Контрольная работа по административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Административное право — самостоятельная отрасль, призванная регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти. В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом и методом правового регулирования.
Предметом административно-правового регулирования является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк и многообразен.

Содержание

Теоретическая часть 3
1.Основные положения административного права 3
1.1 Предмет и метод административного права 3
1.2 Субъекты административного права 5
2. Понятие обязательства и обязательственного права 7
2.1 Обязательства и обязательственное право: понятие 7
Практическая часть 9
3. Задача 9
Список используемой литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Основы права .docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Теоретическая часть 3

1.Основные  положения административного права 3

1.1 Предмет  и метод  административного  права 3

1.2 Субъекты  административного права 5

2. Понятие  обязательства и обязательственного  права 7

2.1 Обязательства  и обязательственное право: понятие 7

Практическая  часть 9

3. Задача 9

Список используемой литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1.Основные  положения административного права

1.1 Предмет и метод  административного права

 

Административное право  — самостоятельная отрасль, призванная регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти. В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом и методом правового регулирования. 
        Предметом административно-правового регулирования является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк и многообразен.  
         Обозначить его можно лишь уточнив, кто осуществляет государственное управление:

  • главным образом, имеется в виду властная деятельность аппарата управления;
  • внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Председатель областного суда, например, организуя работу подчиненного ему аппарата, занимается не правосудием, а управлением;
  • по поручению государства, на основании переданных им властных полномочий административную власть могут использовать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.[4]

 Следовательно, предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности, в ходе реализации административной власти судьями и властных полномочий общественных организаций. 
            С этих позиций и следует подходить к характеристике административного права, что дает возможность в наиболее общем виде сформулировать вывод следующего содержания: административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. 

Административное право, следовательно, есть управленческое право, или право управления.

Однако при определении  предмета административного права  необходимо внести некоторые уточнения: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права. Так, управленческую деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансами — финансовое право и т.д.  
       Метод административного права предоставляет собой совокупность правовых средств, приемов и способов воздействия на управленческие отношения. В административном праве выделяют 2 основных метода правового регулирования: Метод централизованного регулирования. Метод децентрализованного регулирования. В качестве способов правового регулирования административно-правовых отношений используется:

    • Предписание           
    • Дозволение
    • Запрет
    • Рекомендации

1.2 Субъекты административного права

 

Административное право имеет  весьма многочисленную группу субъектов: участниками административно-правовых отношении могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации.

Наиболее часто в роли субъектов  этих отношении выступают граждане. Их основные права, свободы и обязанности  в административно - правовой сфере  определены Конституцией Республики Беларусь, а конкретное содержание раскрывается в административном законодательстве.

Административно - правовой статус граждан  Республики Беларусь является, с одной  стороны, частью более широкой правовой категории, именуемой "правовое положение", или "правовой статус" гражданина. Содержание и сущность административно - правового статуса граждан проявляются  в ряде признаков. Во первых, он складывается в рамках системы "государства (прежде и выражают всего в лице его административных органов) - гражданин". При этом данные отношения в связи имеют основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В - третьих, содержание этих отношении зависит от ряда причин, включая состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовой культуры граждан. Административно-правовой статус граждан характеризуется также и единством равных прав и обязанностей. Из них одной важнейшей является предусмотренная статьёй 52 Конституции Республики Беларусь обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Содержание административного  статуса граждан в сфере административного  права (административная правосубъектность) зависит от объёма и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Правоспособность определяется теорией  права как способность граждан  быть носителем прав и обязанностей. Исходя из этого административная правоспособность - это способность граждан быть носителем прав и обязанностей в  административно-правовой сфере. Административная правоспособность является основополагающим элементом в характеристике административно-правового  статуса гражданина. Объём и содержание административной правоспособности определяется законами и соответствующими подзаконными актами, в которых содержатся конкретные нормы административного права. Объем административных прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств: возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. административная правоспособность граждан не может  быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и  объем ее может изменяться только законом.

Административная дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом  права, выполнять установленные  обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере также связана с возрастом и в ряде случаев - с состоянием здоровья. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает одновременно с совершеннолетием. В процессе реализации своих прав, свобод и обязанностей граждане чаще всего вступают в административно-правовые отношения с государственными органами, их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.[1]

 

 

2. Понятие обязательства и обязательственного права

2.1 Обязательства и обязательственное право: понятие

 

Обязательство – это гражданское  правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить  в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать вещь, выполнить работу) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Понятие обязательства употребляется  в различных смысловых значениях. Обязательством называют определенное гражданское правоотношение, либо отдельную  обязанность в этом правоотношении, либо документ, устанавливающий эту  обязанность. В данном случае речь идет об обязательстве как разновидности  гражданского правоотношения.

