переходить
к более либеральным методам
регулирования экономических и
социальных отношений. Законодательство
этого периода направлено уже
на интеграцию страны в мировую
экономику, сокращение государственного
сектора и поощрение иностранных
инвестиций. Современная правовая
система Мексики восприняла структуру
источников, унаследованную еще
из колониального права, но
впитала при этом идеи "естественной"
школы.
Важнейшим
источником права в Мексике
является закон: Конституция Мексиканских
Соединенных Штатов, кодексы и
текущее законодательство. Соответствующая
иерархия законодательных источников
сложилась и в штатах.
Конституция
Мексики занимает центральное
место среди источников права
и служит базой текущего законодательства.
С XIX в. сложилась своеобразная система
контроля за конституционностью законов
в виде процедуры "ампаро", впоследствии
воспринятой правовой доктриной и государственной
практикой других стран континента. Суть
этой процедуры заключается в выдаче судом
по заявлению лица приказа о защите прав,
нарушенных актами или действиями государственных
органов, противоречащими Конституции.
При этом решение, выносимое судом по делам
о нарушении прав человека, носит строго
индивидуальный характер, т.е. распространяется
только на истца. Лишь в 1995 г. был введен
институт конституционного контроля в
его классическом виде. Хотя Конституция
1917 г. считается старейшей в Латинской
Америке, она не отличается стабильностью:
с момента принятия в нее было внесено
несколько сот поправок, затронувших более
половины статей.
Мексиканское
право, как и право других
латиноамериканских стран, хорошо
кодифицировано: отдельные кодексы
приняты почти по всем основным
отраслям публичного и частного
права. Систему кодексов во
все большем масштабе дополняет текущее
законодательство. Законы делятся на органические,
издаваемые по прямому предписанию Конституции,
и обыкновенные. Достаточно большие законодательные
полномочия закреплены за штатами. Они
принимают собственные гражданские, гражданские
процессуальные, уголовные и уголовно-процессуальные
кодексы, а также административное, финансовое
законодательство. Закрепленная в Конституции
1917 г. коллизионная норма предусматривает,
что противоречие между законом штата
и законом федерации влечет применение
нормы федерального законодательства.
В последние десятилетия все более значительную
роль среди источников мексиканского
права как на уровне Федерации, так и штатов
играют различные подзаконные акты. Низший
уровень нормативно-правового регулирования
составляют муниципальные акты. В соответствии
с Конституцией муниципалитеты уполномочены
издавать в соответствии с нормами, которые
должны быть установлены законодательными
органами штатов, постановления о порядке
и надлежащем управлении, а также административные
регламенты, циркуляры и положения общего
характера в рамках своей компетенции.
Судебная
практика в Мексике, в отличие
от других стран Латинской
Америки и вообще стран континентальной
системы права, признается источником
права. Здесь сложился институт, получивший
название "обязательного прецедентного
права", согласно которому решения некоторых
судов становятся обязательными для судов
равной и нижестоящей инстанций. Это относится,
в частности, к решениям Верховного суда,
коллегиальных окружных судов, принятым
по вопросам, входящим в их компетенцию
и обязательным не только для федеральных
судов, но и судов штатов. Однако такие
решения не тождественны прецедентам
в странах английского общего права и
не означают отхода от традиционного для
континентальной системы права взгляда
на систему источников права, так как касаются
главным образом толкования правовых
норм.
Мексика, Мексиканские
Соединенные Штаты (Estados Unidos Mexicanos), государство,
занимающее северную, самую широкую часть
перешейка, протягивающегося к югу от
границы США и соединяющего Северную Америку
с Южной Америкой. Площадь 1958 тыс. км2 (в
т. ч. около 5,4 тыс. км2 приходится на острова).
На западе берега Мексики омываются водами
Тихого океана и Калифорнийского залива,
на востоке — Мексиканским заливом и Карибским
морем; на юге она граничит с Гватемалой
и Белизом. Мексика была колыбелью древних
цивилизаций Нового Света. Сейчас в ней
проживает пятая часть всего населения
Латинской Америки.
Конституция.
В Мексике действовали три
основных закона. Конституция 1824
года учредила федеративную систему,
образцом для которой стала
федеративная система США. Конституция
1857 года предоставила многие политические
и гражданские права. Ныне действующая
конституция, которая была провозглашена
5 февраля 1917 года, сохранила либеральный
демократический характер и значительную
часть документа 1857 года, но содержала
также и революционные положения.
Документ 1917
года включал в себя принципы
аграрной реформы, право на
труд, принципы социальной справедливости,
национализма и антиклерикализма.
Этот документ лишил должностных
лиц всех главных политических
организаций права на переизбрание
на второй срок и в значительной
степени укрепил исполнительную
власть.
Федеральная
власть. Исполнительная власть. Официально
Мексика имеет федеральную форму
правления. Фактически политическая
власть сконцентрирована в руках
национального правительства в
городе Мехико. Исполнительная власть
принадлежит президенту, избираемому
прямым всеобщим голосованием
на один 6-летний срок. Главе исполнительной
власти должно быть не менее
35 лет, он должен также жить
в стране в течение года, предшествующего
выборам, и быть урожденным
мексиканцем. Новые выборы назначаются
в случае смерти президента
или его неспособности исполнять
свои обязанности в течение
первых двух лет срока. Президент
обладает широкими полномочиями:
правом законодательной инициативы,
назначает и увольняет высших
государственных служащих, губернаторов
штатов, федерального округа и
территорий и др., обнародует законы,
является верховным главнокомандующим
вооруженными силами и т.д.