Контроль и надзор за деятельностью органов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Содержание

Сущность и назначение контроля и надзора в деятельности органов управления.
Административный надзор – как специфическая разновидность государственного контроля.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

административное.docx

— 31.88 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный аграрный университет. Юридический факультет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по административному праву.

Вариант 3.

Тема: «Контроль и надзор за деятельностью органов управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса,

  группа Б21, Шифр дю-11033,

Горячкина Мария

 



 

                                                         Проверил(а):

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012.

Содержание:

  1. Сущность и назначение контроля и надзора в деятельности органов управления.
  2. Административный надзор – как специфическая разновидность государственного контроля.
  3. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и назначение контроля и надзора в деятельности органов управления.

В Российской Федерации в целях обеспечения точного соблюдения законности создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов:

1) организационно-правовых  методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций;

2) организационно-структурных  формирований (государственных органов  и общественных объединений).

Обобщенно эти методы определяются как способы обеспечения законности.

Различают следующие способы обеспечения законности:

1) контроль;

2) надзор;

3) контрольно-надзорная  деятельность.

Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в управленческом цикле, как способ обеспечения законности.

Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц, граждан и их объединений, осуществляемые в сфере управления, установленным правовым нормам. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Сущность и назначение контроля:

объектом контроля является:

  • как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;
  • наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
  • получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;
  • принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
  • выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;
  • принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Надзор — это функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчиненных им граждан и юридических лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства и граждан.

Надзор в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяется на два вида: административный и прокурорский.

Функции по контролю и надзору возложены на федеральные органы исполнительной власти, как правило, созданные в организационно-правовой форме федеральной службы.

Контрольно-надзорные полномочия органов исполнительной власти РФ

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Орган исполнительной власти в РФ есть вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством своих органов.

В свою очередь органы исполнительной власти классифицируется по объёму и характеру компетенции:

1. органы  общей компетенции, ведающие всеми  отраслями и сферами управления  и решающие все вопросы на  определенной территории (Правительство  РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов федерации  и т.д.);

2. органы  отраслевой компетенции, ведающие  отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

3. органы  межотраслевой компетенции, осуществляющие  межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации  и т.д.);

4. специальной  компетенции, осуществляющие контрольные  и надзорные функции (надзоры);

5. органы  внутриотраслевой компетенции, осуществляющие  управление определенной сферы  деятельности в рамках отрасли.

Для того чтобы правильно представить контрольно-надзорные функции органов исполнительной власти, нам необходимо выяснить определения как таковых контроля и надзора.

Государственный контроль - способ обеспечения безопасности, на основе которого уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определённые приёмы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. Необходимо отметить, что контрольные органы и подконтрольные органы соподчинены. При осуществлении подобных полномочий, соблюдаются определённые принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны. Контроль классифицируется как:

1. внешний (осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренний (осуществляется органами, входящими в ведомственную систему);

2. общий (охватывается вся деятельность проверяемого органа) и специальный (осуществляется по определенным вопросам).

Надзор - способ обеспечения законности, в котором заключено постоянное систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью государственных органов и должностных лиц с целью выявления нарушений законности.

Надзор основан на тех же принципах, что и контроль и поэтому имеет схожие функции. Отличается он лишь тем, что выявляет у поднадзорных только нарушение законности и не имеет в компетенции выявление целесообразности. Также органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношении подчиненности. Надзор классифицируется как прокурорский и административный.

Объединяет эти два понятия Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно нему под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Этот же указ определяет, какие именно органы исполнительной власти имеют в своей компетенции исполнять контрольно-надзорные полномочия. Рассмотрим эти органы поочерёдно:

· федеральное министерство - орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, возглавляемый министром РФ; в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ, ФЗ?РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключениями, установленными теме же правовыми актами, которые приведены выше. Также министерства осуществляют контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, в связи, с чем федеральный министр осуществляет следующие функции:

1. утверждает  ежегодный план и показатели  деятельности федеральных служб  и федеральных агентств, а также  отчет об их исполнении;

2. вносит  в Правительство Российской Федерации  по представлению руководителя  федеральной службы, федерального  агентства проект положения о  федеральной службе, федеральном  агентстве, предложения о предельной  штатной численности федеральной  службы, федерального агентства  и фонде оплаты труда их  работников;

3. вносит  в Министерство финансов Российской  Федерации предложения по формированию  федерального бюджета и финансированию  федеральных служб и федеральных  агентств;

4. вносит  в Правительство Российской Федерации  проекты нормативных правовых  актов, относящихся к определенной  ему сфере деятельности и к  сферам деятельности федеральных  служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если  принятие таких актов относится  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, федеральными  законами к компетенции Правительства  Российской Федерации;

 

5. во  исполнение поручений Президента  Российской Федерации, Председателя  Правительства Российской Федерации  дает поручения федеральным службам  и федеральным агентствам и  контролирует их исполнение;

6. имеет  право отменить противоречащее  федеральному законодательству  решение федерального агентства, федеральной службы, если иной  порядок отмены решения не  установлен федеральным законом;

7. назначает  на должность и освобождает  от должности по представлению  руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей  руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением  заместителей руководителей федеральных  служб, федеральных агентств, руководство  деятельностью которых осуществляет  Президент Российской Федерации;

8. вносит  в Правительство Российской Федерации  предложение о назначении на  должность (освобождении от должности) руководителя государственного  внебюджетного фонда;

9. принимает  нормативные правовые акты по  сферам деятельности государственных  внебюджетных фондов;

10. вносит  в Правительство Российской Федерации  проекты нормативных правовых  актов, регулирующих деятельность  государственных внебюджетных фондов;

11. вносит  в Правительство Российской Федерации  по представлению руководителя  государственного внебюджетного  фонда проекты федеральных законов  о бюджете государственного внебюджетного  фонда и об исполнении бюджета  государственного внебюджетного  фонда;

12. назначает  проверки деятельности внебюджетных  фондов в случаях, устанавливаемых  федеральным законом.

· федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности, возглавляемый руководителем (директором) федеральной службы. В область ведения федеральных служб входит издание индивидуальных правовых актов, на основании и во исполнении Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов министерств РФ.

Таким образом, мы делаем вывод, что контрольно-надзорными полномочиями в РФ наделены Федеральные Министерства РФ и Федеральные службы РФ, а наделяет их непосредственно Президент путём издания Указов и Правительство РФ.

Возьмём также во внимание Указ Президента от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с ним Министерства РФ и федеральные службы РФ переформировываются и изменяются в плане компетенции и численности штата. Примером нам может послужить ст.5: передать Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав; ст.6: установить, что в ведении Министерства культуры Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство. Ст.15 налагает на министерства новые функции, устанавливает, что министерства вправе: давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания; приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Указ Президента РФ напрямую доказывает то, что государство тщательно занимается тем, чтобы федеральные министерства и федеральные службы правильно функционировали и профессионально выполняли контрольно-надзорные полномочия.

Информация о работе Контроль и надзор за деятельностью органов управления