Концепция административного подхода к управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 23:45, доклад

Краткое описание

Представители второй (административная школа управления) рекомендуют для повышения эффективности процесса управления использовать принцип единоначалия и разделения труда. Особое место, как считают сторонники данного подхода, должны занимать дисциплина, порядок, корпоративный дух и система поощрения сотрудников.
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
Административный подход к менеджменту – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес эффективнее развивается в том случае.docx

— 22.37 Кб (Скачать файл)

 
Малый бизнес эффективнее развивается  в том случае, если руководитель активно использует основные подходы в менеджменте и грамотно их сочетает. К основным подходам менеджмента относят: подход на основе выделения различных управленческих школ, системный, процессный и ситуационный подходы.

Выделяют и дополнительные подходы: административный, нормативный  и маркетинговый, динамический, воспроизводственный  и функциональный, интеграционный, количественный, поведенческий и  комплексный.

При рассмотрении основного  подхода, представленного управленческими  школами, следует помнить о том, что он сочетает в себе четыре научные  школы менеджмента. Основное их отличие  друг от друга состоит в обозначении  места и роли человека (работника) в общей системе управления организацией.

 

Представители второй (административная школа управления) рекомендуют для повышения эффективности  процесса управления использовать принцип  единоначалия и разделения труда. Особое место, как считают сторонники данного  подхода, должны занимать дисциплина, порядок, корпоративный дух и  система поощрения сотрудников.

Сущность административного  подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности  элементов систем менеджмента в  нормативных актах.

Административный подход к менеджменту – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концепция административного  подхода к управлению

Функциональные организационные  структуры обладают следующими положительными чертами. Они позволяют высшему руководству сосредоточится на стратегических вопросах. Они создают условия для достижения высокой эффективности за счет специализации. Недостатком является то, что они приводят к межфункциональным конфликтам, затрудняют межфункциональную координацию, ограничивают возможности выращивания в организационных менеджеров способных решать вопросы стратегического характера. У линейно-функциональных структур довольно много достоинств. Они способствуют увеличению гибкости и адаптивности организации к условиям внешней среды. Эти структуры полностью освобождают высшее руководство от решения текущих вопросов и дают ему возможность заниматься только стратегическими вопросами. К недостаткам относятся возможность возникновения стратегической несовместимости отдельных самостоятельных подразделений организации, а также трудности распределения общеорганизационных ресурсов и издержек между автономными отделениями организации.

Административный менеджмент - это  составная часть общего менеджмента. Его задачей является выяснить, как  возникали и развивались структуры  управления, получить обобщающие модели соврем структур управления, исследовать  их, попробовать скорректировать  некоторые структуры. Организационные  структуры управления действуют  не в вакууме, подчиняясь воле менеджера, здесь воздействуют собственники: государство, предприятие, профсоюзы, банки, влияют идеология, традиции и др. Законы административного  менеджмента: закон специализации  управления, закон интеграции управления, закон экономии времени - он проявляет  себя как закон управления временем. Эффективность управления зависит  от скорости реакции менеджера на изменение рынка, от скорости мобилизации  рынка. Методы менеджмента:  сравнение, наблюдение, эксперимент.

Теоретические методы - дедукция, индукция (от частного к общему). Метод абстракции (отвлечение от второстепенного). Связь с другими науками: правовые науки, философия, математика, социология, психология, управление персоналом.

Наибольшая заслуга в  представлении о государственном управлении принадлежит Смиту. Он сделал анализ различных форм разделений труда, дал характеристику государства. Идеи Оуэна гуманизации управления производством, а так же признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих волнуют и сейчас. Первых менеджеров волновал вопрос эффективности производства. В этих целях разрабатывали дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции Большинство исследователей полагали, что менеджмент это искусство. Они считали, что если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, кот обладают такими качествами. Но результаты исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно. То, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции 19 века. Первый поворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. Основоположником менеджмента является Тейлор, который возглавил движение научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Тейлор в работах "Управление фабрикой" и "Принципы научного менеджмента" начал революцию в области менеджмента. В 1916г сформировалось целое направление в исследовании: научная школа, классическая, традиционная. Разновидностью классической школы управления является административная школа. Одним из пионеров ее был Файоль. Он разделил весь процесс управления на 5 функций, которые действуют до сих пор. Это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль. Американцы его называют отцом менеджмента. Блюмфильд разработал концепцию персонала, а Вебер - концепцию рациональной бюрократии, которая заключается в том, что бюрократия (порядок), устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. В 30-х г появилась школа человеческих отношений, где особое внимание уделялось человеку. Её родоначальник - Мэйо. С1960г появились школы управленческие, которые рассматривали управление как логический процесс. Сочетание человека и ЭВМ потребовали пересмотр структур элементов. Появилось моделирование, методы анализа, материальное обеспечение.

Предприятие это основная первичная  характерная единица в экономической  системе, которая, изготавливая и реализуя изделия, обеспечивает достижение своих  целей. Главная цель-получение мах  прибыли в долгосрочной перспективе. Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач. Центральная  задача - полное и своевременное  удовлетворение потребностей потребителя, являющаяся высшим смыслом и нормой деятельности каждого трудового  коллектива. Оно должно обеспечивать конкурентоспособность своей продукции  на основе ее высокого качества, гибкого  обновления в зависимости от постоянно  меняющегося спроса. Предприятие  обеспечивает развитие и повышение  эффективности производства, производит и осваивает новую технику, совершенствует выпускаемые изделия. Организует работу рационализаторов и изобретателей, обеспечивает социальное развитие коллектива, создает благоприятные условия  для работников и охрану окружающей среды. Для него характерно производственно-техническое  и организационно-экономическое  единство, а так же хозяйственная  самостоятельность.

Все фирмы и компании в менеджменте  являются организациями. Организация  составляет основу мира менеджеров, является причиной существования менеджмента. Создание отделов (подразделений) путем  группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет  добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства  компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков.

Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод  применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д. Их число зависит от потребностей самой организации.

В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен  в случаях, когда предприятие  осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ в настоящее  время получает все большее распространение  на крупных предприятиях, расширяющих  ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру  организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или  некоторые из вышеприведенных способов.

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и внедрение концепций  научного управления стало серьёзным  переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область  научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. АДМИНИСТРАТИВНАЯ или «классическая школа управления» рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления. 
Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание: 
1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы. 
2. Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы. 
3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка. 
4. Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. 
5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. 
6. Подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников. 
7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. 
8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. 
9. Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). 
10. Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте. 
11.Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. 
12. Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. 
13. Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. 
14. Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила). 
 
Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего способа разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.


Информация о работе Концепция административного подхода к управлению