Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:56, контрольная работа
1.
Общие и специальные коэффициенты рождаемости. Их достоинства и недостатки.
2.
Миграционная политика в России: цели, задачи и основные направления.
3.
a.
b.
c.
Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа на начало 2000 г. составляла 1368 тыс. чел. В том же году родилось 15579 детей, умерло 9426 человек, прибыло 38248 чел., выбыло 26235 чел. Рассчитать: численность населения на начало 2001 г.;
общие коэффициенты естественного движения;
интенсивность и эффективность миграции.
Вариант 3.
1. |
Общие и специальные коэффициенты рождаемости. Их достоинства и недостатки. |
2. |
Миграционная политика в России: цели, задачи и основные направления. |
3.
a. b. c. |
Численность населения
Ханты-Мансийского автономного общие коэффициенты естественного движения; интенсивность и эффективность миграции. |
1.Общие и
специальные коэффициенты
Рождаемость — процесс деторождения
в конкретной совокупности людей за определенный
период времени.
Говоря о рождаемости в человеческом обществе,
следует помнить, что в данном случае она
детерминирована не только биологическими,
но и социально-экономическими процессами,
условиями жизни, быта, традициями, религиозными
установками и другими факторами.
бщий коэффициент рождаемости - рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно год. Это отношение для наглядности умножается на 1000 и измеряется в промилле.
Схема оценки общего уровня рождаемости | |
Обший коэффициент рождаемости (на 1000 населения) |
Уровень рождаемости |
До 10 |
Очень низкий |
10-15 |
Низкий |
16-20 |
Ниже среднего |
21-25 |
Средний |
26-30 |
Выше среднего |
31-40 |
Высокий |
Больше 40 |
Очень высокий |
Величина общего коэффициента рождаемости зависит не только от интенсивности рождаемости (среднего числа родившихся живыми), но и от демографических и других характеристик, в первую очередь, от возрастно-половой и брачной структур населения. Поэтому он дает лишь самое первое, приближенное представление об уровне рождаемости. Чтобы элиминировать влияние этих демографических структур на показатели рождаемости, рассчитывают другие, уточняющие показатели.
Специальный коэффициент рождаемости (плодовитости) рассчитывается по отношению к численности женщин репродуктивного возраста (15—49 лет).
Общий
и специальный коэффициенты рождаемости
связаны между собой
Специальный коэффициент рождаемости (плодовитости) по порядку рождения является весьма информативным показателем при анализе процесса снижения рождаемости, поскольку среди населения с низкой рождаемостью значения этого коэффициента для высших порядков рождения практически равны нулю.
Миграционная политика в России: цели, задачи и основные направления.
Любая политика — это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.
Миграционная политика включает в себя:
- Концепцию,
которая представляет собой
Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика
носит территориально-
Можно выделить следующие цели миграционной политики:
- привлечение мигрантов на временное место жительства;
- создание постоянного состава населения;
- обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;
- стабилизация населения в тех или иных местностях;
- повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;
- сдерживание притока
мигрантов в некоторые
В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:
— контролировать
масштабы, географию выхода и состав
иммигрантов, прибывающих в Россию;
регулировать характер расселения мигрантов
(внутренних и внешних), в наибольшей
мере соответствующий
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
- Повседневная
деятельность тех
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
- комплексное и универсальное миграционное законодательство;
- единая
классификация категорий
- разграничение
федеральной и региональной
- система
экономических и
- система
гарантированных форм
- концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.
Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе — федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически — из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. Законы по миграции).
Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII —XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.
В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.
В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика — не только прошлая, но и настоящая — многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, «утечка умов», нелегальная иммиграция и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.
Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов — будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.
Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 170-173.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"