Основаниями возникновения обязательств служат определенные юридические факты. К ним относятся сделки, административные акты, причинение вреда другому лицу, иные действия граждан и организаций.

Субъектами обязательства являются определенные лица — должник и  кредитор. Должник — это лицо, на котором лежит обязанность  совершить определенные действия или  воздержаться от их совершения. Кредитор — это лицо, которое вправе требовать  от должника совершения или несовершения каких-либо действий.

Обязательство обладает рядом характерных  признаков:

— Обязательство — это относительное  правоотношение, поскольку стороны  точно определены. Конкретному управомоченному лицу (лицам) всегда противостоит конкретное обязанное лицо (лица), относительно этих субъектов и возникает правоотношение.

— В отличие от вещного права (права собственности), где право  по владению, пользованию и распоряжению вещью осуществляется самим собственником, в обязательстве кредитор может  реализовать свое право лишь посредством  действия должника.

— Надлежащее исполнение обязательств обеспечивается мерами государственного принуждения, содержащимися в санкциях. К отрицательным гражданско-правовым мерам воздействия на нарушителя относят взыскание убытков, неустойки, пени, штрафа.

— Для обязательств характерна исковая  форма защиты нарушенных прав. В  процессе рассмотрения иска реализуются  установленные законом или договором  санкции. Исковую защиту признают формой приведения санкций в действие.

Отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением обязательства, его содержанием, обеспечением исполнения, ответственностью за нарушение обязанностей, регулируются совокупностью норм, составляющих обязательственное право.

Обязательственное право регулирует отношения с участием граждан  при продаже им товаров, предоставлении в пользование жилья, оказании различного рода услуг и т. д.

Особую часть обязательственного права составляют нормы, направленные на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями, на возврат неосновательно сбереженного либо приобретенного имущества  за счет другого лица.

Таким образом, обязательственное  право — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения, возникающие в процессе передачи имущества, выполнения работ и оказания услуг, причинения вреда и неосновательного приобретения имущества, путем установления правовой связи между конкретными  субъектами.

Все обязательственное право состоит  из двух основных частей — общей  и особенной. Общая часть содержит нормы, регулирующие порядок возникновения и прекращения, обеспечения и исполнения обязательств, ответственность за нарушение обязанностей. Правила этих норм применяются обычно ко всем видам обязательств.[2]

Практическая  часть

3. Задача

 

Задача 11. Супруги Романовы состояли в браке с 1975 г. по июль 1997 г. В сентябре 1998г. Романова обратилась в суд с иском о взыскании с бывшего супруга средств на свое содержание (в размере четырех минимальных размеров заработной платы), поскольку она стала нетрудоспособной (инвалид 2 группы), а пенсии по инвалидности не хватает. В заявлении истица указала, что у ответчика высокооплачиваемая работа, и он в состоянии предоставить ей содержание. Инвалидность Романовой была определена в июне 1997г. в установленном прядке по результатам медико-социальной экспертизы.

1.Подлежит ли иск Романовой удовлетворению?

2.В каком размере могут быть взысканы Судом алименты па содержание Романовой?

3.При наличии каких обстоятельств суд может освободить ответчика от уплаты алиментов на содержание бывшей жены?

4.Как долго будут взыскиваться алименты на содержание Романовой?

Ответ: 
         1. Иск подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с гл. 5 «Права и обязанности супругов» ст. 30 « Сохранение права супругов на содержание после расторжения брака» КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке, обладающего для этого средствами, имеет нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течении года с момента расторжения брака. 

2. Размер средств, взыскиваемых на содержание супруга, определяется судом исходя из материального и семейного положения обоих супругов в кратном отношении к минимальной заработной плате, установленной на момент выплаты. 

В случае изменения материального  или семейного положения одного из супругов каждый из них вправе обратиться в суд с иском об изменении размера средств, взыскиваемых на содержание. 

 
         3. В соответствии со ст.32 «Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга либо ограничение этой обязанности сроком», суд может, принимая во внимание непродолжительность срока пребывания супругов в браке или недостойное поведение супруга, требующего выплаты ему алиментов, освободить другого супруга от обязанности по его содержанию или ограничить эту обязанность определенным сроком. 

Информация о работе Контрольная работа по административному праву