Общественная власть в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью этой работы явилось изучение существования и развития человечества в первобытном обществе без государства и права.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Определить причины и условия возникновения общества;
2. Изучить становление и развитие первобытного общества;
3. Раскрыть понятие и структуру общественной власти;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Первобытное общество
1.1. Понятие первобытного общества……………………………….....5
1.2. Характеристика первобытного общества………………….……….6
Глава 2. Общественная власть в первобытном обществе
2.1. Понятие "общественной власти"………………………………...10
2.2 . Характеристика общественной власти в первобытном обществе….12
Заключение……………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………3

 

Глава 1. Первобытное  общество

 

  1.1. Понятие первобытного общества……………………………….....5

 

  1.2. Характеристика первобытного общества………………….……….6

 

Глава 2. Общественная власть в первобытном обществе

 

    1. Понятие "общественной власти"………………………………...10

 

    1. . Характеристика общественной власти в первобытном обществе….12

 

Заключение……………………………………………………………………19

 

Список используемой литературы…………………………………………..21

 

 

Введение

 

 О том, как, в силу каких  причин и условий возникло  общество, в научных представлениях  прошлого и настоящего нет  однозначного решения. Однако  всеми мыслителями, как правило,  выделяется обязательный формальный  признак общества – совокупность  индивидов, обладающих сознанием  и волей.

 Что же придает совокупности  индивидов характер общества? Как  подтверждают историческая и  социологическая науки, объединение  индивидов в человеческое общество  происходит лишь на основе  общего интереса.

 Без общих интересов общество  немыслимо. Такому утверждению  нисколько не противоречит то  обстоятельство, что в одном и  том же Обществе могут быть  интересы не только сходные,  но и противоположные друг  другу.

 Всякий человек имеет свои  личные интересы, и как бы он  не приспосабливался к общественной  среде, его индивидуальные интересы  будут сохраняться. Поэтому общие  интересы объективно могут противоречить  интересам индивидуальным. Главное  состоит в том, какие из этих  интересов преобладают.

 Организованность общества  зависит от гармоничного сочетания  общих и индивидуальных интересов  его членов. Несовместимость этих  интересов ведет к дестабилизации  общественной жизни.

 Общество создается на основе  взаимных интересов, которые осуществляются  в результате Взаимного сотрудничества  его индивидов. Это позволяет  достичь совместными усилиями  тех целей, которые недостижимы  для отдельного человека. К. Маркс,  например, кратко определял общество  как “продукт взаимодействия  людей”.

 Но не всякая совокупность  людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей  в театре объединяет общий  интерес – но это не общество. Совокупность индивидов должна  быть заинтересована не только  в чем-то, находящемся вне ее, но  и должна осознавать, что эта  цель достижима только при  совместном стремлении к ней.  Это означает, что у совокупности  людей должна быть заинтересованность  в друг друге, дающая возможность осуществления интересов каждого.

 Однако не всякая совокупность  взаимодействующих индивидов на  базе общих интересов образует  общество (коллектив рабочих после  выполнения работ по строительству  дома может распасться). Обществом  можно назвать только такую  совокупность людей, в которой  индивиды связаны между собой  интересами, имеющими постоянный  и объективный характер. Такие  общественные связи обеспечивают  нормальное функционирование сообщества  людей, Его воспроизводство и  саморазвитие.

 Общество не произвольное  или принудительное объединение  людей, ведь вне общества, вне  социальных связей человек со  временем теряет качества существа, одаренного волей и сознанием.  К. Маркс был безусловно прав, говоря, что сущность человека состоит во всей совокупности его общественных связей.

 Человек – первичная клеточка  общества. Но общество не есть  механический конгломерат индивидов.  Это сложное социальное образование,  состоящее из многообразных связей  и отношений, складывающихся между  членами общества и их различными  объединениями.

 Для общества как объединения  взаимодействующих индивидов характерен  организующий фактор, который определяет  границы человеческого поведения  в интересах всего общества. Эту  функцию выполняет само общество  через соответствующие органы  власти и вырабатываемого им  правила поведения.

 Таким образом, целью этой  работы явилось изучение существования  и развития человечества в  первобытном обществе без государства  и права.

 Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

1. Определить причины и условия  возникновения общества;

2. Изучить становление и развитие  первобытного общества;

3. Раскрыть понятие и структуру  общественной власти;

4. Изучить особенности организации  и осуществления общественной власти в первобытном обществе.

 

 

 В работе использованы труды авторов : В.П. Алексеев, М.Н. Маковский, А.И. Першиц и др.

Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Первобытное общество

 

1.1. Понятие  первобытного общества

 

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО - первая форма  существования и развития человеческого  общества, пришедшая, примерно, 35—40 тыс. лет тому назад на смену человеческому  праобществу .Около 5 тыс.  лет тому назад  П. о. сменилось классовым, цивилизованным. В истории доклассового, или  П. о., принято прежде всего выделять стадию собственно  П. о. и стадию общества, переходного от собственно первобытного к классовому, — предклассового общества. В свою очередь, стадию собственно П. о. теперь чаще всего подразделяют на этап раннего первобытного (раннепервобытного) общества и этап позднего первобытного (позднепервобытного) общества.

Для раннего П. о. была характерна совместная собственность всех членов первобытной  общины, вместе взятых, как на все  предметы потребления, так и на средства производства. Эта общественная собственность  проявлялась в том, что все  члены раннепервобытной общины имели право на продукт, добытый любым из них, исключительно лишь в силу принадлежности к этому коллективу. Других оснований не требовалось. Весь созданный продукт распределялся между всеми членами общины сообразно их потребностям. Действовал принцип: от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. Таким образом, в раннем  П. о. существовали первобытно-коммунистические, или коммуналистические, отношения распределения и тем самым собственности, и, соответственно, коммуналистические способы производства. Коммуналистический характер социально-экономических отношений раннепервобытного общества был обусловлен объемом общественного продукта. Последний в применении к первобытному обществу подразделяется прежде всего на жизнеобеспечивающий продукт, т.е. такой, который абсолютно необходим для поддержания физического существования членов первобытного коллектива, и избыточный продукт, т.е. превышающий этот уровень.

Пока весь общественный продукт  был жизнеобеспечивающим, никакое  другое распределение, кроме коммуналистического, не могло существовать. Любая другая форма распределения привела бы к тому, что часть членов общества получила бы меньше продукта, чем необходимо для поддержания их существования, и, в конце концов, погибла бы. А это привело бы к деградации и распаду самой общины. Появление сравнительно небольшого избыточного продукта также не могло сколько-нибудь существенно изменить ситуацию.

Ситуация изменилась, когда избыточный продукт стал производиться в  большем количестве. Так как люди по-прежнему получали долю продукта от общества исключительно лишь в силу принадлежности к нему, то возникла возможность неравномерного распределения  продуктов труда. Необходимыми стали  новые стимулы к труду. И они  появились. Произошла перестройка системы экономических отношений, которая выразилась прежде всего в возникновении распределения по труду, начавшего постепенно вытеснять коммуналистическое распределение. На смену раннему П.о. пришло позднее. Произошло раздвоение экономики на жизнеобеспечивающую и престижную. Престижно-экономические отношения приобрели такое значение, что позднепервобытное общество можно было охарактеризовать как первобытно-престижное. Возникновение распределения по труду и престижной экономики с необходимостью предполагало появление наряду с общественной собственностью частной собственности членов общества и тем самым соответственно имущественного и социального неравенства. Еще на стадии первобытно-престижного общества стали возникать различные методы и типы эксплуатации.

Их развитие привело к переходу от первобытно-престижного общества к предклассовому, где возникли такие методы эксплуатации, как систематический военный грабеж, данничество, посредническая торговля и ростовщичество, а также нехарактерные для П.о. способы производства. В частности, шло формирование политарного способа производства (см. Политаризм), который в последующем лег в основу первых классовых обществ.

1.2. Характеристика  первобытного общества

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий  экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

- совершенствование орудий труда  (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

- совершенствование способов, приемов  и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение  труда, включая крупные общественные  разделения труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению  производительности труда.

Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам

Однако сама возможность объединения  в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим  собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для  осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и возникшая религия.

Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

Информация о работе Общественная власть в первобытном обществе