Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:39, контрольная работа
Категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов
Введение
Общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.
Категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инструменты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования и т. д.
Общее назначение административно-правового регулирования общественных отношений состоит в том, что с его помощью достигается установление и организация процесса реализации прав и юридических обязанностей различными субъектами общественных отношений. Таким путем правовое регулирование придает общественным отношениям определенность и устойчивость, поскольку установленное правило, с одной стороны, указывает наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, а с другой стороны, это правило гарантируется содействием, поддержкой и охраной государства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом общественных отношениях.
Каждая отрасль права имеет свои юридические средства воздействия на общественные отношения, которые определяются предметом, а также целью административно-правового регулирования. Совокупность этих средств юридического воздействия на общественные отношения составляет метод административно-правового регулирования, присущий той или иной отрасли права.
Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.
Административно-правовое регулирование начинается с издания норм права. Административно-правовые нормы – начальный и ведущий рычаг движения государственной воли к ее исполнителям.
В механизме административно-правового регулирования общественных отношений нормативно-правовые акты выступают с двух позиций: во-первых, они несут участникам регулируемого общественного отношения в области государственного управления информацию о правовых требованиях государства; во-вторых, содержат указания на правовые элементы ( нормы права, субъективные права и юридические обязанности ,акты реализации права и правоприменительные акты), с помощью которых предполагается достигнуть оптимального согласования воли индивидуумов, их коллективов с государственной волей, т.е. упорядочения общественного отношения в общих интересах субъекта и объекта управления. Эта роль нормативно-правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования.
Назначение механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления можно определить как взятую в единстве систему административно-правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений в области хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Механизм административно-правового регулирования можно определить как особое правовое состояние, связанное с регламентацией учреждения и функционирования организационных структур, применением особых методов воздействия на подвластные объекты, связанных с ними управленческих процедур, регулятивных и охранительных специальных правовых режимов, в рамках которых действует государственная администрация в целях обеспечения реализации учредительной и внутриорганизационной деятельности аппарата государственной власти, применения приемов взаимодействия личности и государства, а также выполнения функций по обеспечения безопасности.
Административно-правовая норма предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающим в связи с формированием и осуществлением государственного управления и местного самоуправления.
Принципиальная особенность административно-правовых норм состоит в том, что большинство из них являются императивными нормами, содержащие обязательные предписания должностного или возможного поведения субъектов в предписанных ими границах, которые классифицируются на определенные виды по различным основаниям.
В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: права, обязанности, ответственность. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов предусмотренных материальными нормами административного права.
По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные:
-обязывающая норма содержит предписания субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме.
-запрещающая норма указывает на не допустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой.
-уполномочивающая норма позволяет субъектам в его пределах вариант поведения по своему усмотрению. Так же это касается субъектов публичной власти в применении того или иного варианта действий, указанных в норме.
-стимулирующие нормы направленны на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности.
-рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений с точки зрения их эффективности.
По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные.
По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы.
По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т. е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган самоуправления может их установить.
В
зависимости от государственного устройства
и административно-
По юридической силе выделяют нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах.
В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.
С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы и внутрисистемные нормы.
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.
По своему целевому назначению различаются нормы предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых нацеленные на развитие указанных процессов.
Основное отличие административно-правовых норм от норм гражданского, уголовного и конституционного права заключается в том, что административно-правовые нормы:
1. Применяются в сфере государственного управления.
2. Содержат в себе юридически
обязательные правила
3. Отсутствие конкретных
санкций в подавляющем
а) «внутриорганизационные» и «внешние» административные право-отношения;
Внутренние, или внутриорганизационные отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и муниципальных органов. Например: организационная деятельность рабочего аппарата, подготовка материалов, помощь комитетам.
Внешние отношения возникают в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам. Например: регистрация по месту жительства, предоставление деклараций от должностных лиц, регистрация ТС.
б) «вертикальные» и «горизонтальные» административные правоотношения;
Вертикальными обычно признаются
административные правоотношения, основанные
на властном подчинении одной из сторон
другой, т. е. для создания условий, необходимых
для принятия одностороннего юридически-властного
решения. Например: отношения между вышестоящими
и нижестоящими звеньями механизма исполнительной
власти, между руководителями и подчиненными
им по службе работниками административно-
Горизонтальные отношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не независима от другой. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий. В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа “субъект – субъект” в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа “субъект – объект”. Например: взаимодействие министерств для принятия совместных нормативно-правовых актов, формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий.
в) административные правоотношения «власти-подчинения»;
Отношения власти-подчинения характеризуются юридической зависимостью, неравенством сторон при условии, что нормативно-правовым актом установлен данный характер отношений между ними. Например: полномочия одного субъекта по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта.
г) правоотношения «договорного типа»;
Отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений. Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти. Элементы административных договоров можно обнаружить в Федеративном договоре, поскольку в нем определяются основы разграничения компетенции различных субъектов исполнительной власти. Например: договоры между соответствующими органами автономных округов и краев, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, на договорных началах определяется порядок передачи приватизируемых предприятий.
д) «субординационные» и «координационные» административные правоотношения;
Субординационные отношения базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений. Например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами.
Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они могут быть использованы не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи. Например: отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами, а также в рамках деятельности самих данных органов. Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования общественных отношений